ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Редьярд Киплинг

(1865-1936)

Жизнь и творчество

Джозеф Редьярд Киплинг, английский поэт, прозаик и новеллист, родился в 1865 г. в Бомбее в семье Джона Локвуда Киплинга, ректора и профессора Бомбейской школы искусств, и Алисы (Макдональд) Киплинг. Отец поэта был скульптором и декоратором, мать была поэтессой и печаталась в местных журналах.

Писатель известен как представитель «литературы действия» - составной части неоромантизма, культа, провозгласивший доминанту мужественного оптимизма, жизнелюбивого мироощущения и энергичные поиски самостоятельных решений.

Когда Кіплінгові было 6 лет, родители отправили его учиться в Англию, как это было принято в семьях англичан, живших в Индии. В пансионате, где жил мальчик, он подвергся жестокому обращению, что привело к нервному заболевания и ухудшение зрения. В 1878 году Киплинг вступил в военную школу. Из-за слабого зрения он не мог планировать военной карьеры, но пребывание в школе произвело на юношу большое влияние, и именно здесь он твердо решил стать писателем.

Его отец под впечатлением рассказов, написанных сыном в училище, нашел ему работу в редакции англоязычной «Гражданской и военной газеты», выходившей в Лахоре (Индия), и в октябре 1882 г., прожив в Англии 11 лет, Киплинг вернулся в Индию. Работа в газете позволяла писателю изучать жизнь колониальной Индии, и полученные на этой работе знания позже помогли ему в литературной работе.

Первые свои книги - сборник пародий на поэтов-вікторіанців «Эхо», поэтический сборник «Департаментські песенки» и книгу рассказов «Простые истории с гор» - Киплинг напечатал еще в Индии.

В 1887 году Шиллинга перевели в большую газету «Пионер» в Алаха-бади, где он продолжает писать. В 1889 году после увольнения из газеты писатель покинул Индию и отправился в Лондон. По дороге он посетил Рангун, Сингапур, Гонконг и Японию, проехал через Америку от побережья до побережья.

В октябре 1889 г. писатель приехал в Лондон, где он уже успел стать известным и даже получить репутацию литературного наследника Чарлза Диккенса. Его сборники для серии «Библиотека Индийской желеВНОй дороги» были переизданы в Англии в 1890 г., и критика приняла их с восторгом.

В опубликованной в 1892 году поэтического сборника «Песни казармы» вошли две самые известные Кіплінгові поэзии - «Гунга Дин» и «Ман-далей». В Вермонте писатель создал «Множество выдумок» (1893), двухтомник рассказов и стихов - «Книга джунглей» (1894) и «Вторая книга джунглей» (1895), а также поэтический сборник «Семь морей» (1896). Опубликованная в 1897 г. повесть «Отважные мореплаватели» посвящена рыбакам Новой Англии.

После начала англо-бурской войны в 1899 г. Киплинг провел несколько месяцев в южной Африке, редактируя армейскую газету и выполняя обязанности политического и военного консультанта. В 1902 г. писатель купил загородный дом в графстве Суссекс, где остался до конца жизни. В том же году он написал «Вот такие сказки» и другие детские торы. Сборник детских рассказов из истории древней Англии выходит в 1906 г. В эти годы Киплинг ведет также активную политическую деятельность, выступает в поддержку консерваторов, пишет об угрозе войны с Германией.

В 1907 г. Киплинг получил Нобелевскую премию по литературе «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя». На то время он написал тринадцать томов рассказов, четыре романа, три книги рассказов для детей, несколько сборников путевых заметок, очерков, газетных статей и сотни стихотворений. В 1907 г. он был удостоен также почетных степеней Оксфордского, Кембриджского, Эдинбургского и Даремского университетов; кроме того, он получил награды от университетов Парижа, Страсбурга, Афин и Торонто.

В 1917 Киплинг выпускает РаВНОобразные существа» - сборник стихов и рассказов. После войны писатель много путешествует. В 1923 г. он выпускает книгу из истории английской армии, посвященную полку, где служил его сын. В 1926 и 1932 годах выходят еще два сборника рассказов.

Умер писатель в Лондоне в 1936 г.

Поэзия

В 1886 г. появился первый поэтический сборник Редьярда Киплинга «Департаментські песенки», которая сразу привлекла внимание читателей, но всемирную славу автору получили сборники «Баллады из" казармы» (1892), «Семь морей» (1896) и «Пять наций» (1903).

Одним из самых популярных произведений Киплинга стало стихотворение «Если...» (английское «If» в некоторых переводах передается словом «Если...», а еще некоторые переводчики ставили как заголовок этой поэзии «Заповедь» (Г. Лозинский), «Сыну» (В. Стус)). Стихотворение впервые было напечатано в октябрьском номере «Американского журнала» за 1910 год. Он сразу же завоевал широкую популярность.

В этом стихотворении автор размышляет над этическими категориями, которые были особенно важными для него. Основная мысль произведения заключается в том, что человеком имеет право называться лишь тот, кто в любых ситуациях стремится и умеет оставаться самим собой, идти своим путем в жизни, не терять чувства достоинства ни перед толпой, ни перед королем, делать добрые дела, не кичась этим.

Жизнь изображено здесь как игра, и задача человека в ней не поддаваться увлечению в успешные мгновения и не унывать во время невзгод. Чертой настоящего человека есть способность без сожаления терять свои достижения и начинать все снова:

Как все, созданное твоими руками,

Сделать сможешь ставке в игре,

Проиграть и снова работать годами,

Не вспоминая проигрыши старые...

(Перевод М. Крыши)

Все образы произведения является максимально конкретными. Преимущество в тексте предложения-установок создает впечатление, будто это не поэтическое произведение, а сплошное назидание. Но вместе с тем ему присуще совершенство ритма и рифмы, тщательный подбор слов, которые должны подчеркивать категоричность высказываемых утверждений. Стремительность и категоричность авторской мысли передается с помощью таких художественных средств, как анафора и антитеза. Анафора оказывается в постоянном повторении слова «если»:

Если ты мечтам не віддавсь на ласку,

Если ты властелин страстям своим,

Если принимаешь Успех и Поражение

И знаешь, что цена и сама им...

(Перевод М. Крыши)

Примером антитезы является сопоставление таких понятий, как благородство и простота, король и толпа, ложь и честность, беспокойство и стойкость духа. С помощью таких противопоставлений автор раскрывает в своей поэзии сложность и противоречивость бытия, преимущество высоких моральных и этических ценностей над непрочными материальными.

Сказки

Самые известные произведения Киплинга - это детские сказки, которые составили два тома («Книга Джунглей», 1894-1895; «Сказки просто так», 1902). Они основываются на богатом индийском фольклоре, так же важную роль в них играет фантазия автора. Киплинг наделяет зверей человеческими чертами, эзоповым языком повествует о том, как существуют люди в мире джунглей. Сказки полны экзотических экстремальных ситуаций, держат в постоянном напряжении.

«Книги джунглей» созданы по мозаичным принципу. Они состоят из пятнадцати фрагментов, из которых лишь восемь связанные с историей Маугли, но и те не расположены в логической последовательности, а чередуются с рассказами про Белого Котика и маленького мангуста Рикки-Тикки-Тави, а также другими историями. Эти фрагменты являются самостоятельными, но образуют единый художественный мир.

Основные персонажи сборника - мальчик Маугли, вожак волчьей стаи Акело, медведь Балу, пантера Багира, мудрый питон Каа, злобный и одинокий тигр Шер-Хан, его неизменный спутник, коварный и лицемерный шакал Табаки, слон Хатхі, смелый мангуст Рикки-Тикки-Тави, его враги - кобры Наг и Нагана, настойчивый и любознательный

Белый Котик, который искал лучший остров для своих родственников. Как видим, большинство из этих персонажей - животные.

В «Книгах джунглей» автор соединил поэзию и прозу. Идея каждого фрагмента поданная в форме поэтического эпиграфа, а прозаический текст раскрывает ее. А в заключительном стихе идея возвышается до мифологического символа.

Джунгли у Киплинга предстают как мир борьбы за существование, противостояние двух инстинктов - созидания и разрушения, жизни и смерти. Мир джунглей состоит из подчиненных друг другу общностей: семья, стая, народ. Стая всегда имеет своего вожака, который обеспечивает порядок, а порядок является условием жизни. Общество без вожака (как Бандар-Логи) стремится к самоуничтожению. Закон джунглей позволяет охоту как убийство ради жизни, но запрещает убийство ради развлечения. Итак, в «Книгах джунглей» высказывается идея отрицания хаоса и утверждение жизни.

«Книга Джунглей» чем-то напоминает басни, сказки и мифа. Однако же это произведение не относится ни к одному из этих жанров. В басне в образах зверей зарисовываются люди, а в «Книге Джунглей» звери, хоть и говорят, все равно остаются зверями. В сказках благодаря чуду сюжет движется от несчастья к счастью. А в «Книге Джунглей» счастье и несчастье закономерно чередуются. Повествование построено скорее на законах природы, чем сказки.

В книге Киплинга под необычным углом зрения показаны реальные законы природы. Вся книга подчинена правильному ритму: нарушение закона - восстановление закона. Если тигр Шер-Хан посягает на один из важнейших законов джунглей - не охотиться на человека, он должен быть наказан, и вскоре его побеждает человеческий детеныш Маугли. Если серые обезьяны нарушают запрет (им. нельзя вмешиваться в дела джунглей), то в качестве наказания им появляется Страх - огромный питон Каа. В «Книге джунглей» этот эпизод раскрывается в рассказе «Охота Каа», в котором Бандар-Логи похищают Маугли, заметив его сходство с обезьянами.

Если люди переходят грань в отношениях с джунглями, они испытывают наступления джунглей. Если беззаконии дикие собаки врываются в джунгли, уничтожая все на своем пути, то они сами должны быть уничтожены.

В последнем рассказе книги должен быть восстановлен закон, нарушенный в первом. Выясняется невозможность для человека жить в джунглях. Воспевая природную жизнь, автор все же утверждает превосходство человека как властелина природы.

Это интересно!

Киплинг своей внешностью не производил особого впечатления: невысокий, немного сутулый, толстые очки. Люди, знавшие его красавцев-родителей, искренне им сочувствовали. Но ему была присуща феноменальная работоспособность, и еще было в нем нечто такое, что заставляло людей перед ним раскрываться. Он будто знал все обо всех и был исключительно достоверным в деталях. Знаменитое стихотворение Киплинга «Если...» (англ. If...), по результатам опроса, проведенного BBC в 1995 году, был признан самым любимым британским стихотворением всех времен.