Лев Толстой 1828 - 1910
Казна филолога
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»
Философия истории
Многие из глав «Войны и мира» посвящены изложению философии истории Толстого, хотя более справедливым было бы весь роман назвать развернутым философским размышлениям писателя о закономерности человеческой истории и универсальные законы бытия. Исторический процесс рассматривается автором романа-эпопеи как процесс жизни, его стихийный, не подвластный воле конкретных людей развитие. Однако в чем же причина исторических событий, «движения» истории? Писатель связывает вопрос о ходе исторического процесса с проблемой свободы и необходимости. По Толстому, официальная наука не объяснила многих «парадоксов» истории (крестовые походы, Варфоломеевская ночь, Французская революция), поскольку не принимала во внимание связь, которая существует между относительной свободой человека и обусловленной необходимостью исторического процесса. Человек является свободным (и даже лично ответственным) в выборе поступка, но в то же время зависимой от многочисленных причин и событий. «Составление множества воль и сознаний», совокупные действия людей выступают как движущая сила исторического процесса, который сам является выражением идеи «необходимости», «определенности», «предопределенности». Такой исторический фатализм Толстого содержал очевидное умаление роли личности в истории, но вместе с тем «обостренно» выражал мнение о «соборное» единство народа как главную движущую силу. Эти теоретические положения отразились в изображении войны и освещении действий Кутузова и Наполеона в романе.
Подробности. Философским содержанием наполнен много символических образов романа «Война и мир». Так, с толстовською идеей вечного развития связано видение «живого глобуса», что привиделся Пьеру Безухову во сне во время пребывания в плену. Поверхность шара состояла из плотно стулених между собой капель. Ежеминутно капли росли, сливались, сжимались, исчезали и снова появлялись на поверхности. В этой метафоре «текучести», «всеобщего единства» просвечивает также философская идея «единения» людей как главной цели исторического процесса. Толстой выделяет три формы «единение»: семья, народ, человечество.