Тема человеческой памяти в рассказе Генриха Белля «Путник, когда ты придешь в спа...»
Тема времени и памяти звучит во многих произведениях немецкого писателя Генриха Белля. Особенно это касается его антивоенных, антифашистских произведений, в которых тема памяти звучит трагически. Воспоминания о прошлом противопоставляются зловещим очертаниям современного, розриваного на куски хаосом войны.
Уже в начале рассказа «Путник, когда ты придешь в Спа...» мы видим героя произведения на грани гибели. Сквозь болезненный жар герой-рассказчик туманно видит помещение, в котором находится, и в его сознании возникают картины прошлого.
Писатель показывает весь процесс рождения воспоминаний в человеке: рассказчик подробно описывает коридор с вешалками и эмалевыми табличками между дверями, картинами и скульптурами. На фоне охваченного пожаром города, на первом плане повествования появляются предметы, напоминающие мирные дни. Но под сводами гимназии, где недавно звучал детский смех, теперь хрипят раненые, что вот-вот умрут
Герой рассказа борется со своей памятью, не пускает ее в свою нынешнюю жизнь, потому что понимает, что прошлого, своей мирной и беззаботной юности, ему не вернуть. Но память неумолимое, и для героя самым тяжелым является то, что все вокруг - родные стены гимназии - теперь стало холодным и чужим, как будто не из его жизни. С началом войны жизнь прервалась, и возврата не будет.
Важный уровень темы память в рассказе составляет описание произведений искусства - это едя» Фейербаха, древнеримская скульптура «мальчик, который вытаскивает колючку», фриз Парфенона, колонна Гермеса... Это же не индивидуальная, а общечеловеческая память. Белль показывает, как война может обесценить не только жизни любого человека, но и культуру, искусство в целом. Особое значение имеет строка каллиграфической упражнения, которую юноша начал писать на школьной доске всего три месяца назад, до войны, и которая уже никогда не будет завершена: у этого человека теперь нет рук, она скоро умрет.
«Путник, когда ты придешь в Спа...» - это начало известного древнегреческого надписи, который был сделан умирающим воином и запечатлел битву, в которой геройской смертью пал отряд спартанцев. История повторяется - и в ХХ веке ни искусство, ни образование не спасли человечество от новой ужасной войны. Как и тысячелетия назад, на войне гибнут люди.
Война ворвалась внезапно - и даже написаны мелом на доске упражнения гимназиста еще не стерты. Но мир изменился, и изменился человек. В немецкой классической гимназии стоят бюсты великих полководцев, которыми, видимо, увлекались мальчишки-гимназисты. Но теперь, пройдя сквозь ужасы войны, герой понимает, что тот военный пафос, описанный в «книжках с картинками», это ничто, мыльный пузырь. Солдат спрашивает себя - за что он боролся? - и не находит ответа. Для миллионов людей, погибших на войне, сделают тысячи «памятников массового производства» - вот и все.
В воспоминаниях героя особую роль играет образ креста. Когда крест сняли, на стене остался незникний следует, что казался еще ярче, чем сам маленький и старый крест. Его нельзя было уничтожить, как нельзя уничтожить в сознании человека память прошлого, культуру, чувство морали... Тень в форме креста, что проступает на стене сквозь все слои краски - это символ мирного времени, «когда еще позволяли вешать в школе кресты», и всего того в человеке, что способно противостоять войне, разрушению личности и культуры.
Тема человеческой памяти в рассказе Г. Белля «Путник, когда ты придешь в Спа...» имеет трагическую окраску. Но память - это возможность сохранить свое человеческое «я» при любых обстоятельствах. Память может существовать в форме прекрасных произведений искусства или запаха табака и теплого молока. Каждая историческая эпоха состоит из тысяч воспоминаний личных, интимных воспоминаний каждого человека. Это тот цепочка, что завязывает воедино прошлое и будущее, детство и взрослую жизнь, одного человека с другим... Сохранить память о прошлом - то сохранить себя, свою культуру, свою родину.
|
|