ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Лев Толстой 1828 - 1910

 

Казна филолога

РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»

 

«Жить для других...»

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

 

Главные герои романа Андрей Болконский и Пьер Безухов преодолевают путь поисков и сомнений. Князь Андрей переживает полосу разочарований, горьких заблуждений, прежде чем постигает бесспорную истину - жить надо так, «чтобы не для меня одного шла моя жизнь». Интерес к социальным вопросам и прежде всего моральных проблем присущ и Пьеру Безухову. «Что плохо? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» - спрашивает он себя.

Андрея и Пьера связывает родство душ. Друзья встречаются на разных этапах жизни, в часы разочарований, счастья, надежд, накануне Бородинского боя...

Одним из переломных моментов духовной биографии Андрея Болконского является пересмотр устоявшихся представлений, отказ от шанолюбних мечтаний. Раненый на поле Аустерлица, лежа почти без сознания на земле с древком от флага в руке (знамя захватили французы), герой видит Наполеона, который, указывая на него, с театральной пишномовністю говорит: «Вот прекрасная смерть!». Высокое небо Аустерлица как символ божественной сущности жизни помогает князю Андрею почувствовать тщетность мелких человеческих страстей. «Над ним уже не было ничего, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но тем не менее безмерно высокого, с медленными серыми облачками на нем. “Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с лютыми и испуганными лицами тащили друг у друга банника француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому бескрайнем небе. Почему же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Так! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!.. ”» Личность французского императора теряет для Болконского свой героический ореол: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с облаками, что плыли по нему».

 

 

Д. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Война и мир»

 

Духовный кризис князя Андрея углубляется после смерти жены. Однако рождение ребенка, оставшейся без матери, заставляет героя взглянуть на жизнь по-новому, оценить его благодать, радоваться простым земным событиям. Болконский начинает заниматься хозяйством, воспитывает сына, улучшает быт крестьян, но довольно скоро такая жизнь начинает казаться ему слишком спокойным, лишенным чего-то очень важного. Князь Андрей ищет ответы на вопросы о смысле бытия, о назначении человека в мире.

В жизни «ищущих» героев Толстого довольно часто философская беседа выступает той реальным событием, которое все меняет. Такой, в частности, есть разговор Андрея и Пьера на пароме в Богучарові. Красота природы, звездная ночь в Отрадном, влюбленность в Наташу Ростову пробуждают внутренние силы князя Андрея. Тем временем плетенка испытаний не заканчивается. Пережив разочарование в любви, драму «бракосочетание, которое не состоялось», не найдя смысла и в государственной реформистской деятельности в комиссии Сперанского (ее членов беспокоило лишь личное благополучие), Болконский через негативный опыт приходит к более широкому взгляду на жизнь. Определенным этапом его духовного поиска стала Отечественная война 1812 г. - участие в военных действиях, служба под руководством выдающегося полководца Кутузова, осмысление служения народу, стране, отдельному человеку как великой цели. Жизненный путь князя Андрея обрывается рано. Смертельно ранен на Бородинском поле, он умирает на руках Наташи и княжны Марьи, успокоенный и примирен.

Пройдя через жизненные испытания (масонство, участие в Бородинском сражении, блуждание опустошенной, сожженной Москвой, мысли об убийстве Наполеона как тирана «всей Европы», плен), став участником всенародной борьбы с иностранным нашествием, Пьер Безухов также доходит до собственных выстраданных морально-философских представлений о добре и зле, о счастье. Особую роль в судьбе Пьера сыграла встреча в плену с солдатом-крестьянином Платоном Каратаєвим. Воспринимая плен как должное и неизбежное, Каратаев покоряется судьбе, живет в любви ко всем и каждому: до Пьера, товарищей, французов, до своего «лилового щенка». В сознании Пьера с Каратаєвим ассоциировалась идея «круга», «шары», «круглого» как объединяющего начала, завершенной гармонии, бесконфликтного, спокойного, а иногда и покорного существования.

 

 

Д. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Война и мир»

 

Nota bene. Пассивную философию Платона Каратаева чаще всего рассматривают как подтверждение толстовской исторической и философской идеи фатализма. В определенной степени это справедливо. Важнее, однако, отметить, что Толстой поэтизирует не абстрактную, умозрительную идею, а свойственную Кара - таєву полноту мироощущения, умение видеть и принимать жизнь такой, какая она есть. Именно такой «урок» Каратаева усваивает Пьер.

После возвращения из плена Безухов чувствует себя внутренне другим, более мудрым и цельным человеком, перед которым открылся смысл многих жизненных явлений. «Говорят: несчастье и страдания, - сказал Пьер. - Да если бы сейчас, сию же минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради Бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как только нас выбросит из обычной дорожки, что все пропало; а тут как раз только начинается все новое, хорошо... » Толстой считал правильное представление о счастье самым необходимым условием надлежащего воспитания человека - гражданина, патриота своей страны, гармоничной личности. В философской концепции писателя счастье определяется как «жизнь для других». После пережитых потрясений и разочарований Пьер преподает в богучарівській разговоре с князем Андреем суть своего морального открытие: «Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не розкаюватись, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял все счастье жизни».

Способ существования, основанный на стремлении к личному благу, расчета и эгоизме, есть в романе мишенью сатиры и обличения. Толстой критически изображает быт и нравы придворной знати (салон Анны Павловны Шерер, князь Василий, Элен и Анатоль Курагіни). Ограниченность общественного кругозора, узость личных интересов, лицемерие, позерство и распущенность сословной верхушки, как постоянно подчеркивает рассказчик, является следствием не только роскоши и праздности, но и низких моральных норм людей.