ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Райнер Мария Рильке

(1875-1926)

Жизнь и творчество

Райнер Мария Рильке - известный австрийский поэт. Родился 4 декабря 1875 г. в Праге. Детство и юность провел в Праге, после того жил в Берлине, Париже, Швейцарии. Важное значение имели для него две поездки в Россию (1899 и 1900 p.), где он встретился с Л. М. Толстым и сблизился с христианским поэтом С. Д. Дрожніним.

«Россия в известной мере стала основой моих переживаний», - писал Рильке.

Он выучил русский язык, интересовался русской литературой, пробует писать стихи на русском, много переводит («Слово о полку Игореве»). Позднее Рильке переписывался с Пастернаком, посвятил стихи М. Цвєтаєвій. Начиная с 1902 г. Рильке писал стихи на французском языке, под влиянием символистов.

Расцвет поэзии Рильке начинается со второй половины 90-х годов XIX ст. Начав с подражания Гейне, он рано познал творческое одиночество. Его сборники: «Дары ларам» (1896 г.), «Венчан снами» (1897 г.), «Сочельник» (1898 p.), «Мне на праздник» (1900 г.), «Книга образов» части 1-3, (1902 г.) - воспроизводят основные мотивы романтической поэзии первой половины XIX ст. - одиночества, природы и любви.

Одновременно Рильке пишет драматические и прозаические произведения, среди которых выделяется ритмизирована новелла «Песня о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» (1906 г.). Ранние стихи тесно связаны с чешской культурой, с пейзажами Праги и ее окрестностей; картины, рожденные жизнью Рильке, выделяются интонацией песен чешского народа («Народный гнев», 1895). Тогда же вырабатывается своеобразный демократизм Рильке в его отношении к поэзии и словарь поэта («простые Слова сестры - замарашки...», 1897), вообще к проблеме прекрасного в культуре: «Прекрасное вырастает в пыли», - говорит Рильке («Ты не горюй, что давно отцвели (астры в саду)», сб. «Лирика»).

Его стихам не безразличны общественные мотивы. Сочувствие женщине, сочувствие к униженным находят выражение в обобщающих портретах. В конце 1900-х годов Рильке переживает поэтический кризис, временно отходит от поэзии, обращаясь к прозе, в которой в лирико-автобиографической форме выражено глубокое разочарование действительностью {«Заметки Мальте Лаурідса Бригген, 1910 p.).

Однако главное в Рильке - чувство страха и тревоги, предчувствие больших изменений в следующем веке («На рубеже веков, мой век тягот...», 1899 г.) Религиозные мысли выразились в сборнике «Часослов», где Рильке предстает перед читателем в образе русского монаха, цель которого - поиск устойчивой жизненной основы в мире.

Люди, города и планеты для Рильке уровне и одинокие, оторванные друг от друга.

Вечером стали опять все на сирот похожи

самые близкие тоже чужими успели пол.

Даже маленький остров для Рильке «скиталец на дорогах мирозданья» (цикл «Остров», 1906-1907). Единственный выход из этого поэт находит в любви к людям и вещам, в творчестве.

В моих объятьях лес нашел покой

я сам - эго трезвон и трепетанье.

Глубокое философское понимание вещей окружающего мира постепенно становится основой поэтических исканий Рильке. За это поэт постимпрессионизма, для которого искусство его предшественников было недостаточно проницательным, достигает высокой символичности своих образов. Так, пантера в парижском зоопарке воплощает для него трагедию потери свободы могучим, свободным существом {«Пантера», 1903).

Первая мировая война бросает поэта в ужас и отчаяние. В 1918 году он переживает творческий подъем на волне революционных сдвигов, произошедших в Германии, однако не поняв революции, вскоре закрывается в себе. Мучения и поиски приводят к созданию «Дуїнезьких элегий», (1912-1922). Если в ранний период Рильке шокировал выходом в субъективное слияние поэта с миром, то теперь, в объективе он видит спасение от трагических противоречий жизни в перетворюючому воздействии искусства, символом которого является образ Орфея.

Рильке неоднократно использует образ Орфея в своем творчестве как свет из тьмы, он много размышляет над жизнью.

Жизнь дерева становится символом всякого органического существования («Плод», 1924). Поэт придает миру природы глубины чувств и переживаний, частично опираясь на достижения русского и европейского романа XIX-ХХ веков.

Поэзия Рильке, который отличается глубокой мыслью, эмоциональной силой, музыкой, ритмичностью и интонацией свободы, имела значительное влияние на расцвет немецкой лирики. Бехер назвал Рильке посланником лучшей части своего народа, что обогатил поэзию, написанную на немецком языке. Лучшим его произведением является сборник «Великий гнев» (1943 г.).