ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Почему Мастер заслужил «покой», а не «мир»?

М. О. Булгаков - русский писатель, основной период творчества которого пришелся на тяжелые 1920-1940-е годы, когда отношения между художником и властью до невозможного усложнились. Булгаков неоднократно обращался к теме «художник и общество» («Жизнь господина де Мольера», «Мольер». «Последние дни»). Наиболее полное воплощение эта тема получила в романе «Мастер и Маргарита».

В своих более ранних произведениях Булгаков противопоставлял одухотворенную и одинокого человека антигуманизма «власти» и «стихийности» истории. В «Мастере и Маргарите», своем наиболее зрелом произведении, писатель приходит к другой мысли. Человек, а особенно художник, обязана всей своей душой и совестью участвовать в борьбе за совершенствование мира, в котором она живет. Позиция неучастия, а тем более капитуляции для Булгакова неприемлема.

В 20-е годы, когда возникал замысел романа, оформились концепции О. 1. Опарина и Дж. Холдейна о возникновении жизни я па Земле. Согласно их взглядам, мир вообще, и мир человеческий в том числе, возникли в результате эволюции от примитивных форм ко все более сложным, от механических до органических, от животных до человеческих, от эгоистических к одухотворенных. Как врач и естественник, человек большой эрудиции, Булгаков был знаком с этой теорией. Она нашла художественное отражение в романе «Мастер и Маргарита» в разных образах и символах. В частности, в романе «мир» противопоставлен «покоя». Ведь «мир» - это движение, и путь человеческих стремлений к нему бесконечен. «Покой» - это уход из жизни. По мнению Булгакова, только в борьбе, в преодолении жизненных трудностей может найти себя человек. Суд земной в лице литературных критиков Латунського и К° приговорил Мастера. В обществе воинствующего атеизма его обвинили в «апологии Иисуса Христа», в «пілатовщині» и старообрядчестве. И хотя Мастер прекрасно понимает всю фальшь этих обвинений, он оказывается морально сломленным. Но не это главный суд. Почему Мастер так быстро отрекается от своих идей, своего романа? Он даже пытается отказаться от своей большой любви - Маргариты (находясь в клинике для душевнобольных, он надеется, что она его за четыре месяца забыла). Наверное, потому, что и раньше в его жизни было немало случайного, импульсивного. Лишь благодаря стечению обстоятельств он начинает работу над романом. Возможно, если бы не вера и поддержка Маргариты, он не закончил бы роман. Не случайно Булгаков ни разу на протяжении романа не показал своего героя в работе, в усилиях духа. Конечно, на него рухнули жизненные неурядицы, но не так сразу должна отступать человек. А он всю жизнь бежит от окружающего мира - то в исторический музей, то в подвал, то в клинику для душевнобольных. Зная обстановку в стране, где в 1930-е годы усилились репрессии, можно было предположить, что Мастера поместили в клинику власти по обвинению в інакомисленні. Но нет - он попадает туда по собственному желанию, даже считает, что «здесь очень и очень неплохо». Он уверяет себя, что «не нужно задаваться большими планами». Вот почему Булгаков осуждает своего героя. Мастер выпал из цепи непрерывной человеческой борьбы за совершенствование жизни. Великая борьба Добра и Зла за душу человека - это противостояние космического мрака (Воланд и его окружение) и самоотверженного и творческого человеческого света (образ Иешуа). Мастеру не удается остаться борцом до конца. За ним остаются тревоги и волнения жизни настоящего и тяжелого. Впереди ждет призрачное, условное существование вне жизни, вне «миром». Он сам обрек себя на бездействие духа. Вот почему ему дарован «покой».