9 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Мое понимание стихотворения А. Пушкина «Пророк»
Стихотворение «Пророк» был написан в июле-сентябре 1826 года после печально известных событий - казни пяти руководителей декабристского восстания.
В основе стихотворения традиция аллегорического использование библейских мотивов, где образ певца синонимичной сближался с образом библейского пророка. Такие образы уже встречались в предыдущих стихах О. Пушкина, в частности в стихотворении «Подражание Корану». Пророк послан для того, чтобы говорить истину людям. Но как? Чтобы понять это, рассмотрим образы стихотворения. Последовательно изменяя поэта, посланник неба «шестикрылый серафим» коснулся глаз поэта, чтобы его зрение было острым, как «в непуганой орлицы». Он научил поэта слушать жизнь и слышать в нем все, что наполняет мир звуками жизни. Но наиболее эмоционально поэт говорит о язык:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый...
Не имеет права поэт говорить о мелочах, не может лгать, лукавить, ибо он - Пророк. И вместо языка «жало мудрыя змеи в уста замершие мои вложил десницею кровавой». Змея - это символ мудрости, а значит такое преобразование должно научить поэта быть по-настоящему мудрым и взвешенным в своих словах, ибо его слово весит много. Не случайно последние слова - призыв:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Во времена А. Пушкина эти слова набрали характера общественной декларации и достигли далеко за пределы размышлений о назначении поэта и поэзии. Это был ответ всем тем, кто, напуганный трагическими событиями, колебался относительно дальнейшего пути. Этот стих также знаменовал и выбор самого поэта. Таким образом, стихотворение «Пророк» - это серьезный этап в творческом поиске Александра Сергеевича Пушкина и вместе с тем важное свидетельство эпохи, штрих истории общественной мысли начала XIX века.
|
|