ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса

Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не пользовался такой славой при жизни, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенса уже после первого рассказа и не покидало до последних дней, хотя сам писатель, его взгляды и творчество змінювалися.Секрет его популярности у современников в том, что Диккенс остро чувствовал изменения в жизни Англии, был выразителем чаяний и стремлений тысяч людей. После смерти писателя его произведения начали подвергать острой критике, и только в XX веке стало совершенно очевидным значение творчества Диккенса. Его биография нашла отражение и в сюжетах его романов, и в творческой манере. Отец был бедный служащий и за долги попал в тюрьму. Диккенс детства самостоятельно зарабатывал деньги, работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отражает современные события и пытается объясниться в причинах, которые их вызвали. Ведущую тему творчества писателя можно определить как тему борьбы добра и зла, она раскрывается в каждом его произведении. Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отражает борьбу добра и зла в нем. Поэтому тема детства - одна из главных в его творчестве.

Роман «Приключения Оливера Твиста» - первый «роман-воспитание», жанр, к которому Диккенс неоднократно обращается. Структура этих произведений похожа: ребенок, которого бросили на произвол судьбы родители, преследуется родственниками, которые охотятся за наследством и хотят использовать беззащитность ребенка; благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из пут нищеты, получает наследство, а вместе с ней и признание в обществе. В начале творчества, и это отразилось в «Оливере Твісті», Диккенс считает, что материальная награда, достаток - цель, к которой стоит идти, которая делает человека счастливым. Зло в «Оливере Твісті» имеет двойную природу: это общественное зло, выраженное в «работных домах», где содержатся обездоленные дети; но Диккенс изображает зло, объяснить которое ни писатель, ни читатель не могут, оно олицетворяется в конкретном герое, который ставит себе за цель уничтожить Оливера. Образ Оливера идеальный, его характер не меняется на протяжении романа, он не подпадает под влияние обстоятельств, даже находясь среди мошенников.

В последующих романах тема детства углубляется. Диккенс осознает связь между характером героя и обстоятельствами, в которых он действует. Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец, за что автору немало ругали при жизни, а особенно после смерти. Но «счастливые концы» - это одна из черт философии писателя. Он считал, что литература имеет сильное воспитательное значение, влияет на сознание и что счастливый конец утверждает оптимизм, радость жизни, гармонию, дает надежду, что человек никогда не будет одинока. Но как писатель-реалист Диккенс видел, что в жизни «счастливые концы» бывают не всегда, он меняет свое отношение и к проблеме материальной награды героя, показывая, что достижение определенного материального уровня не обеспечивает человеку счастье.

Наиболее характерен в этом отношении роман «Дэвид Копперфилд». Герой этого произведения, в отличие от Оливера Твиста, проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт. Этот роман имеет автобиографические черты и отражает не только развитие героя, но и пути, которыми шел сам автор. В этом романе граница между злом и добром не такая четкая: героев трудно разделить на сугубо положительных и сугубо отрицательных, для автора важно, в первую очередь, как духовно обогащается герой. Во многих своих романах Диккенс использует прием смерти персонажей, что помогает решить немало конфликтов. В «Дэвиде Копперфілді» этот прием имеет совсем иной смысл: смерть не решает конфликт, а становится для героя тяжелым испытанием, из которого он приобретает жизненный опыт. Уже взрослый, Дэвид Копперфилд влюбляется в дочь владельца фирмы, где он учится, Дору, и, когда обстоятельства позволяют, Дэвид женится на ней. И пройдут годы, прежде чем он поймет, что всю жизнь рядом с ним была по-настоящему близкий человек, Агнес. Смерть Доры не просто дает возможность Дэвиду жениться на Агнес, а заставляет переосмыслить свою жизнь, отношения с людьми, понять, что такое настоящая любовь.

Тема детства в творчестве Диккенса раскрывает гуманистическое направления таланта писателя, утверждает добро и справедливость, осуждает равнодушие общества в отношении к детям.