ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)
ГЛАВНЫЕ ОБРАЗЫ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА»
Образ Вронского
Одним из вловних персонажей романа является граф Вронским, богач и красавец. Правда, Толстой постоянно «приземляет» своего персонажа, привнося в его облик свойственные для традиционного героя-любовника черты, например неоднократные упоминания о облысения: «Вронский действительно преждевременно начинал лысеть... и, насунувши фуражку на лысину, вышел и сел в коляску».
Фамилия «Вронский» является не случайным, его использовал А. Пушкин в очерке «На углу маленькой площади», ставший одним из источников романа (вспомним, что во время написания «Анны Карениной» Толстой находился под сильным влиянием творчества Пушкина). Обстоятельства жизни, внешность, характер Вронского, а также его сюжетная линия могут быть соотнесены с традицией изображения героев «светских повестей» 30-х годов XIX ст.
Алексей Вронский был воспитанником Пажеского корпуса. Он не знал семейной жизни, рано остался без отца, чтил мать, однако не любил и не уважал ее за многочисленные романы и легкомысленный светский образ жизни. В таком отношении к матери его антиподом был Левин, который ассоциировал уважение семейной жизни с уважением к матери: «Левин едва помнил свою мать. Понятие о ней было для него священным воспоминанием, и будущая жена его должна имела быть с его воображении повторением того прелестного, святого идеала женщины, каким была для него мать».
Среди товарищей по службе в элитном гвардейском полку Вронского считали безупречно честным и порядочным человеком. Недаром же «квартира Вронского всегда была пристанищем всех офицеров». Он даже имел «романтическую» репутацию, поскольку еще в детстве спас женщину, которая тонула, а потом хотел отдать свое состояние брату и к встрече с Анной действительно отказывался в его пользу от большей части своих доходов.
Однако, несмотря на все преимущества - цельность натуры, доброту, мужество и благородство, - Вронский - человек неглубокий, практически лишена серьезных интеллектуальных запросов. Ему присущи типичные для великосветской «золотой молодежи» шаблонные представления о жизни и «кодексне» отношение к людям. Вронский считал смешными и устаревшими ценностями искренние поступки и чувства, семейный уют и прочность семьи, целомудрие и супружескую верность, а не самой смешной фигурой для него был преданный мужчина (это проявляется сначала презрительным отношением Вронского Алексея Каренина). А насчет людей низших сословий, то представителю «золотой молодежи» они вообще кажутся не достойными какого-либо внимания. Да, эти качества героя проявились во взаимоотношениях с Кити Щербацькою, чувствами которой Вронский сознательно играл ради наслаждения наблюдать силу своего влияния на неопытную девушку, но не имея серьезных намерений и не заботясь ни ее чувствами, ни тем более репутацией.
Однако под влиянием любви к Анне Вронский меняется: кроме сильного чувства, в нем проявляются искренность и способность к жалости и сострадания. Впечатление от встречи с Анной действует на него почти стихийно, и на лице Вронского, всегда таком твердом и независимом» появился «выражение потерянности и покорности, похожее на выражение умной собаки, когда он в чем-то виноват».
Он едет за Анной в Петербург, всюду преследуя ее и добиваясь сближения. Постепенно его чувства перерастают в настоящую любовь: «Он чувствовал, что любовь, которая связывала его с Анной, не была минутным увлечением, которое пройдет, как проходят светские связи, не оставив других следов в жизни того и другого, кроме приятных или неприятных воспоминаний».
Александр Пушкин и Лев Толстой
Алексей Вронский является антиподом своего литературного предшественника - красавца Евгения Онегина, который не захотел играть чувствами юной Татьяны Лариной, откровенно сказав ей об этом. «Анну Каренину» литературоведы иногда называют «пушкинским романом» Толстого. Так, среди прототипов Анны Карениной Борис Ейхенбаум называет Татьяну Ларину, мысленно продолжая историю ее жизни в высшем мире. Доподлинно известно, что портрет Анны возник у писателя под впечатлением встречи с М. Гартунг - старшей дочерью А. Пушкина.
В то же время в Вронскому для Анны также было что-то стихийное и даже ужасное, независимое от ума и воли, о чем свидетельствуют описания Толстым их знакомства во время трагической гибели рабочего или внезапного появления Вронского из тьмы дороге в Петербург. Толстой постоянно подчеркивает во внешности Алексея какие-то черты, настораживают внимательного читателя, например привычку, улыбаясь, «выставлять густые зубы» (вариант - «острые зубы» и др.). У такого мастера, как Толстой, случайных деталей в портретах главных героев обычно не бывает. Поэтому хищное выражение лица Вронского, упоминаемый на протяжении романа неоднократно, является важным элементом в понимании этого образа и авторского замысла вообще. Возможно, это следы самых первых вариантов романа, где дьявольская сила запретной любви сравнивалась с христианским смирением преданного мужа, который все-таки побеждал «зверя».
В сцене свидания Вронского с Анной прямо указывается на его сходство с убийцей, который склонился над своей жертвой. Непосредственно с этим эпизодом связан другой, основной для понимания характера героя и его сюжетной роли, - гонки, когда Вронский, который по долголетней привычке эгоистично думал исключительно о себе, из-за халатности и неосторожности повлек гибель своей любимой лошади Фру-Фру. Этот эпизод имеет символическое значение, поскольку для современников Толстого кличко лошадь ассоциировалась с названием французской мелодрамы Мейлока «Frou-frou» (1870), героиня которой погиб в результате измены мужу.
Сблизившись с Анной, Вронский долгое время был внутренне доволен этой ситуацией, которая не требовала от него каких - либо решений или изменений в жизни, тем более, что любовь отвлекла его от честолюбивых служебных планов, хотя «честолюбие была старинная мечта его детства и юности, мечта, в которой он и себе не признавался, но которая была так сильна, что и теперь эта страсть боролась с его любовью». Однако рождение внебрачной дочери, болезнь Анны и, главное, прощение ее мужа заставили Вронского увидеть в поступке ранее презренного ним Алексея Каренина, который простил измену жене, «что-то высшее и даже недоступное ему в его мировоззрении». Кроме того, Вронский «чувствовал всю тяжесть своего и ее (Анны. - Авт.) положения, все трудности при той виставленості для глаз всего высшего света, в которой они находились». Его, как и Анну, начинает мучить необходимость скрывать свою любовь, лгать и обманывать; и лгать, обманывать, хитрить и всегда думать о других тогда, когда страсть, связывавшая их, была так сильна, что они оба забывали обо всем другом, кроме своей любви», и это отравляло их отношения.
Сложные трагические обстоятельства еще сильнее изменили графа Вронского. Отчаяние от потери любимого, подсознательное моральное унижение побуждают его к попытке самоубийства, после которой любовники снова помирились и поехали после отставки Вронского в Италии, а затем - в его имение. Совместная жизнь с Анной не поглощает всех интересов этого человека: он увлеченно и успешно занимается перестройкой своего хозяйства на европейский лад (еще один удар Толстого по «западнический» настроениях в России), принимает участие в дворянских выборах, всячески отстаивает свою независимость и свободу. Несмотря на сильное чувство, жалость и внимание к Анне, он не может вполне понять ни ее страдания, ни всей сложности ее двусмысленного положения, и это приводит к частым ссор, взаимного раздражения, отчуждения и в конце концов гибели главной героини. Вронский чрезвычайно тяжело переживает ее смерть, он морально сломлен и решает поехать добровольцем в Сербии с нескрываемым желанием погибнуть. Таким в общих чертах есть образ того, ради кого Анна решилась на изменение своей судьбы и пожертвовала многим.
Однако едва ли не главной есть еще одна метаморфоза Вронского. Этот блестящий красавец, который до недавнего времени относился к семье, супружеских отношений и семейных людей свысока и даже с нескрываемым презрением, вдруг сам очень захотел создать семью...
Недаром Толстой говорил: «Для того, чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в “Анне Карениной” я люблю мысль семейную». Что же это такое - «мысль семейная»?