ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Франческо Петрарка
(1304-1374)

Жизнь и творчество

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaitre возрождаться), одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.

Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий) стал идейной основой культуры Возрождения.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для цельного развития научной мысли.

Зарождение ренессансной литературы во второй половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая и х не по родовитости, а с доблестными деяниями человека, его волей и правом на наслаждение радостями земной жизни.

Явление таланта Петрарки огромно. Оно не покрывается даже самым высоким признанием его собственных литературных заслуг. Личность, поэт, мыслитель, общественный деятель - в нем неразделимы. Вот уже более шестисот лет человечество чтит великого итальянца прежде всего за то, что он, пожалуй, как никто другой, способствовал насланню новой эпохи, которая называется Возрождением.

Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел понять целостность передвідроджувальних течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшем программой грядущих европейских поколений.

Петрарка - родоначальник новой современной поэзии. Его «Книга песен» надолго определила пути развития европейской лирики, став своего рода непререкаемым образцом. Если сначала для современников и ближайших последователей у себя на родине Петрарка являлся великим реставратором классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и литературе.

Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследственным путь к познанию задач и сущности поэзии, познанию нравственного и гражданского призвания поэта.

Во время чтения произведений Петрарки возникает автопортрет, где впадает ее глаз черта - потребность в любви. Это и желание любить и потребность быть Любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поста к Лауре, главной героини сонетов и других стихотворений, составляющих «Книгу песен».

Важна в жизни Петрарки любовь к домашним (матери, брату Герардо, племяннику Франческо), к многочисленным друзьям: Гвидо Сетте, Джакомо Колонна, Джованни Боккаччо и многих других. Вне дружбы, вне любви к ближнему и вообще к людям Петрарка не мыслил себе жизни.

Еще одна черта, которую выделил в себе сам поэт, за которую порой (особенно на склоне лет) себя корил, - это любовь к славе. Не в смысле, однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связанное с творческим импульсом. Как раз оно в основном и побудило Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала уменьшаться. В «Письме к потомкам» он с грустью пишет о свое увенчание в Риме, а перед смертью даже был готов признать триумф Времени над Славой.

К несомненным земных радостей принадлежит, за Петраркой, и вера в красоту человека и могущество его ума. Но все это крыло и множество побочных соблаВНОв, которых, по мнению Петрарки, человеку, за ее слабость, трудно избежать. Отсюда и сомнения в абсолютной ценности земных радостей. Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало. Его интересовало и прошлое, и настоящее, и будущее. Поражает и широта его интересов. Он писал о медицине и о качествах, необходимых полководцу, о проблемах воспитания и о распространении христианства, об астрологии и о падении воинской дисциплины, о выборе жены и о том, как лучше устроить обед.

Петрарка превосходно знал античных мыслителей, но сам в области чистой философии не создал ничего оригинального. Критический же его взгляд был цепкий и точный. Много интересного написано им о практической морали.

Отрекшись от мирской суеты, Петрарка жил интересами времени, не был далек и от общественных страстей. Да, он был пламенным патриотом. Италию он любил до несамовитості. ее беды и нужды были его собственными, личными. Тому множество подтверждений. Одно из них - знаменитая канцона «Италия моя». Заветным стремлением его было видеть Италию единой и могущественной. Петрарка был убежден, что только Рим может быть центром папства и империи. Он оплакивал разделение Италии. Самое страшное для Петрарки - внутренние распри. Сколько усилий он приложил, чтобы остановить братоубийственную войну между Генуей и Венецией за торговое преимущество не Черном и Азовском морях! Литературу Петрарка понимал как художественное совершенство, как богатство духовное, как источник мудрости и внутреннего равновесия. В оценках же время ошибался. Так, он думал, что его «Триумфы» по значимости настолько же превосходят «Канцоньере», насколько «Божественная комедия» превосходит дантівське же «Новую жизнь». Еще он ошибался в оценке своих латинских сочинений, количественно превосходили написанное им по-итальянски в пятнадцать раз! В сонете CLXVI Петрарка говорит, что не займись он «мелочами» (стихами на итальянском языке), «Флоренция нашла бы поэта, как Мантуя, как Арунка: и Верона». Флоренция обрела поэта не меньше, чем Вергилий и Катулл, и подарила его Италии и всему миру, но именно благодаря этим «мелочам».

Конечно же, главным произведением Петрарки является его «Книга песен», состоящая из 317 сонетов, 29 канцон, а также баллад, секстин и мадригалов.