ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Владимир Маяковский

(1893-1930)

Жизнь и творчество

Творчество В. Маяковского до сих пор остается выдающимся художественным достижением русской поэзии начала XX вв. Как и Ахматова, Маяковский стал связующим звеном между «серебряным веком» русской поэзии и советской эпохой ее развития.

Фигура неоднозначная в мировой литературе. Свой творческий путь поэт начинал с бунта против старого мира.

Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в грузинском селении Багдади в семье лесничего. Мать была родом из херсонских крестьян. Это и дало повод поэту впоследствии писать о своем происхождении:

Я

с деда-прадеда - казак,

с другой - сечевик,

а в Грузии - жить начинал.

(Перевод М. Желательна)

31902 г. учился в местной гимназии, а затем в Москве, куда семья переехала после смерти отца. В 15-летнем возрасте оставил обучение и начал революционную деятельность, за которую трижды оказывался за решеткой. У1911 г. вернулся к учебе в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры. В то же время примкнул к футуристам.

Авангардисты, в том числе и В. Маяковский, рассматривали свое творчество как эстетическую революцию - аналогию революции социальной. Поэтому наследие поэта отмечается активным новаторством в области поэтического языка, системе стихосложения, жанров. Свои стихи он нередко называл «лестница в будущее».

Поэт отдался разрушительной революционной стихии с восторгом. Во времена гражданской войны (с октября 1919 г.) работал в «Окнах сатиры РОСТА» (Российское телеграфное агентство), рисуя по ночам плакать и сочиняя короткие стихи к ним, чтобы утром в окнах магазинов люди прочитали:

Культура - Коммуна! Строители - мы!

Произведения первых лет революции (поэма «150 000 000 », пьеса «Мистерия-буфф», стихи «Левый марш», «Ода революции», «Наш марш») проникнуты верой в победу идей нового общества, построенного по законам братства и справедливости:

В наступление трогай лавой!

С небом за счастье земли воюй!

Кто там ступает правой?

Левой!

Левой!

Левой!

(Перевод Есть. Дробязко)

В. Маяковский считал себя «агитатором, горлаєм-главарем», который не противостоит толпе, а является его частью, рабочим, его голосом. Новая волна патриотизма охватила поэта после путешествия в страны Запада. Начиная с 1922 г. он девять раз пересекал границу СССР. Германия, Франция, Мексика, Америка вызвали у поэта антагонистические чувства: он осуждал наживу, эксплуатацию, расизм. Техническая вооруженность, чудеса архитектуры Америки лишь подчеркивали противоречия буржуаВНОго мира, что нашло выражение в стихах «Небоскреб в разрезе», «Бродвей», «Блэк энд уайт».

Первое произведение «Ночь» (1912) было напечатано в сборнике «Пренебрежение общественных вкусов» - поэтическом манифесте русских футуристов, которые провозгласили себя творцами искусства будущего и отрицали все, что было создано в прошлом. Новая культура за манифестами «будетлян» (так они себя называли), возникла на руинах старой культуры, старой морали, старого общества. Бунт против всего принятого отвечал характера молодого В. Маяковского, могучая натура искала новых идей и необычных художественных форм.

Футуристическую философию возражений и борьбы поэт воспринял как программу собственной жизни и творчества. Одет в желтую кофту или пиджак апельсинового цвета, он читал свои стихи.

В стихах периода 1912-1916 гг. («Нате!», «Вам», «Послушайте!», поэмах «Облако в штанах», «Война и мир») звучал вызов старому миру, поэт обвинял толпа в бездуховности, пассивности, безразличия, призывал к борьбе. Под влиянием революционных идей безликая толпа как символ мещанского старого жизнь приобрела черты классового врага - эксплуататора трудящихся масс, а сокращенно - буржуа. Накануне октябрьских событий 1917 г. Маяковский написал строки, которые стали народной частівкою:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй!

Недавно стало известно, что в последние годы жизни В. Маяковский начал осознавать принудительный, искусственный характер своих произведений. В черновиках было найдено горькое признание, что он «стал на горло собственным песням». В ответ на свою поэму «Хорошо!» собирался писать новую - «Плохо!».

Гіперболізм мировосприятия поэта помогал ему в творчестве, но мешал в жизни. Он стремился великой веры, всемирного признания, космической любви. В истории рядом с его именем упоминается Лилия Брик. Именно ее поэтическое имя рифмовал В. Маяковский, именно ей он посвятил большинство своих произведений, это ее инициалы, словно нарочно для тонкого поэтического слуха. Маяковского, складывались в слово ЛЮБЛЮ. Они познакомились летом 1915 г. На то время Л. Брик была замужем, что осложняло их взаимоотношения. Выход из пикантной ситуации. Маяковский и Брики нашли необычный: согласились на «любовный треугольник» и создали новую семью. Осип Брик, который очень любил жену, выбрал себе роль друга и советчика. Кстати, именно он первый начал изучать стихосложение поэта, помогал ему.

Советская критика замалчивала семейную жизнь В. Маяковского, считая, что оно компрометирует поэта. Но сейчас это является попыткой ответить на вопрос: «Чего больше в семейном союзе В. Маяковского и Бріків - настоящего чувства или футуристической декларации?»

Много фактов свидетельствуют о настоящую нежность и доверие в их отношениях. Лилию Брик поэт называл своей единственной женщиной, несмотря на то, что в его жизни появлялись и другие увлечения.

Поздняя творчество Маяковского, под которой принято понимать творчество советского периода, в плоскости формальных поисков и художественных произведений в целом не уступает ранним стихам, тогда как содержание сегодняшних стихов фактически сливается с пропагандой идеологических лозунгов правящего режима.

Дальнейшая судьба. Маяковского сложилась трагически. Несмотря на свой статус пролетарского поэта, членство в ЛЭФИ (Левый Фронт Искусств), а затем и в наиболее радикальном литературном сообществе РАПП (Российская ассоциация пролетарских поэтов), Маяковский постепенно попадает в литературную и идеологическую изоляцию. Драматизм положения Маяковского нанес глубокую душевную кризис, следствием которого стало самоубийство. Его смерть всколыхнула страну и вызвала значительный общественный резонанс, но в течение пяти последующих лет имя поэта было практически вычеркнуто из литературы. И только в 1935 p., после известной резолюции Сталина «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи...», поэт был реабилитирован, а в дальнейшем и канонизирован как величайший из советских поэтов.

Большая заслуга Маяковского как поэта заключается в том, что он выступил как настоящий реформатор поэтического языка и форм ритмической организации русского стиха. Значимость этих новаторских преобразований может быть сопоставлена с теми реформами, которые в свое время осуществили в русской поэзии В. Тредіаковський и М. Ломоносов в XVIII в. и М. Некрасов в XIX ст.

«А вы смогли бы?» (1913 г.)

Один из наиболее известных и в то же время показательных для ранней лирики Маяковского стих, который ярко иллюстрирует определенность его тогдашней проблематики. В этом коротеньком стихотворении обнаружены по меньшей мере три главные мотивы его ранней лирики.

Прежде всего, это мотив города и, шире, мотив новой городской «машинной», по выражению футуристов, цивилизации. Город представляется поэту как бы в двойном свете. С одной стороны, оно ассоциируется с образом страшного ада, в котором страдают люди («Ад города»), в котором человеку - «лишь души расстегнули» и «тело жгут... кричи, не кричи» («Из улицы в улицу»). С другой стороны, в его стихах звучат интонации восхищения атмосферой городской жизни и быта, с которым футуристы связывали будущее человечества. Его поражают современные города, громады зданий, улиц, площадей, неоновые витрины и огни рекламы, неустанное и шумный снование улицам города раВНОобразных транспортных средств, удивляют «флейта золоченой буквы» («Вывескам») и «зрачки малеванных афиш» («Театры»). Именно в контексте этого увлечения и прочитываются ассоциативные образы «карты будней», «рыбин на вывесках пестрых» и заключительное риторический вопрос: «А вы ноктюрн смогли бы заиграть на флейте заржавевших водосточных труб?» Стихия города, улицы требует, по мнению поэта, новых слов, нового языка, старые поэтические средства здесь неприемлемы.

С образом флейты может быть соотнесен второй важный смысловой мотив произведения. Образ флейты - это общепринятая на время Маяковского метафора поэзии. Образ флейты, применяемый в этом смысле, встречается в целом ряде произведений поэтов - современников Маяковского. Мотивом флейты Маяковский создает образ собственной поэзии, которая мыслится им как альтернатива традиционной абстрагированной от реальной жизни с его злободневными проблемами лирике символистов и акмеисты.

Третий мотив - декларация собственных принципов поэтического искусства, поданных через своеобраВНОе футуристическое видение. В этой декларации прежде всего ощутима полемика с акмеїстами. Если наставления акмеисты требовали от поэта четкости, понятности, ясности изображения, «осторожного», так сказать, и взвешенного обращения с красками слова, то футуризм, с точки зрения Маяковского, вводит в поэзию новые принципы и приемы изображения. В этом стихе выделяется лексика двух видов:

1) слова, представляющие мир обыденности, лишенный какой-либо цели (краска, стакан, жестяная рыба, будни);

2) слова, которые символизируют существование другого мира - прекрасного и духовного (ноктюрн, флейта, океан, крики).

Поэтому в произведении основным является конфликт двух миров - бездуховного и духовного, что его перенесено в психологическую сферу.

Лирический герой переживает несовершенство действительности как свою личную драму и как толчок к действию. Он недоволен мещанской обыденностью, поэтому стремится все изменить силой своей воли, творчества, фантазии.

«Послушайте!»

В стихотворении, построенном как монолог лирического героя, риторически обращен к неопределенному адресату, звучат життєстверджувальне, «прометеївські» мотивы.

Проблематику стихотворения чаще всего толкуют как декларацию общей мировоззренческой позиции поэта. Как доказательство, приводят заявленный здесь элемент активной общественной позиции, мотивы возражения заскорузлого, «беззоряного мира», величия и благородства душевных порывов человека, сила которых способна «зажигать звезды» (не из эгоистических соображений, а потому, что этого требует другой человек), мотивы бунтарства (человек здесь поставлена на уровень Бога, его возможностей).

В. Маяковский обращается к теме назначения человека, смысла его земного и звездного существования и утверждает, что личность не проживет без красоты^ которую создают чудаки-поэты.

Послушайте!

Когда уже звезды зажег кто-то -

Итак, в этом потребность большая?

Значит - кто-то желает, чтобы звезды светили?

Значит - кто-то же называет

эти плювочки жемчужинками?

Лирический герой стихотворения - именно такой поэт, для которого нет временных и пространственных границ, он врывается к Богу, он причастен к засвет звезд. В то же время чувствуется его одиночество, беззащитность «беззоряна мука» недоразумение, острая потребность в мечте, красоте, звездах.

Эксперименты В. Маяковского о поэзии, способствовали созданию присущей только ему оригинальной системы. Это новый графический запись стихов - «ступеньками», которые заостряли внимание на отдельных словах, необычные рифмы.

Поэт не признавал полных рим, когда совпадают слова, части речи, не использовал традиционных рим. Он рифмовал разные части речи, образовывал рифмы в середине строки, фонетические рифмы (когда совпадают не все звуки). В его стихах могли римуватися начало и конец строки и даже слова, принадлежащие к разным строф.

Стих его строился не на постоянном чередовании ударных и безударных слогов, а на количестве ударений.

Такое стихосложение имеет название тонического и используется в устном народном творчестве, но Маяковский усовершенствовал его. Количество ударений в строках была неодинаковой. У поэта-новатора отсутствует традиционное деление стихов на строфы по 4 или 6 строк, его строфы имеют любое количество строк.

«Лілічко! Вместо письма...»

Летом 1915 г. до Маяковского приходит, по выражению поэта, «громада-любовь», когда он познакомился с Лилией Юрьевной Брик. Активная фаза их любовных отношений продлится до середины 20-х годов и найдет отражение во многих поэтических произведениях Маяковского: поэмы «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Про это», большое количество лирических произведений, среди которых и «Лілічко! Вместо письма...».

Стих был написан, когда любовный роман Маяковского и Лилии Брик еще не был закончен, но уже с этого произведения возникает тень сложных, драматических взаимоотношений между поэтом и его возлюбленной.

Лирический герой стихотворения - сильная личность. Автор сравнивает его с быком, слоном, но этот сильный «дикий зверь» подчиняется одному-единственному взгляда и прикосновения руки любимого. Он склоняется перед ней, потому что кроме ее любви для него «нет солнца» и «нет моря», и лишь один звук дает ему радость - «звон любимого имени».

«Не упаду от угара...»

Без любимого мир превращается для лирического героя в ад, жизнь теряет смысл. Но его чувства отличаются особым благородством. Осознавая неотвратимость разлуки, не зная, «где она и с кем», он остается верным своей любви навсегда.

«Завтра забудешь, как тебя короновал...»

Стих написан в традиционной для раннего периода В. Маяковского творческой манере. Тоническая система помогает создать взволнованных монолог лирического героя, показать малейшие движения его души. Ощущение великого счастья любви и драматизм разлуки передают многочисленные эпитеты, метафоры, сравнения.

Основным лейтмотивом произведения является фраза «Кроме любви твоей...», которая повторяется несколько раз и подчеркивает силу большого чувства поэта. В стихотворении очень много обращений: «Лілічко!», «дорогая», «хорошая».

Однако произведение - это обращение не только к любимой, но и к самому себе. Стихотворение имеет подзаголовок: «Вместо письма». Он понимал, что не может вернуть любимую, но не отказывается от своего чувства, которое сильнее отчаяние.