Тема любви в поэзиях Гейне
Осенними вечерами, когда плачут небеса и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных бродит любовь. Языков и песня, необъятная и непостижимая, бродит оно. И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей? Потому так и устремится от тебя, не коснется твоего сердца, заблудившись где-то там, в далеких степях, не оставив тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания.
Меняются времена и власть, меняются жизнь и человеческое мировоззрение. Но неизменными остаются высокие истины, неизменной остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасимым огнем горит священное и непреодолимое чувство любви.
Пополнил казну поэтических признаний в любви и известный немецкий писатель Генрих Гейне в книге стихов, которая принесла ему мировую славу. Многие стихотворения сборника «Книга песен» были навеяны безответной любовью поэта к кузине Амалии, а впоследствии к ее младшей сестры Терезы. Этой теме посвящены первые разделы цикла «Страдания юности», «Сновидения» и «Песни».
Поэт живет в мире странных сновидений. Каждый стих раздела - это описание тяжелого сна, видения, посещающие поэта. Устные он видит «ее» - неверную возлюбленную, утраченную навсегда. Бывает на ее свадьбе с другим:
...вижу я чета молодое - Мою любовь из церкви гном ведет.
Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней:
Хоть раз ее крепко обнять, К сердцу своего прижмут,
До боли в уста целовать, А там уже любой!
Во сне он видит ее - бледную и холодную, как мрамор. Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с его возлюбленной. Возвращаясь к ней, поэт проходит кладбищем - из могил выходят призраки, каждый из них - жертва несчастной любви.
Действительность и сон, призраки и реальность сочетаются в этих стихах.
Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренность, а бурное чувство. Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма.
Любовь в Гейне - сила, которая несет неминуемую гибель. Сам поэт - несчастный влюбленный, что болезненно переживает «ее» неверность, одна из многочисленных жертв.
В мире, где живет поэт, кажется, нет живых настоящих людей. Это призраки и лживые маски, что скрывают подлость и ничтожество. Лживо, обманчиво видение и сама возлюбленная поэта.
Рассказ о горьком безответная любовь продолжается в «Песнях».
Утром я встаю и спрашиваю:
«Она появится?»
А вечером жалуюсь -
не пришла она.
Напрасно я в ночной задумчивости
Сон к тебе зову,-
В забвении, в сумме мрійнім
Целый день живу.
Эти два распределения цикла «Страдания юности» имеют внутреннее единство, ибо они варьируют одну и ту же тему. Мы оборачиваемся в заколдованном кругу одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов.
В циклах «Лирическое интермеццо» и «Возвращение» Гейне снова рассказал о своей несчастной любви, но по-другому. В этих циклах - история любви поэта.
Первый стих «Лирического интермеццо» - завязка - говорит о том, что в «мае» поэт влюбился и признался ей в любви:
Как в мае месяце сады
Развились рано,
Тогда в моем сердце
Проснулась любовь.
Как в мае месяце в садах
Зачулось щебетание,
Я ей свое желание
Засвидетельствовал без колебания.
Поэт описывает блаженное состояние влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами,- он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельнском соборе кажется ему похожей на его возлюбленную.
...Есть образ в той святыни На коже золотой, В моей жизни пустыне луч лучший мой. Между ангелами и цветами Мадонну там видел я, Она же глазами и устами Точно - любка моя. Как не пленили поэта его любовные переживания, он все же может пошутить: он больше не любит лилию, розу, голубку и солнце, он любит только «ее».
Теперь не люблю их - люблю до смерти Единую, невинного ребенка, жемчужину... Поэт говорит с ней о том, как он повезет ее в блаженную страну, где они будут наслаждаться своим счастьем.
...Я видел во сне, Что ночь в твоем сердце, в глубине, И что его згриза страданий змея, ты несчастлива, я видел! Вскоре наступает катастрофа - она не любит его, она - невеста другого:
И пока я долго летал, и бродил, И счастья своего по чужинах искал Любимой моей лопнуло терпение, И она пошла под венец. Поэта мучают ее измена, воспоминания, он впадает в отчаяние, пытается иронизировать над своим обманутым чувством, отдается власти видений, переживает все снова в ужасных снах, пытается найти объяснение тому, что произошло. Вся эта сложная гамма чувств разгорается перед читателем, вплоть до последнего стихотворения, в котором поэт пытается навсегда забыть свое прошлое.
Почему гроб большая?
Скажу вам толком:
Я в ней свою любовь
И боль я положу.
Герой этого лирического романа - человек с богатым душевным жизнью, способна отдаться страсти, но вместе с тем лишен непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства.
Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условны, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше - она неверная возлюбленная - это все, что можно сказать.
Во втором лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу. Произведение построено менее драматично. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей возлюбленной.
Когда в дороге я попал
К любчиної семьи,
Узнали меня сестрички,
И отец и мать ее.
Он возвращается в родной город, где разыгралась его любовная драма.
Опять я пришел к тому дому,
Где она присягалась когда-то,
Где любимая проронила слезинку,
Там гадюки теперь завелись.
В сердце поэта оживают страдания прошлого. В мыслях он снова переживает свою любовную катастрофу.
И вот ее дом, возле него стою
И лестница целую, где мыла
Ставила ногу маленькую свою,
Где платье ее шелестел.
В его душе загорелось новое чувство, и снова приходят новые разочарования. Рассказывается о кратковременное увлечение девушкой легкого поведения. Но в мыслях поэт снова и снова возвращается к своей предыдущей любовной драмы.
Второй «роман» вобрал в себя значительно больше «материала», наблюдений, размышлений. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это - история несчастной любви.
Это чувство изображает поэт в его развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накала, до взрыва. Чувство любви не подано как нечто абсолютное, это сумма отдельных «относительных» чувств.
Любовь неисчерпаемый и вечный как сама жизнь. Несмотря на все беды, невзгоды в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные века, разные языки... Единственное - любовь...
|
|