ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Анна Ахматова

(1889-1966)

Жизнь и творчество

Анна Ахматова - русская поэтесса, творчество которой обобщила путь, пройденный русской культурой от «серебряного века» к периоду хрущевской «оттепели». Дебютировав в пределах акмеїстської течения, А. Ахматова на протяжении своей художественной эволюции достигла вершин модернистской лирики.

На долю А. Ахматовой в русской литературе выпала особая миссия. Устами Ахматовой заговорила, расправив могучие крылья, русская женская поэзия. Выдающиеся современницы поэтессы отмечали, что в своем творчестве она дала «целую книгу женской души», выразила главные ее противоречия, «которым столько лет не было выхода...» В лице Ахматовой русская «женская» поэзия дорівнялася к «мужской», отменив древние предубеждения, согласно которым аналогичные явления в русской литературе XIX в. в основном свысока оценивались, разве что в качестве развлечения образованных дам.

Это интересно знать!

Критика почти сразу отвела Ахматовой место рядом с О. Блоком. Да и сам Блок с большим уважением выделял ее на фоне богатой творческими личностями «серебряного века». Он и книги свои надписував ей как равный - равному: «Блок - Ахматовой».

Вторая заслуга этой поэтессы заключалась в том, что, пройдя через все катаклизмы российской истории первых двух третей XX в. - две мировые войны, революции, страшные эксцессы советской власти от времен ее установки до хрущевской «оттепели», - пережив гибель блестящего поколения творческой интеллигенции «серебряного века», Ахматова завершила целую эпоху русской культуры, стала хранительницей лучших традиций и передала трагический опыт своего поколения поэтам 60-80-х годов. Она была одним из тех мастеров слова, которые не дали сорняковые соцреалистической литературы заполонить ниву русской словесности.

191І2 г, отметился двумя важными событиями: выходом в свет первого поэтического сборника «Вечер», что сразу была одобрена критикой, и рождением сына - Льва Гумилева, который впоследствии стал выдающимся историком. На протяжении десятилетия были созданы и напечатаны поэтические сборники «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922). Эти сборники отражают важный перелом в творческом развитии поэтессы, который состоялся в 1914 г.: в ахматівський художественный мир, ранее ограниченный интимно-камерными темами, входит бурная современность с такими ее стержневыми понятиями, как «история», «эпоха», «родина», «народ». Важными составляющими ахматовского поэтического кредо становятся идея нравственного долга и чувства ответственности за судьбу отечества.

После революции 1917 г. А. Ахматова могла оставить свой «захланний и грешный» край и пополнить ряды тех деятелей русской литературы, что, с болью оторвавшись от корней, перебрались за границу, чтобы спасти свою духовную свободу и жизнь. Гипотетически существовал также другой вариант - своим талантом услужить новой власти, как это сделали некоторые другие известные литераторы. Ахматова выбрала самый трудный путь. Она осталась в России (поскольку главным своим долгом считала разделять судьбу родины), однако выбрала позицию «внутренней эмиграции» (поскольку с художественной бескомпромиссностью и человеческим мужеством хранила верность своей музе, виплеканій культурой «серебряного века»).

В августе 1921 г. А. Ахматова получила страшную весть о расстреле бывшего своего мужа М. Гумилева, который был обвинен в заговоре против советской власти. Еще не раз она узнает об арестах, пытках и исчеВНОвении друзей и знакомых в залитых кровью камерах тюрем и бараках сибирских лагерей.

Дыша ядовитым воздухом, в котором задыхались миллионы сограждан, наблюдая, как родина, что в начале XX в. поражала мир расцветом культуры, стремительно превращается в жестокую исправительную колонию, в которой «усовершенствования» человеческой природы сопровождается хрустом костей и реками крови, Ахматова все глубже осознавала свою личную причастность к общенародному бедствию. Чудовищную абсурдность того, что происходило в стране и в ее собственной судьбе; поэтесса с афористической меткостью позже сформулирует в поэтической строке: «Такое придумывал Кафка».

Волна сталинских репрессий коснулась ее ближайших людей - сына и мужа (М. Пунина). Собственные переживания, что были проявлением страданий всего народа, поставленного на колени одним из самых страшных тиранов в человеческой истории, поэтесса увиразнювала в своих стихах. Так родился «Реквием» - самый выдающийся поэтический памятник жертвам сталинских преступлений.

Ахматова пострадала от тоталитарного режима и как поэтесса. В течение пятнадцати лет над ней тяготела запрет на печать. Преследования цензуры она воспринимала как многолетнее истязание: поэтесса чувствовала себя осужденной, которую лишили «огня и воды», заключенной, которую окружили арктические льды молчание, поэтом, чья муза была безжалостно закатована.

Ахматова разделила судьбу своего народа и во времена Второй мировой войны. Переехав 1941 г. из блокадного Ленинграда в Ташкент, она сполна испытала тяжких лишений военного лихолетья в тылу. И, несмотря на многочисленные бытовые трудности, внутреннюю неустроенность, проблемы со здоровьем, поэтесса часто выступала в госпиталях, читая свои стихи раненым. Война стала главной темой его тогдашнего творчества.

1944 г. Ахматова вернулась в Ленинград. Город смахивало на страшного призрака. Первые впечатления от измученного блокадой города она описала в своей прозе.

После победы советских войск, которая, казалось бы, должна была принести спокойствие в опустошенную гитлеровской мором страну, снова затянулся удавку на шее многострадальных народов сталинской империи. И снова наступление реакции отразился на судьбе поэтессы. В 1949 г. ее сына был вторично арестован, а несколькими годами ранее она стала объектом кампании беспощадной травле в советской прессе.

Толчком к этой кампании была печально известное постановление о журналы «Звезда» и «Ленинград», в которой поливали грязью писателей, которые не вписывались в официальный курс советской литературы. Главный удар был направлен против М. Зощенко и А. Ахматовой. Поэтесса мужественно восприняла это заранее и хорошо спланированную против нее акцию «публичной казни».

Сравнивая себя, женщину со сломанной судьбой, и ту «царськосільську веселую грешницу», какой она была во времена юности, Ахматова грустно шутила, что ей «подменили жизнь». Впрочем, этот трагический поворот судьбы сделал из него великого поэта.

До последних дней А. Ахматова сохраняла удивительную творческую работоспособность. Главными свершениями 60-х годов стало окончание «Поэмы без героя» (1962), над которой она работала четверть века, и сборника «Бег времени» (1965).

В 60-х годах к поэтессы пришло международное признание: она получила престижную итальянскую премию, была избрана почетным доктором Оксфордского университета.

В лирике А. Ахматовой прослеживаются преемственные связи с традициями русской психологической прозы XIX в. - романами И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Гончарова. На эти связи указывал, в частности, О. Мандельштам, единомышленник Ахматовой по «Цеху поэтов», с которым ее связывали длительные дружеские отношения: «...Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность русского романа XIX в. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и «Анны Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского и отчасти даже Лескова. Генезис Ахматовой - в русской прозе, а не поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу».

Опыт психологической русской прозы сказывается в ахматівській манере передачи тонкостей душевных переживаний и человеческих взаимоотношений. В первых своих сборниках поэтесса обнаружила необычайную мастерство в работе с психологической деталью. Деталь (какая-то обыденная вещь, жест, особенность мимики) часто вырастал у него в эмблему определенного внутреннего состояния лирического «я».

Одной из соединительных звеньев между интимной лирикой А. Ахматовой и окружающей средой был мотив любви-жалости, характерный для русского устного народного творчества (кстати, в древности в русском языке слово «жалеть» было синонимом слова «любить»). Порожденные этим мотивом образы и настроения сострадание в любви оказывали ахматівській лирике рис родства с национальным фольклором и прокладывали путь к ее дальнейшей эволюции в направлении приближения к народнопісенної культуры.

Творчество А. Ахматовой продолжала и развивала традиции русской классики XIX в. - О. Пушкина, И. Гончарова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого. Значительную роль в становлении ее поэтики сыграла эстетическая программа акмеизма.

Главным принципом ахматівської лирики является установка на «познание мира через боль», что перекликалась с художественным миром И. Анненского.

На раннем этапе творчество Ахматовой была «любовным дневником», в котором тема любви разрабатывалась под углом изображение драматических надламів и разрывов отношений. В процессе творческого развития поэтессы ее лирика постепенно приобретала формы своеобраВНОго «летописи» трагической эпохи. Одной из центральных категорий художественной философии Ахматовой стала категория памяти.

В художественном мире А. Ахматовой происходит «материализация» сложных и тонких душевных движений. Поэтесса широко использует психологическую деталь. Ахматівській лирике присущи эмоциональная сдержанность, лаконизм и аскетичность в отборе художественных средств, установка на воспроизведение обыденного языка.