Борис Пастернак
(1890-1960)
Жизнь и творчество
Борис Пастернак - целая эпоха в литературе. Он начинал свою деятельность в период великих революционных сдвигов и надежд, но вскоре увидел, как надежды на социалистическое реформирование общества потерпели крах, как человек оказался в плену идеологических иллюзий, как насилие вытеснило идеи о грядущей свободу, равенство и братство. Поэтому поэзия Б. Пастернака - своеобразный психологический летопись трагедии XX вв.
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в Москве. Это было последнее десятилетие XIX в., которое тихо умирало в тусклом свете фонарей. Все тогда мечтали о будущем. В доме его отца, Леонида Осиповича Пастернака, известного художника-графика, часто бывали М. Врубель, А. Скрябин, С Рахманинов, Л. Толстой.
Значительную роль в художественном развитии Б. Пастернака сыграла мать. От нее он унаследовал способность к полной самоотдаче искусству, которая впоследствии стала основой его творческого кредо.
Борис рос в атмосфере искусства. Мать с детства начала учить его музыке. Он любил тогда музыку превыше всего, а в ней - О. Скрябина. Показывая ему свои первые музыкальные произведения, парень очень волновался, но О. Скрябин неожиданно похвалил их. По совету композитора юноша, который учился тогда на юридическом факультете, перевелся на историко-филологический факультет Московского университета. Впоследствии продолжил обучение в немецком городе Марбург, где изучал философию Г. Гегеля и Канта.
В лице Б. Пастернака сочетались философ, поэт и музыкант. Ему присуще философское видение мира, но одновременно он чувствовал его как тонкий лирик, стремится вечной гармонии, и именно этим отличался от других поэтов XX века. Хотя сначала Бы. Пастернак поддерживал связь с футуристами и символистами, впоследствии он нашел собственный путь в искусстве.
Еще в ранних сборниках («Близнец в тучах» (1913), «поверх барьеров» (1916) определились главные черты эстетики Б. Пастернака: понимание поэзии как выражения жизни творческой личности; осознание всеобщего единства мира, где нельзя отделить человека от природы, поэзии, жизни; независимость художника - основа развития искусства; назначение поэта и его поэзии - не просто воспроизвести жизнь, а передать свое впечатление от него.
Поэзия Б. Пастернака от начала была сориентирована не на революционное преобразование мира (как у других футуристов, с которыми он начинал свой литературный путь), а на утверждение вечных законов природы, искусства, человеческой жизни. В первых книгах поэт провозгласил два основные законы бытия: закон свободы и закон духовно-исторической эволюции. Нарушение их, по мнению Б. Пастернака, ведет к деградации общества. Именно поэтому он, хотя и хотел изменений в жизни (это особенно ощутимо в сборнике «Сестра моя - жизнь», 1922), не принял октябрьского переворота, потому что это было нарушением естественного развития нации. В этом Бы. Пастернака можно приравнять с украинскими неоклассиками - М. Зеровым, М. Драй-Хмарой, П. Филиповичем и другими, которые тоже мечтали о свободном развитии человека и расцвет украинской нации и культуры на общем дереве мирового искусства. Но этим мечтам не суждено было осуществиться. В 30-х годах украинских неоклассиков преследовали, арестовывали, отправляли на Соловки, расстреливали. Б. Пастернакові повезло: судьба подарила ему продолжительную жизнь.
Первые Пастернаковские стихи были напечатаны в коллективном сборнике «Лирика» в 1913 г. А уже через год молодой поэт издал свои произведения отдельной книгой, в духе времени называлась «Близнец в тучах» и была пропитана пафосом поиска новых средств художественного самовыражения. Стремление к обновлению поэтического языка привело поэта начинающего до футуристського группировки «Центрифуга». На это время приходится его сближение с В. Маяковским и М. Асєєвим, творчество которых он высоко ценил.
После революции 1917 г. Пастернак некоторое время работал в библиотеке Народного комиссариата просвещения. Его лирика была высоко оценена М. Бухариным, принадлежавший к кругу первых лиц советской власти. Впрочем, истинное свое отношение к поэту тоталитарная система обнаружила несколько позже.
Пастернак всегда занимал позицию независимого поэта. Однако это было не только источником вдохновения, но и причиной для мучительных раздумий. Его долго мучило то, что он не мог принять окружающую действительность, вроде бы стоял в стороне от истории. Но летом 1930 г. тревога утихла. Поэт почувствовал новый прилив творческих сил, новое рождение.
Поэтому не случайно в 1930-1931 гг. он написал сборник «Второе рождение», по поводу которой до сих пор спорят исследователи. Одни считают, что Б. Пастернак приспособился к социалистическому строю, начал служить советскому правительству, другие - что он попал под влияние Зинаиды Нейгауз, жены его товарища Генриха Нейгауза, известного музыканта, которая в то время увлекалась социализмом, принимала участие в первомайских и октябрьских демонстрациях; ее позиция, конечно, не могла не повлиять на влюбленного в нее Бы. Пастернака. Лето 1930 г. поэт прожил в Ирпене, под Киевом, где ему хорошо отдыхалось в кругу друзей и знакомых. Киевские впечатления отражены в стихах «Баллада», «Ирпень», «Лето» и др. Под влиянием чувств, пережитых в Киеве и Ирпене, он поверил в светлый грядущий день, в социализм, в успехи первых пятилеток, что чувствуется, например, в стихотворении «Волны». Однако реальность оказалась сильнее мечту. Уже тогда Б. Пастернак осознал трагедию истории. Поэтому в стихи о счастливой Ирпенское лето появился призрак пира во время чумы. В 1930 г. Б. Пастернак написал стихотворение «Смерть поэта», посвященный В. Маяковскому. Еще в 1900-х годах они дружили, оба принадлежали к группе футуристов, но имели различные взгляды по вопросам эстетики. В. Маяковский был тогда увлечен идеей революции, он считал, что поэзия должна приблизить революционное преобразование мира, служить широким массам трудящихся. В отличие от него, Бы. Пастернак не признавал никакой массовости в искусстве и стремился к утверждению индивидуальности в поэзии и жизни. По его мнению, поэзия должна служить пробуждению духовности, а не разрушительной революционной энергии. Впоследствии большая вера В. Маяковского в социализм повлекла его трагедии, истоки которой Бы. Пастернак понял одним из первых. Сталин постоянно пытался сделать из Б - Пастернака «придворного» поэта, особенно после смерти В. Маяковского. И тот некоторое время верил, что Сталина можно просветить, повлиять на него поэтическим словом. Однако впоследствии он понял свою ошибку.
Таким образом, 20-30-х были периодом напряженного творческого труда. Наряду со стихами, которые вошли в сборники «Сестра моя - жизнь» (1922), «Темы и вариации» (1923), «Второе рождение» (1932), были написаны прозаические произведения («Повесть», «Охранная грамота», «Детство Люверс»), поэмы «Девятьсот пятый год» (1926) и «Лейтенант Шмидт» (1927), роман-поэма «Спекторский» (1930). Слава поэта росла. Однако насладиться ее плодами Пастернака не суждено: как поэт, что не укладывался в прокрустово ложе идеологизированной литературы, он вызвал недовольство представителей официальной критики. Главным средством его творческого и художественного существования медленно становилась переводческая деятельность. Пастернак переводил Шекспира, Петефи, Гете, Бараташвили и других мастеров слова.
Іртиське лето разделило жизнь Бы. Пастернака пополам. Если в 1930 г. у него еще были надежды на лучшее будущее, то через 2-3 года от них не осталось и следа. В 1934 г. он выступил на i съезде советских писателей; его речь (как и выступление М. Бухарина) резко отличалась от общих призывов к выполнению «социального заказа». В 1936 г. участвовал в дискуссии о формализме, которая превратилась в политическую расправу с выдающимися деятелями культуры того времени: Б. Пільняком, Ю. Олешей, Д. Шостаковичем, Бы. Мейерхольдом. Попытки Б. Пастернака защитить талант получили отпор. В 1937 г. писатель отказался подписать письмо с требованием смертного приговора И. Якіру, М. Тухачевському и другим военачальникам.
В 1939 г. на Бы. Пастернака завели дело в НКВД. Поводом для этого стала его дружба с В. Мейерхольдом - режиссером Камерного театра, в котором ставили не пролетарские пьесы, а классические спектакли, пробуждали у зрителей чувство прекрасного и свободное мышление. В. Мейерхольда арестовали и обвинили в связях с иностранными разведками. Конечно, то был лишь выдуманный повод. Попытки Б. Пастернака спасти его оказались тщетными. Каким образом самому писателю удалось избежать ареста, неизвестно. Может, Сталин надеялся, что Бы. Пастернак наконец согласится писать «правильные» стихи. А пока этого не случилось, его просто не печатали. Единственное, чем Бы. Пастернак зарабатывал тогда на жизнь, были переводы (с И.-В. Гете, Т. Шевченко, Г. Гейне, В. Шекспира, А. Мицкевича, Ф. Петрарки).
Осенью 1945 г. Б. Пастернак начал работать над романом, о котором мечтал всю жизнь. Уже погиб В. Мейерхольд, умер Г. Булгаков, были расстреляны украинские неоклассики. Писатель осознавал, что он может стать следующей жертвой, и готовился к смерти.
Роман «Доктор Живаго» он писал как духовное завещание потомкам.
Вдохновенный труд длилась около 10 лет. Впрочем, завершение этой книги-мечты стало началом громкого конфликта художника с-властью.
Рукопись, первоначально принят к печати ведущим отечественным журналом, был вскоре отклонен. Главными аргументами отказа были «негативное отношение автора к революции и отсутствие веры в социальные преобразования». Зато за рубежом «Доктор Живаго» был обнародован сразу (1957) и в течение года переведен на 18 языков. Для западных читателей он стал своеобразным свидетельством того, что за «железным занавесом» еще сохранились истинные мастера художественного слова, способные выразить собственную точку зрения на жизнь в СССР, которая не совпадает с «Кратким курсом истории ВКП(б)».
23 октября 1958г. Пастернак получил телеграмму с сообщением о присуждении ему Нобелевской премии. Его пригласили на торжественную церемонию вручения высокой награды в Стокгольм. Пораженный поэт прислал в Шведской академии телеграмму такого содержания: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, взволнован». Однако в правительственных кругах СССР решение Нобелевского комитета вызвало возмущение. Отечественная критика взорвалась рядом «разоблачительных» статей, в которых художника называли «предателем», «злостивим обывателем», «клеветником», «Иудой», «вражеским наемником» и т.д. Это было продиктовано завистью к поэту, который стоял в стороне социально реалистической литературы, а однако же был отмечен авторитетной международной литературной премией. Пастернака исключили из Союза писателей и, в конце концов, заставили отказаться от премии. За четыре дня после первой телеграммы в адрес Шведской академии поступила вторая, в которой поэт объяснил: «в силу того значения, которое придается приговоренном мне награде в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не считайте оскорблением мой добровольный отказ».
К сожалению, принесенная Пастернаком жертва была напрасной - его положения она не улучшила. Газеты продолжали травить автора и его роман. Хрестоматийно известной стала фраза из напечатанного в центральной газете письмо слесаря N-сего завода: «Я романа не читал, но, как на меня, это книга вредная!»
Против преследований художника восстали известные иностранные писатели: Джон Стейнбек, Грэм Грин, Олдос Хаксли, Сомерсет Моэм. Они предложили Пастернакові иммигрировать, но тот отказался.
Во время жестокого террора, уничтожение миллионов людей В. Пастернак писал роман, где утверждал свободу человека, живой дух, которые необходимо вернуть миру. «Доктор Живаго» (то есть живой) - именно так называется роман. Герой произведения Юрий Живаго - врач, который, несмотря ни на что, сохранил в себе ощущение личной свободы, способность мыслить и любить. Однако он не может жить в мире зла и насилия. Его смерть символическая, но Бы. Пастернак утверждает мысль, что дух человека остается жить и после ее смерти. Поэтому роман завершается стихотворениями Юрия Живаго, которые несут свет высокой духовности и этим самым отрицают темноту и мрак жестокости.
Б. Пастернак вместе со своим романом пережили страшные сороковые годы. Расправа над поэтом состоялась гораздо позже, когда к власти пришел М. Хрущев. Несмотря на «оттепель», на свежий ветер свободы, что вроде бы появился, ход истории не изменился, снова начались преследования интеллигенции. Одним из первых они коснулись Б.Пастернака.
Б. Пастернака исключили из Союза писателей. С ним было опасно встречаться, его дача в Переделкино была под присмотром. В. Пастернак знал, что болезнь легких не оставляет ему никаких надежд, и он не боялся смерти. Растоптанный властью и подавленное общественным осуждением, он не прожил и двух лет от начала истории с Нобелевской премией. Умирая, он с горьким сожалением говорил о своем существовании как о «бесконечный поединок с господствующей и всепобеждающим сірятиною за свободный игривый человеческий талант». «На это и ушло все жизнь», - подытожил поэт. Он умер 30 мая 1960 г.
«Зимняя ночь»
В стихотворении темы любви и природы настолько глубоко врастают друг в друга, что вообще невозможно определить, какая из них является главной, а какая второстепенной.
Жизнь природы и человеческих чувств здесь. синхронизируется: метель любовной страсти длится столько, сколько метет по земле метель. Плетение снежинок за окном превращается в узоры теней в усеянной свечой комнате. А сквозь эти узоры, навеянные всепоглощающей стихией любви-метели, проступает контур главного рисунка - креста. Он прочитывается в объятиях влюбленных, обозначая одновременно силу чувственной страсти, которая приковывает их друг к другу, и перекресток их жизненных путей:
Схрестились руки и уста,
Схрестились судьбы.
(Перевод Л. Талалая)
Через две строфы контур креста возникает еще раз - как эмблема «высокого соблазна»:
На свечу дышала мгла,
И соблазна сила
КрестообраВНО подняла,
Как ангел, крылья.
Эта эмблема вбирает в себя идею одухотворенной вечности, поскольку контур креста здесь образуется размахом ангельских крыльев, и вызывает в сознании читателя ассоциации с христианской обраВНОстью. Важное смысловую нагрузку имеет в стихотворении образ свечи, которая трепетно и упорно, несмотря на дыхание мглы и натиск снежной бури, несмотря на весь хаос внешнего мира, горит и горит на столе. Образ этот вырастает в символ всепобеждающей огня любви, которым согрета и озарено человеческая жизнь. Свойственный Пастернака-лирику пафос уязвимости в некоторой степени перекликался с эстетикой импрессионистической живописи. Как и французские художники, русский поэт создавал картины-впечатления, фиксировал момент жизненного течения. Однако, в отличие от импрессионистов, которые в основном сосредотачивались на поверхности изображаемого, не погружаясь в его смысловые глубины, Пастернак от первых своих шагов в поэзии был нацелен на постижение момент в ее философском измерении. В его стихах, по выражению А. Синявского, «сливались чувства и сущность, мгновение и вечность...». «Во всем хочу дойти самой сути», - провозглашал поэт в одном из своих поздних стихотворений. Это стремление поэта достичь сердцевины и корня вещей и предоставило бездонной философской глубины виртуоВНО воссозданном в его лирике буянню красок и звуков мира.
|
|