Альбер Камю
(1913-1960)
Жизнь и творчество
Судьба Альбера Камю неразрывно связана со всеми катаклизмами, которые переживала Европа в первой половине прошлого века.
Французский эссеист, писатель и драматург Альбер. Камю родился 7 ноября 1913 г. в Мондови, в Алжире, в семье сельскохозяйственного работника Люсьена Камю, ельзасця по происхождению, который погиб во времена Первой мировой войны, когда Альберу не было еще и года. Быстро спустя в его матери, в девичестве Катрин Сінтес, малограмотної женщины испанского происхождения, произошло кровоизлияние, в результате которого она осталась напівнімою. Семья переехала к бабушке и дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была работать служанкой. Тяжелое было детство Альбера, и он не замкнулся в себе, восхищался красотой северо африканского побережья, которая очень диссонировала с его нищенской жизнью. Детские впечатления оставили глубокий след в душе Камю - человека и художника.
Значительное влияние на Альбера оказал его школьный учитель Луи Жермен, который, увидев способности своего ученика, как мог помогал ему. При поддержке Жермена Камю удалось 1923 г. поступить в лицей, где интерес к учебе сочетался у молодого человека со страстным увлечением спортом, особенно боксом. Однако в 1930 г. парень заболел туберкулезом, что навсегда лишило его возможности заниматься спортом. Несмотря на болезнь, будущему писателю пришлось сменить немало профессий, чтобы оплатить обучение на философском факультете Алжирского университета.
Завершив работу о Блаженного Августина и греческого философа Плотина (1936), Камю получает диплом магистра философии, однако академической карьере молодого ученого мешает туберкулез - Камю не остается в аспирантуре. Покинув университет, он, заботясь о здоровье, едет до французских Альп и впервые оказывается в Европе. Впечатления от путешествий Италией, Испанией, Чехословакией и Францией составили первую опубликованную книгу писателя «Изнанка и лицо» (1937), сборник эссе, куда вошли также воспоминания о мать, бабушку, дядю.
1936 г. Камю начал работу над своим первым романом «Счастливая смерть», который увидел свет только в 1971 г. На то время в Алжире Камю уже считался ведущим писателем и интеллектуалом. Театральную деятельность (он был актером, драматургом, режиссером) художник соединяет в эти годы с работой политического репортера, книжного обозревателя и редактора в газете «Республиканский Алжир». Через год после опубликования своей второй книги «Брак» (1938) Камю навсегда переезжает во Францию.
В период фашистской оккупации Франции писатель принимает активное участие в движении Сопротивления, сотрудничает с подпольной газетой «Вий», издававшейся в Париже. Одновременно он работает над завершением повести «Посторонний» (1942), работу над которой начал еще в Алжире и которая снискала ему международное признание. Эта повесть - анализ отчуждения, бессмысленности человеческого существования.
За «Посторонним», имевший огромный успех, появилось философское эссе «Миф о Сизифе» (1942), где автор сравнивает абсурдность человеческого бытия с трудом мифического Сизифа, обреченного вести постоянную борьбу против сил, с которыми не в состоянии справиться. Отвергая христианскую идею спасения и загробной жизни, которая придает смысл «сізіфовій труда» человека, Камю парадоксальным образом находит смысл в самой борьбе. Спасение, по его мнению, в ежедневной работе, смысл жизни - в деятельности.
По окончании войны Камю некоторое время продолжает работать в «Бою», который становится официальной ежедневной газетой. Однако политические раВНОгласия между правыми и левыми заставили писателя, который считал себя независимым радикалом, 1947 г. оставить газету. В то же время выходит и третий его роман - «Чума», история эпидемии в алжирском городе Оране. Теме универсального зла посвящена и «Калигула» (1945), лучшую, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. Это произведение, в основе которого книга Светонія «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда.
Как один из ведущих художников в послевоенной французской литературе, Камю в это время сближается с Жаном Полем Сартром. И пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х годов, в результате серьезных идеологических расхождений, Камю порывает с Сартром и с екзистенціалізмом, вождем которого он считался. В «Бунтуючій человеке» (1951) Камю рассматривает теорию и практику протеста против власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, соответственно, на достоинство человека. Хотя еще в 1945 г. Камю говорил, что у него «слишком мало точек соприкосновения с модной ныне философией экзистенциализма, выводы которой лицемерные», именно отрицание марксизма привело к разрыву Камю с марксистские настроенным Сартром.
В 50-е годы художник продолжает писать эссе, пьесы, прозу. в 1956 г. он выпускает ироническую повесть «Падение», в которой судья Жан Батист Клеманс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и покаяния, писатель широко пользуется в «Падении» христианской символикой.
в 1957 году Камю была присуждена Нобелевская премия «за огромный вклад в литературу, который обнаружил значение человеческой совести».
Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было 44 года, и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были широкие творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.
Хотя творчество Камю вызвало после его смерти оживленные дискуссии, большинство критиков считают его одной из самых значущіших фигур своего времени. Камю, показав отчужденность и разочарование послевоенного поколения, упорно искал выход из абсурдности Современного существования. Альберт Камю, выдающийся французский романист, философ, публицист.
Именно благодаря творчеству А. Камю философское учение экзистенциализма стало популярным во Франции. В его основе, э особенно в варианте А. Камю, является утверждение абсурдности бытия («абсурд является метафизическим состоянием человека в мире», - говорится в «Мифе о Сизифе»), представление о мире как о царстве хаоса и случайности. Видное место занимает мысль о том, что человек ответственен сам за себя. Человеку приходится жертвовать собой, чтобы оправдать свое существование. Уже самим актом рождения она оказывается заброшенной в мир вне своей воле и желанию.
С момента появления она получает от природы и смертный приговор, срок исполнения которого ей неизвестен. Убивают болезни, старость, войны, палачи, нищета, даже солнце, как в романе «Посторонний»,
В час решающего испытания человек остается наедине с собой. Со своей судьбой. Теперь ей предстоит стать Человеком, создать себя из заброшенной в мир материи. Человек рождается не тогда, когда появляется на свет, а тогда, когда силой своего разума создает себя как мыслящее существо. Это духовное рождение отграничивает ее от природы, делает сознательной своей скоротечности. Солнце, камни, море, деревья чужие сопереживанием духовной драме человека. Но и общество, поскольку речь идет о социальном коллектив, требует веры в уже существующие ценности. Оно наказывает бунтарство с помощью своих социальных институтов - армии, полиции, суда, общественного мнения. Такой внутренний конфликт романов и пьес писателя-экзистенциалиста.
У человечества всегда были и будут вопросы, на которые оно, скорее всего, ответа не найдет никогда. Среди таких вопросов: как жить дальше и как сделать так, чтобы исчезли несправедливость и угнетение. Обычно эти вопросы, в их философском смысле, обычного человека беспокоят мало, но иногда возникает ситуация, когда эти абстрактные философские проблемы становятся жесткой реальностью, от которой зависит судьба и сама жизнь «маленького» человека. Именно так произошло, когда к власти в некоторых странах Европы пришли фашисты, война вместе с фабриками смерти миллионов вошла в каждой европейской дома. Вторая мировая война стала едва ли не главным событием прошлого века, демонстрируя и ничтожество, и величие человека. Были те, кто добровольно вместе со своими учениками шел до газовых камер, но были и те, кто до этих камер людей посылал.
Казалось, осмысления таких ужасов должно долго волновать западноевропейских художников, найти отражение во множестве художественных произведений. Но случилось не так, как казалось: разве что Голливуд интересовался динамичными военными сюжетами, а литература (пожалуй, кроме главных антагонистов - Германии и Советского Союза), что подарила человечеству в начале века антивоенные произведения «потерянного поколения», молчала... Почему?
На этот вопрос опосредованную ответ, сама того не подозревая, дала бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Объясняя, почему ее страна не вводит в обращение евро, она, не без определенной доли высокомерия, заявила: «Кто хочет нас учить? Материковая Европа, которая дала миру фашизм и коммунизм?» «Железная леди» была права. Правда, забыла добавить, что хребет фашизму сломал не кто иной, как тот же «коммунизм» - то есть прежде всего Советский Союз. Кстати, бытовало мнение, что Великобритания вместе с США второй фронт открыла только летом 1944 года (вместо планируемого» 1942), не только с целью как можно сильнее измотать СССР, но и чтобы не остаться без куска трофейного пирога и не пустить Сталина до Ла-Манша.
Но как бы там Европа фашизм не восприняла, она с ним боролась, а интеллигенция ставила вопрос: как могло так случиться! что делать, чтобы так не случилось! что помогло уничтожить коричневую чуму?
Возможно, ответы на эти вопросы были такими болезненными, что художники просто не способны были честно на них ответить? Не потому ли они преимущественно молчали? Не бросила им история такого камней, они были просто не способны забрать?
И был среди них один, который стал совестью Запада, тот, кто искал путь между фашизмом и коммунизмом и создал миф, который помог Европе бороться, когда чума казалась непреодолимой, а борьба с ней невозможна.
Роман «Чума»
Лучшее произведение Камю - роман «Чума» (1947).
В алжирском городке Оран вспыхивает чума. В течение девяти месяцев продолжается поветрие, городок полностью изолированное от мира, девять месяцев для рассказчика доктора Рие и его команды не утихает напряженная борьба за каждую человеческую жизнь. И, наконец, чума отступает, эпидемия угасает, в город возвращаются люди, животные, но «бацилла чумы никогда не исчезает, десятилетиями она может дремать где-то в закоулке, и, возможно, наступит день, когда на горе и в поучение людям чума разбудит крыс и пошлет их умирать на улицах счастливого города».
Альбер Камю пишет подробную хронику чумы как страшной болезни через рассказ доктора Рие, который является свидетелем и участником, организатором событий, привлекает заметки и дневники еще одного борца с чумой - Тарр. Он также включает произведения исторический экскурс, в котором сообщается о все известные человечеству случаи эпидемии. Однако многие детали наводят на мысль, что его рассказ не является лишь хрони кой конкретной эпидемии, что и замысел, и истолкование события набирают определенного философского смысла.
В самом городке Оране, что находится в Средиземноморье, не хватает зелени, зато вдоволь пыли и ветров, наверное, оно такое неприглядное, потому что люди в нем живут, любят и работают ради денег. Чума несет с собой смерть, лишает будущего, распространяет страх. Город изолированное от мира, замкнутый, превращенный в концлагерь, и каждый человек в нем чувствует себя предельно одиноким, беспомощным, отчужденным. Чума набирает силы, люди умирают массово, их не успевают хоронить как положено, а начинают сваливать в рвы, набросать трупы на платформы трамваев, сжигать в крематориях... И жизнь, и смерть лишаются святости, тайны, достоинства. Личность превращается в ничто. Все эти приметы, так же, как и указана дата - сороковые годы нашего века - безошибочно указывают на аналогию чумы с фашизмом, от которого только-только освободилась Европа (к тому же термин «коричневая чума» употреблялся очень широко).
Но нет в Оране никаких конкретных особых примет организации жизни, оно как бы отвлеченное, вневременное, современное, то есть, речь идет о существовании человека в XX в. Что может в таком вне историческом времени и пространстве означать чума?
Каждая из главных действующих лиц этого произведения пытается по-своему ответить на этот вопрос. Отец Панлю считает, что это кара Божья, которая падает на грешников. Но смерть невинного ребенка опровергает такое предположение.
Отец Тарру когда вынес человеку смертный приговор. С тех пор его сын чувствует себя «зачумленим», причастным к злу, и собственным дальнейшим жизнью пытается избавиться от своей вины: он добровольно ведет активную борьбу с чумой, становится ближайшим другом и помощником Рие и, наконец, жертвой эпидемии, чумы - Зла.
Журналист Рамбер случайно оказывается в Оране, его самое большое желание - вырваться, вернуться в Париж, где его ждет счастье и любовь. Он - человек молодой, деловой, энергичный, ему наконец везет вырваться от чумы, но... на это время Рамбер уже убежден, что нельзя быть счастливым, зная, что вокруг царит смерть, зло, болезнь, олицетворенные чумой.
Авантюрист и коммерсант Коттар, которому скучно жить в обычном мирном мире, буквально расцветает во время чумы, когда в атмосфере всеобщего страха, безнадежности можно безнаказанно мошенничать и воровать. Для него чума - счастье, а когда она угасает, он погибает.
Гран - маленький невзрачный служащий с большой непобедимой мечтой о всесильно Слово. Такую мечту нельзя ни преодолеть, ни уничтожить. Гран самоотверженно служит под руководством Рие, вместе с ним одерживает победу.
Доктор Рие - одновременно и рассказчик, и главный герой этого повествования: он - врач, он - организатор борьбы с чумой, он - носитель главной авторской идеи. Бациллы чумы неистребимы, так же, как и зло на земле, и нельзя победить эту страшную болезнь раз и навсегда. Но обязанность порядочного человека. И это - не героизм, а обычный образ жизни.
Работу над романом А. Камю начал 19.41 p., когда учительствовал в Оране. После того, как в 1943 г. был завершен первый вариант, автор продолжил работу над текстом, добавляя новый материал. Свет роман вышел в 1947 г. и был неким продолжением и развитием идей и размышлений, которые захватывали Камю от начала его деятельности.
Роман «Чума» не стоит читать как произведение реалистичный. Это не просто история об ужасной болезни, которая охватила город Оран и уничтожила человеческие толпы. Хроника зачумленного города может прочитываться как в плане метафорическом, так и в плане символическом.
Если перед нами метафорическое воспроизведение событий Второй мировой войны, тогда текст сохраняет очевидную связь с конкретными социальными реалиями. По словам самого писателя, «явное содержание «Чумы» - это борьба европейского Сопротивления против фашизма». Война, которая устанавливает свои права в городе, влияет на сознание, поступки его обитателей. Она определяет их быт: уместно вспомнить о нехватке продовольствия, длиннющие очереди, ограничения в поставках электроэнергии, введение комендантского часа и т.п. С этой точки зрения можно было бы истолковать образы героев романа как такие, которые подчиняются войне, убегают или сражаются с ней. Итак, персонажи становятся сторонниками колабораціоналізму или представителями движения Сопротивления.
Однако очевидно, что такая трактовка романа не учитывает и не исчерпывает всего, о чем в нем говорится. Существует известное утверждение А. Камю: если хочешь быть философом-пиши роман. А перед нами не просто произведение, а роман философа-экзистенциалиста. Проблемы, которые в нем затрагиваются, - философские. Мысли, идеи, подходы - все это связано с философией А. Камю, унаочнювалося в его предыдущих произведениях.
В романе чума является образом-символом для обозначения чего-то, что для А. Камю является вполне реальным. Чума - это тьма, которая окутала небольшой островок света, в котором живет человек, вооруженная умом. Свет - это определенные истины, представления, понятия, которых придерживается человек и которые являются для нее аксіоматичними. Когда же свет гаснет, людей окутывает кромешная тьма. Весь мир оказывается непостижимым, неустановившимся, бессмысленным, враждебным, злым, чужим, абсурдным.
Итак, роман «Чума» содержит мысли автора о человеческом бытии. Иррациональность, жестокость, непостижимость, зло - все это открывается в какие-то периоды человеческой сознания. Человек или избавляется от абсурда в смерти, или подчиняется поветрия абсурда. Отдельные личности пытаются любым образом справиться с чумом (абсурдом): деятельностью, нацеленной на поиски гармонии, упорядоченности; счастьем общения с близкими людьми и с природой и т.д. Это не помогает человеку уничтожить чуму, но дает возможность опираться поветрия, противиться тотальному влиянию болезни, сохранять надежду и собственное «Я».
Это роман-предупреждение, роман-предостережение, что делает его вневременным и общечеловеческим.
|
|