ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Особенности материализации овідієвих метаморфоз в романе Рансмайра «Последний мир»

Толчком для написания романа «Последний мир» стала работа К. Ран-смайра над прозаическими переводами «Метаморфоз» Овидия, которые заказало одно почтенное немецкое издательство. На несколько лет Овідієві «Метаморфозы» заполонили воображение писателя. В «Замысле к роману» К. Рансамайр подал такую характеристику своего произведения: «Тема - исчеВНОвение и реконструирование литературы, поэзии; материал - «Метаморфозы» Публия Овидия Назона». «Последний мир» стал яркой иллюстрацией концепции постмодернизма о «мир как текст». Сама реальность воспринимается как раВНОвидность безграничного текста, а «чужой» текст становится героем нового произведения.

Сюжетную канву романа составляет путешествие римского гражданина Котта до черноморского города Тома, где находился в ссылке поэт Публий Овидий Назон. Побудили Котта до этого путешествия смутные слухи о поетову смерть, желание разыскать или его самого, или его могилу и последний Назонів произведение«Метаморфозы», который опальный поэт сжег, оставляя Рим.

Котта стремился разыскать «Метаморфозы», а вместо этого нашел в Томах «живых» персонажей, а вот текста не нашел. «Материализация» персонажей произведения, на первый взгляд, кажется достаточно парадоксальной: Терй - потрошитель, Кипарис - карлик-киномеханик, Эхо - проститутка и т. д. Но постепенно все они проявляют свой генетический связь с «Метаморфозами».

Художественный мир романа сложен и неоднозначен. Его главным законом является метаморфозы. Первое, на что читатель обращает внимание, это странное сочетание в одном произведении черты разных исторических эпох. События, происходящие в романе, связанные с античностью, но определить историческое время «Последнего мира» очень сложно: мифические, исторические, вымышленные персонажи живут в каком-то условном, или «последнем», времени, где словно спрессована вся история человечества. Поэтому Пифагор, древнегреческий математик, философ и ученый, родился около 570 г. до н.э., превращается в романе на слугу Публия Овидия Назона, римского поэта, который родился в 43 г. до н. э. А один из персонажей-Дит - оказывается ветераном и дезертиром Второй мировой войны. Из этого сплава различных исторических эпох возникает своеобразный художественный «вневременной» пространство произведения - «последний мир», в котором теряются и реальные пространственные понятия. Например, тот же Дет во время Второй мировой войны бывал в Констанце, затем его, тяжело раненного, привезли в Тома; в Тома из Констанцы когда ходил даже автобус (хотя Констанца - нынешнее название древних Томов).

Сам поэт-художник, который подал в «Метаморфозах» историю человеческой цивилизации, стал главным героем романа К. Рансмайра, хотя ни разу он не появляется перед читателем, только в Коттових воспоминаниях и рассказах о нем других людей. Метаморфоза, или реконструирование, то есть изменения в соответствии с определенными требованиями времени, восстановление того, что уже потеряно, становится композиционным принципом строения произведения и основным смысловым принципом. Изменениям подвергаются все и все: Тома, жители города, природа. Не найдя Назона, но частично услышав его книгу от Эхо и частично увидев ее на коврах немой ткачихи Арахны, меняется и Котта.

К. Рансмайр отмечал, что от самого читателя, от его способности воспринимать будет зависеть, насколько его захватит ассоциативное поле, или натолкнет на собственные размышления и интерпретации. Поэтому «Последний мир» можно воспринимать как суровый приговор человеческой цивилизации, неизбежно идет к гибели, исчерпав свою культуру, моральные и художественные ценности. А можно как «постмодернистскую игру», в которой один художественный текст употребляется в другом, утверждая «постоянство изменчивости» бытия, побуждая читателя вычитывать авторский «подтекст» и создавать собственный «надтекст».

Подтолкнут к этому читателя и комментарии автора к собственному роману - «Овідіїв репертуар», где кратко характеризуются персонажи «Последнего мира» и их античные прототипы, хотя и в этом разделе произведения чувствуется определенная авторская ирония.

Метаморфозы в романе «Последний мир» становятся законом бытия: все меняется, преображается, но эти преобразования не подлежат логическому толкованию, они неожиданные и абсурдные, и единственное, что их направляет - генетическое родство с «Метаморфозами» Овидия. Таким образом К. Рансмайр воплощает постмодернистскую идею «мира как текста».