ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Эжен Ионеско

(1912-1998)

Жизнь и творчество

Эжен Ионеско родился 26 ноября 1912 года в румынском городе Брашов. Его мать была француженкой, поэтому в 1913 г. родители будущего драматурга перебрались в Париж, В Румынию семья вернулась аж в 1925 г. В Бухаресте Эжен закончил университет, преподавал французский язык в лицее. А в 1938 p., получив стипендию, навсегда уехал во Францию.

До 1948 г. Ионеско делал только регулярные дневниковые записи и, по его собственным словам, чувствовал отвращение к театру.

В 1950 г. в парижском «Театре Лунатиков» режиссер Н. Батай поставил первую пьеса Ионеско «Лысая певица». Поводом к написанию пьесы стало ознакомление автора с самоучителем английского языка. В бессмысленности зав слыханных фраз, в бессмысленности диалогов, в банальности мыслей и алогичности ситуаций, описанных в учебнике, Ионеско увидел отображение абсурдности человеческого бытия.

В поисках новой эстетики. «Лысая певица» имеет подзаголовок «анти пьеса». Ионеско, действительно, пишет произведение, которое разрушает каноны драматургического рода. «Лысая певица» - пьеса камерная, как, впрочем, и большинство пьес Ионеско. Главные персонажи - супружеская пара Смитов и чета Мартинов, которые наведались в гости к Смитов. Пьеса лишена традиционного сюжета, в ней, по сути, ничего не происходит. Персонажи обмениваются репликами, словами, в которых нет ни новой информации, ни оригинальной живой мысли. Диалог в пьесе строится по принципу алогичности, разрушение причинно-следственных связей. Динамизм пьесы заключается в том, что по мере приближения к финалу речь персонажей становится все более нечленороздільною, и в заключительной сцене они бросают в лицо друг другу уже не реплики и даже не слова, а отдельные слоги и звуки.

Автоматизм языка - главная тема «Голомозої певицы». Пьеса Ионеско учит нонконформизма, развенчивает мелкого буржуа как тотального конформиста, как человека воспринятых им идей и лозунгов.

Уроки абсурда. Вторая пьеса Ионеско «Урок» (1951) развивает идею драматурга о творческую энергию языка. Речь трансформирует реальность: скромный учитель превращается в убийцу, потому что «арифметика ведет к филологии, филология - к преступлению». Учитель, носитель языка, воплощение интеллектуального, разумного начала, в своем единоборстве с наивным самодовольством и неотесанным «трезвым рассудком» своей ученицы поддается энергии языка, ее власти и совершает преступление.

Пьесы «Жертвы долга» (пост. 1953), «Амадей, или Как от него избавиться» (1954), «Бесплатный убийца» (1958) развивают тему абсурдности бытия, постепенно разрушают внешнюю правдоподобность образа, нередко иллюстрируя процессы, происходящие в подсознании.

Против стадности и вырождения. Пьеса «Носороги» (1959) - аллегория человеческого общества, где озверение людей - закономерный результат социального устройства. Впоследствии Ионеско так объяснял замысел своего произведения: «Носороги» - без сомнения, антинацистский произведение, но прежде всего это пьеса против коллективных истерии и эпидемий, что скрываются под личиной ума и идей, но не становятся от этого менее серьезными коллективными заболеваниями, которые оправдывают разные идеологии».

Авангардным Ионеско считал такое искусство, которое сочетает в себе конкретно-историческое и универсальное, которое в актуальном видит определенную «неизменную общую основу, что ее можно раскрыть непосредственно в себе». По мнению Ионеско, искусство по своей природе является аристократическим, поскольку защищает индивидуальность против стадности: «Настоящий аристократизм является не чем иным, как стремлением к свободе. Драматург остро выступал против ангажированности искусства: «Ангажированность ампутує человека».

Важной задачей искусства он считал исследование огромных просторов внутри нас самих. В пьесах «Воздушный пешеход» (1963) и «Король умирает» (1963) главной становится тема смерти и разрушения. Пьеса «Жажда и голод» (1965) свидетельствует об отходе Ионеско от сатирической направленности и относительной конкретности изображения, это произведение является наиболее полным воплощением пессимистических идей драматурга, знакомых читателю и зрителю за его ранними произведениями.

До предела Молчание. 1970 г. драматурга был избран членом Французской академии. Однако вскоре после этого Ионеско отошел от литературной деятельности, посвятив свой досуг коллекционированию полотен любимых художников (его «кумирами» были, прежде всего, Хуан Миро и Макс Эрнст) и живопись (картины Ионеско напоминают веселые детские рисунки).

Умер Е. Ионеско в 1998 году. Последние годы его жизни прошли в швейцарском городке Сен-Галлен. За несколько лет до смерти, оглядываясь назад и оценивая пройденный путь, драматург отмечал на страницах немецкого журнала «Цайт магазин»: «Лысая певица» - это пьеса молчание, потому что ни о чем не рассказывает. На склоне лет я осознал, что очень люблю жизнь, люблю людей, но своим творчеством приблизился к границе Молчания".