ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

И семестр

 

МИФ И ЛИТЕРАТУРА

 

УРОК № 5

Тема. Древнеиндийский миф о создании мира

 

Цель: ознакомить с древнеиндийским мифом о создании мира и людей, работать над пересказом мифа; развивать связную речь; воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям других народов.

Оборудование: головоломка; тексты мифов Древней Индии, запись народной индийской музыки.

 

Пустыня - это Бог без людей.

О. де Бальзак

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

Перевод древнекитайского мифа о создании мира.

 

2. Игровое задание

Согласно китайской мифологии, в мире действуют две силы: темная инь и света янь.

Инь отождествляется с женским началом и обозначается

Янь - символ мужского начала и обозначается

Составьте из частиц целые слова, касающиеся китайской мифологии.

 

 

(Нюйва, Паньгу, яйцо)

 

II. Мотивация учебной деятельности

Звучит народная индийская музыка.

Слово учителя

- Индия - страна многовековой культуры, истоки которой берут начало во втором и даже в третьем тысячелетиях до нашей эры. Индийцы сделали огромный вклад в мировую культуру и науку. Например, цифры, которые используются большинством народов мира, были изобретены в Индии. Европейцы узнали о эти цифры от арабов, и поэтому они ошибочно называются «арабскими». Работы индийских ученых начали алгебру, геометрию и тригонометрию. Всемирно известными являются древние памятники индийской литературы - эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Индийские художники, скульпторы и архитекторы оставили замечательные памятники архитектуры, скульптуры и живописи, которые издавна прославили Индию как «страну Чудес».

 

III. Изучение нового материала

1. Подготовка к восприятию произведения

Особенности индийской мифологии

• Древнеиндийские мифы совсем не такие популярные, как мифы скандинавские или греческие. И они вошли в литературу этой страны так давно (от 3 до 3,5 тысяч лет назад), что сохранились почти в неизменном виде.

• Боги Древней Индии, конечно, похожи на уже известных нам богов. Но совсем не похожа на все, что уже знакомо читателю, и роль, которую в этих мифах играют мудрецы. Это знатоки священных обрядов, которые владеют тайнами магии. Они обычно божественного происхождения, но достигают могущества не благодаря ему, а в результате длительного отшельничества. Их чудесные способности - дар, полученный в награду за духовные подвиги. Сосредоточившись на познании и исполнении высших законов мира, мудрецы отказываются от всех радостей жизни - от богатства, любви, семьи. Зато могущество их нередко превышает власть и силу самих богов.

• Кто же награждает мудрецов за их духовные подвиги? Это всегда делает Брахма, творец Вселенной, который установил его законы. Создатель мирового порядка почти не вмешивается в ход событий, связанных с его временными нарушениями. Для этого существуют другие боги: Вишну, Шива, Индра. А также мудрецы: Чьявана, Агастья. И совсем не случайно мудрецов называют «брахманами», то есть почти так, как и Бога-Творца.

 

2. Словарная работа

Брахма - высшее божество, творец мира. Входит в триаду верховных богов индуизма, в которой Брахма как создатель Вселенной противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

Варуна - бог, связанный с космическими водами, хранитель истины и справедливости; вместе с Индрой - величайший из богов индийского пантеона.

Асуры - небесные персонажи, которые имеют колдовскую силу майя. Противопоставляются богам, выступают как высший класс демонов.

Адит - женское божество, мать богов.

Вівасват - солярное божество, олицетворяющее свет на небе и на земле, родоначальник людей.

Вишну - один из главнейших богов, что составляет вместе с Брахмой и Шивой божественную триаду

Яма - владыка царства мертвых, сын Вівасвата и Саранью.

Ману - першопредок, прародитель людей. Ману - сын Вівасвата и брат Ямы. Ману - первый человек, жила на земле и стала царем людей, а Яма - первый человек, умерла и стала царем умерших предков.

 

3. Чтение древнеиндийского мифа о создании мира.

Сначала не было ничего: ни солнца, ни звезд, ни неба, на котором они могли появиться. Не было и времени, ибо некому было отмерять его. Только воды простирались беспредельно. Они возникли из тьмы спящего мрака, сами собой, раньше всех других творений. В водах зародился огонь. Большой силой этого огня в них было рождено Золотое Яйцо. Затем из Золотого Яйца возник Першопредок Брахма. Появившись, он разбил Яйцо пополам. Верхняя его половина стала небом, нижняя - землей, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздух. И он утвердил землю среди вод, создал страны света, и положил начало времени.

Но когда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, в этой кромешной тьме новой Вселенной, ему стало страшно и одиноко. С того времени страх обнимает каждого, кто остается сам. И он подумал: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?». И страх его прошел, потому что страх может быть от кого-то другого. Но и радости не знал, и поэтому тот, кто находится в одиночестве, не знает радости.

Он задумался: «Как мне создать потомков?» И силой своей мысли он породил шестерых сыновей, шестерых великих властителей, созданий, от которых пошли другие боги, а также люди, животные, птицы, змеи и демоны. Многочисленные потомки Брахмы населили землю, небеса и подземные миры.

Самыми знаменитыми из богов стали Индра - бог грозы и грома, Варуна - бог океана, Вівасват - бог солнца, которого называют также Сурья; но всех превзошел могуществом младший из рожденных богов - Вишну, хранитель Вселенной.

Когда Брахма завершил сотворение мира и от сыновей его пошли все живые существа, сам он, утомленный творением, отправился отдыхать в тени священного дерева шалмалі, а всю власть над миром передал детям - богам и асурам. Асуры были старшими братьями богов. Они были могучи и мудры и знали тайны колдовство, могли перевоплощаться в разные образы и становиться невидимыми.

С помощью колдовства они получили несметные сокровища и спрятали их в пещерах. Заважничали своим могуществом асуры, и счастье покинуло их и перешло к богам. Тогда же началась великая битва между богами и асурами. Возглавил небесное воинство Индра - бог-громовержец.

 

4. Беседа

• Как зовут создателя вселенной в индийской мифологии? (Брахма)

• Назовите самых могущественных индейских богов. (Индра, Варуна, Вівасват, Вишну,...)

• Какие человеческие чувства присущие Брахме? (Страх, одиночество)

• Кто постоянно боролся за власть с богами? (Асуры)

• Почему счастье отвернулось от асуров? (Они заважничали своей мощью)

• Кто возглавил борьбу между богами и асурами? (Индра)

 

5. Чтение древнеиндийского мифа о сотворении людей

Когда у матери богов Адити родился восьмой сын, она назвала его Вівасват. Он не был похож на других богов, ведь у него не было ни рук, ни ног, он был гладким со всех сторон, а его рост равен его толщине. Старшие братья решили переделать его, отсекли все лишнее, и так возник прародитель людей. Он стал богом солнца, и как бог солнца он называется Сурья. Старшие дети Вівасвата родились смертными. Его сын Яма был первым человеком на земле, что умерла. Он открыл смертным путь в потусторонний мир. Милостью отца, бога Сурьї и других богов он стал властителем царства мертвых и царем справедливости. В его царство тропой, проложенной им самим, уходят с земли души тех, кто умирает.

Ману же, брат Ямы, единственный из смертных, спасся во время Великого потопа - от него и пошли все люди.

 

6. Беседа

• Как возник прародитель всех людей? Как его звали? (Вівасват)

• Кто в индийской мифологии был повелителем царства мертвых и царем справедливости? (Яма)

• От кого пошли все люди после потопа? (От Ману)

 

IV. Итоги урока

• Объясните, как связано высказывание О. де Бальзака «Пустыня - это Бог без людей» с древнеиндийским мифом о создании мира.

• Сравните древнеегипетский, древнеиндийский и древнекитайский мифы между собой. Что вы видите в них общего и отличного? Какие мифы больше похожи между собой?

 

V. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации к мифам, которые понравились больше всего.