ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Александр Блок

(1880-1921)

Жизнь и творчество

Блок стал для современников олицетворением лучших достижений «серебряного века» русской поэзии, признанным главой русского символизма и одним из виднейших представителей русской поэзии в целом.

Жизнь Блока небогат на внешние события. Он родился в Петербурге в семье, принадлежавшей к кругу старой русской интеллигенции. Отец будущего поэта - юрист Александр Львович Блок, талантливый, наделенный острым, скептическим умом, был красивым мужчиной, и своим гордым, мрачным, изящным лицом напоминал Байрона. Но в жизни он был неуравновешенным, деспотичной, болезненно скупым человеком, у него случались приступы сумасшедших ревности и бешеного раздражения. Александра Андреевна, его жена, дочь ректора университета Андрея Николаевича Бекетова, вскоре оставляет мужа и едет в Петербург к родителям. Там она и родила 16 ноября 1880 года сына. Мальчика назвали гордым именем героев и поэтов: Александр.

Маленького Сашу обожали все члены большой дружной семьи: дед, бабушка, прабабушка, многочисленные тети. Его баловала прислуга. Детство мальчика проходило, словно в наследственного принца. Летом Бекетовы выезжали до своего маленького подмосковного имения Шахматово, и Александр Блок навсегда горячо и нежно полюбил этот клочок земли.

Лет в шесть у Саши появился интерес к поэзии, в частности к стихам Жуковского и Полонского. Именно тогда и возникло у будущего художника желание написать что-то самому: он придумывал маленькие рассказы, сказки, шуточные стихи, шарады, ребусы и из всего этого составлял альбомы и журналы.

В гимназию Саша поступил, когда ему еще не исполнилось десяти лет. Огромная шумная толпа детей первого же дня поразила привыкшего к семейного уюта мальчика. И, собственно, вплоть до 17-18 лет Блока воспринимали как большого ребенка, что ее лишила опыта «грубой жизни», жизненной трезвой взрослости тепличная домашняя атмосфера. И в то же время необычность, интеллигентность, духовность семьи сыграли огромную роль в его формировании как личности и как поэта. Особенно же близким человеком для Александра была его мать.

У1898році Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, однако вскоре понял, что юриспруденция ему не интересна, и перевелся на филологический факультет, который окончил в 1906 году.

Одним из самых больших увлечений юноши был театр. Летом 1898 года он участвует в любительских спектаклях в имении Боблово. Эта усадьба, принадлежавшая Д. И. Менделееву, другу и университетском коллеге А. М. Бекетова, находилась за несколько километров от Шахматово. Там Александр Блок увидел шестнадцатилетнюю дочь Менделеева Любу и влюбился в нее на всю жизнь.

Летом 1898 года молодой поэт написал много стихов, которые впоследствии вошли в цикл «Стихов о Прекрасной Даме». Этот океан любовных гимнов, обращенных к Л. Д. Менделєєвої, стал настоящим лирическим взлетом молодого Блока.

Роман Александра Александровича с Любовью Дмитриевной Менделєєвою был достаточно напряженным, нервным. Блока приходилось и испытывать мук ревности, и тяжелой подавленности через суровую холодность воспитанного Люби. Но все равно он часто находился в состоянии экзальтированного поклонения идеалу, который воплотился в этой золотоволосой, рум'яній, спокойной и радостной девушке. 17 августа 1903 года в селе Тараканово, что между Шахматовым и Бобловим, в древней белой церкви над рекой была устроена свадьба.

Молодой, направлен вперед, ко всему новому, Блок становится горячим сторонником нового направления - символизма. Впоследствии он перерос рамки символистской эстетики. А пока что Блок находится под огромным влиянием идеалистического учения Владимира Соловьева - предшественника русского символизма - известного философа, талантливого поэта, религиоВНОго публициста и критика.

Постепенно Блок входит в литературную среду. Он знакомится с выдающимся поэтом-символістом В. Брюсовым, Д. Мережковским и 3. Гиппиус.

Литературный дебют Блока состоялся в 1903р. в журнале «Новый путь», где был опубликован цикл из 10-ти стихотворений поэта. Уже первыми сборками он снискал необычайную популярность и сразу стал одним из ведущих поэтов современности. Поэт постоянно живет в Петербурге, летом чаще всего - в родовом имении Шахматово. У1909, 1911 и в 1913 гг. осуществляет заграничные путешествия (Италия, Франция, Германия). Летом 1916 г. Блок был призван в действующую армию и служил в инженерно-строительной дружине.

Выход художника на новые горизонты был связан с віднайденим чувством единства с житейской и народной стихиями, с историей и современностью его родины. Приоритетное значение на этом этапе приобрела тема исторических катастроф и, в частности, тема русской революции.

Утверждая, что в каждом человеке сосуществуют несколько личностей, О. Блок значительной степени опирался на собственный опыт. Впрочем, в необъятном раВНОобразии внутреннего мира поэта прослеживается определенная направленность духовного и творческого развития. Именно эту направленность имел в виду Андрей Белый, когда утверждал, что понять Блока можно, постигнув связь стихов о Прекрасной Даме с поэмой «Двенадцать». Да и сам Блок был убежден в том, что первым и главным признаком настоящего художника есть «чувство пути».

Своеобразным прологом к его собственному пути был первый юношеский цикл стихотворений «Ante lucem». Само название цикла (в переводе с латыни - «К свету») указывала на состояние поэта «накануне» важной эпохи его внутренней жизни.

В частности в стихотворении «Гамаюн» (1899), написанном по картине В. Васнецова, запечатлелось характерное для Блока восприятие истории как круговорота, «вечного возвращения» ключевых событий, что должно завершиться апокалиптической катастрофой, за которой наступит царство света.

В ряде стихотворений «Ante lucem» открывался «ночная сторона» души блоківського лирического героя. В этой ипостаси он предстает человеком, который страдает от трагического одиночества и потаенных страстей, что ее сжигают, человеком, который, чувствуя себя «больным» и «старой», с глубокой тревогой воспринимает свое «черное жизнь».

Наступление эпохи «света» показал цикл «Стихи о Прекрасной Даме», который, по словам поэта М. Гумилева, «дал новый лик любви». Тема любви здесь входила в контекст величественных символистских обобщений, которые переводили ее из земной реальности к нездешнего, непостижимого и таинственного мира вечности, предоставляли любовному чувству лирического героя характера мистического откровения. Художественный мир этого цикла напоминает поэтическую Церковь Любви, в которой царит атмосфера молитвы и благоговейного поклонения Прекрасной Даме.

Знаком того, что поэт начал сходить с небесных высот на землю, были циклы «Распутье» (1902-1904) и «Пузыри земли» (1904). Звездный мир Прекрасной Дамы уступил в них местом реальному миру с его социальными контрастами, лишениями обездоленных («Из газет», «Повесть», «Улица, улица...»), бременем ежедневного изнурительного труда пролетариев (запрещен цензурой стихотворение «Фабрика»). Блок обратился к области народной культуры, к фольклорно-мифологической стихии. Образ «трясины», что является сквозным во втором из упомянутых циклов, выступает и олицетворением первобытных сил земного бытия, и символом внутреннего «распутье» лирического героя, его духовной растерянности на запутанных путях бытия.

События 1905 г. способствовали дальнейшему приближению блокивськои поэзии к реальности. Не на царство света направляется внимание художника в то время, а на трагический диссонанс между идеалом и действительностью (стихотворение «Незнакомая», 1905); и уже не мистические проявления вечности привлекают его, а «мистика повседневности». Вполне естественно, что сборник «Нечаянная радость» (1907), которая отразила эти изменения, вместе со статьей «О реалистах» (1907), что в ней поэт с художественной бескомпромиссностью отстаивал место реалистической литературы в культурном ландшафте России в начале XX в., вызвала резко негативную реакцию со стороны символистов.

Наиболее остро указанные тенденции проявились в лирической драме «Балаганчик» (1906). Задуманный как горькая пародия на недавно пережитую любовную коллизию, это произведение не оставлял камня на камне от представлений, которыми питались вдохновенные любовные песни, уславлювали Прекрасную Даму. В нем Блок остро высмеял «мистиков», которые упорно ищут знаки Вечности в обыденных земных вещах. С мучительной беспощадностью он развенчал и страдания, связанные с любовной драмой, - в образе раненого судьбой героя, истекающего клюквенным соком. Вечная Женственность постилась здесь в образе Коломбины - постоянной героини затертых балаганных представлений и «картонной невесты» тонкосльозого Пьеро, который является траги-ироничным художественным двойником поэта. Вот в такую гротескную арлекінаду трансформировался недавний «гимн любви».

Резко контрастировала со «Стихами о Прекрасной Даме» сборник «Снежная маска» (1907), посвященная актрисе Н. Волоховій. В ней царила «діонісійська» стихия «заметільної», пагубной страсти, надрывная в своей двойственности любовь-ненависть. Центральная фигура сборки - Снежная Дева - была новым олицетворением Вечной Женственности. Как и Прекрасная Дама, она имела неограниченную власть над лирическим героем. Однако это была власть «царства тьмы», разрушительных демонических сил. Парадоксально соединены в образе Снежной Девы всемирный холод и пламя значительно усиливали опасность этой ипостаси Вічножіночного для лирического героя.

Следует отметить, что поэзии О. Блока присуща необычайная музыкальность. Важную роль в этом играют ритмические и фонетические повторы; опытные знатоки блокивськои лирики ценили ее удивительный звукопис.

Начиная со второй половины 1900-х годов творчество А. Блока развивалась по трем главным тематическим направлениям.

Первый из них формировался на основе темы «страшного мира» (одноименный цикл писался от 1909 до 1916 p., ему предшествовала созвучна с тематикой сборник «Заснеженная земля», 1908). В русле этой темы рождались картины зловещего маскарада человеческих грехов, пороков бездушной цивилизации, обывательского самодовольства, прозябание людей, оказавшихся на социальном дне, бессмысленного круговорота бытия, в котором вращается современный человек, гротескные образы «одряхлевшего общества», где мертвый хватается за живого. Апокалиптические и евангельские мотивы (всадник-трубач, Богоматерь, змей), пафос предсказание близкой катастрофы придавали этим зарисовкам космического размаха.

Однако с конца 1900-х годов в блоківській лирике все громче звучат настроения страстной влюбленности в жизненную стихию - бурную, яркую, бесконечную, прекрасную и трагическую. Эти настроения создавали мировоззренческое основание второй тематической линии поэзии Блока (цикл «Ямбы», 1907-1914). Новая позиция лирического героя по жизни точнее всего описывается понятием «любовь-вражда»чувствуя «безумну жажду жизни», он одновременно оказывает сопротивление разрушительным силам жизненной стихии. Теперь бывший рыцарь Прекрасной Дамы с мечом и щитом выходит на романтический «поединок» с жизнью.

В пределах блокивськои концепции восприятия жизни интенсивного развития приобрела идея возмездия. Она разрабатывалась в двух аспектах: интимно-личностном (то есть в сфере внутреннего мира лирического героя) и историческом (на уровне изображения больших переломов общественной жизни). Сквозь призму идеи возмездия Блок трактовал передчуванні ним социокультурные взрывы в России, причиной которых, по его мнению, процесс перерождения культуры в механістичну цивилизацию и разрыв между интеллигенцией и народом. Идея возмездия в ее историческом аспекте была тесно связана с темой родины, которая выделилась в третье направление поэтического творчества Блока.

От 1907г. художник на протяжении девяти лет работал над стихами, которые впоследствии объединил в цикл «Родина». В них он осмысливал самобытность России, особенности ее национально-духовного развития. Созданный Блоком образ отечества вобрал разные ипостаси Вечной Женственности, что раскрывались в его ранних поэтических циклах. Вместе с тем в этих стихах воплотилось чувство родства поэта с народной культурой.

Тема исторических потрясений заняла центральное место в двух широко известных произведениях, написанных В. Блоком в последний период его творчества - поэзии «Скифы» и поэме «Двенадцать».

Поэзия «Скифы» построена на антитезе: «старому премудрому мира» Европы, что чахнет от «скуки и изобилия», противопоставляется народ России, изображен в образе диких скифов «с раскосыми и захланними глазами», которых побуждает к действию буйство необузданной энергии, жажда завоевания новых территорий, игра первобытных сил и страстей. В Европе царят спокойствие и умеренность, в этом цивилизованном уюта, что веками поддерживался и совершенствовался, за Блоком, давно пересохли источники, которыми питается культура. Россия же предстает перед лицом Европы залитым «черной кровью Сфинксом», что привлекает и пугает, смущает своими загадками и грозит гибелью. Впрочем, описывая беда, что его несут Европе орды «диких скифов», поэт завершает произведение патетичным призывом к всеобщему братанию.

В том, как Блок осмысливает противостояние застывшей в своей упорядоченности Европы и варварской России, охваченной жаждой крови и больших изменений, чувствуется влияние ницшеанскому концепции дежурство «аполлонівського» и «дионисийского» начал в кругообороте мирового бытия.

После революции 1917г. Блок некоторое время работал в Чрезвычайной следственной комиссии, которая расследовала деятельность царского правительства. Отношение к обеих русских революций у Блока было неоднозначным. С одной стороны, он симпатизировал декларируемым ими стремлением к демократическим преобразованиям, но, с другой стороны, симпатии Блока были в значительной степени идеализированы: революцию он воспринимал сквозь призму своих мистических теорий о гибели старого мира и рождения новой эры - гуманизма, «братского пира труда и мира» («Скифы»).

В родственной со «Скифами» по тематике и общим эмоциональным тоном поэме «Двенадцать» Блок в модернистском ключе изображает стихию русской революции 1917 г.

В последние годы жизни Блок занимается культурно-просветительской деятельностью, работает в Государственной комиссии по изданию классиков, в издательстве «Всемирная литература», в Большом драматическом театре, в Союзе поэтов. Трезвая оценка революционной действительности, ее трагическое расхождение с представлениями Блока о «новый мир» вызывают в нем глубокую душевную депрессию. В апреле 1921 г: Блок тяжело болеет (воспаление сердечных клапанов, которое сопровождается психическим расстройством), а 7 августа того же года умирает. Его смерть современники восприняли как конец эпохи, этапный и трагический слом культурного развития России.

«Незнакомая» (1906)

Стихотворение вошло в сборник «Нечаянная Радость» (1907), которую сам Блок оценивал как «переходную книгу», то есть такую, в которой наряду с мистическими настроениями ожидания вселенского обновления и прихода Прекрасной Дамы начинают звучать и настроения разочарования и неверия в декларируемых идеалов.

Тематически «Незнакомая» Блока распадается на две части. В первой части (первая - шестая строфы) описывается реальный мир, во второй части (седьмая - тринадцатая строфы) - мир иллюзий, обнаруженный через образ таинственной Незнакомой. Ситуативный фон, на котором разворачивается сюжет произведения, - это воображаемая встреча в загородном ресторанчике лирического героя с таинственной женщиной, образ которой он в своем воображении наделяет романтическими и мистическими чертами.

В первой части произведения эскиВНО очерчиваются картины загородного быта - ресторанные сцены, пьяные возгласы, прогулки местных донжуанов с дамами сомнительного поведения, которые, в общем счете, создают образ заземленного, монотонного и истосковавшегося мещанского существования, лишенного высоких порывов и вообще любых проявлений духовности. Впечатление скуки и однообразия, что пронизывает мещанский быт, усилены тройным повтором «каждый вечер».

Резко контрастирует с заземленной атмосферой первой части произведения образ Незнакомого, который появляется во второй части и определяется в романтически возвышенных тонах, ассоциируется с таинственным посланником мира подлинной красоты и благородства. Контраст, который возникает между образами первой и второй части произведения, Блок усиливает и специфическими приемами подбора необходимых слов и их синтаксических сочетаний, а также через приемы звукопису.

Обнаружен через образ Незнакомого идейный смысл произведения не имеет однозначного толкования. Чаще всего этот образ интерпретируется как символ того светлого, одухотворенного жизненного корня, к которому стремится душа лирического героя произведения и которое она находит в мире реальном, где истину можно отыскать разве что в вине. Бесспорно, образ Незнакомого возвышается над миром бездуховности и мещанской косности, и в этом следует видеть его позитивное содержание, определен в пределах произведения. Но заложенный в произведении образ Незнакомого, взятый в более широкой, а именно - общей смысловой перспективе его творчества этого периода, приобретает и некоторых отрицательных черт. Прежде всего он закономерно воспринимается как смысловая параллель к образу Прекрасной Дамы, под знаком воспевание которой истек начальный период творчества Блока. Соотнесение двух образов удостоверяющий определенное разочарование и сомнение поэта: Незнакомая - хотя и романтичная, но земная женщина, и ее образ больше не олицетворяет той космической мудрости, о которой так вдохновенно писал Блок в своих ранних стихах и которую он связывал с образом Прекрасной Дамы. С этой стороны образ Незнакомого может быть прочитан как угасающий отблеск прежних мистических иллюзий Блока.

«О доблести, о подвигах, о славе...» (1908)

По форме стихотворение является монологом, с которым лирический герой обращается к воображаемой собеседнице, любимой, которая ушла от него, оставив о себе лишь воспоминания, материализованные в образе «лица в оправе», что его хранит на своем столе герой. Основная тема стихотворения - муки любви, что всплывают в воспоминаниях лирического героя, при этом локализованные в пределах этой темы образы отчетливо інтертекстуальні, то есть явно направленные на смысловое сопоставление с другим произведением на тему любви, а именно знаменитым пушкинским стихотворением «Я помню чудное прекрасную». Впрочем, есть и существенное различие между обоими произведениями. Если в произведении Пушкина драма, которую переживает герой - это интимная душевная травма с оптимистичным, светлым финалом, то у Блока она символически соотносится с драмой целого поэтического поколения символистов, мистические ожидания которых на приход Прекрасной Дамы не оправдались. Поэтому финал произведения звучит пессимистично: лирический герой Блока осознает невозможность новой «прекрасное мгновение».

«Весна, весна, без границ и без края...» (1907)

Стихотворение открывает цикл «Заклятие огнем и мраком» и составляет одну из ведущих его тем. Поэзия построена в форме лирического монолога, адресованного через риторическое обращение до весны.

Весна - центральный образ блоківського стиха, который обнаруживает несколько символических значений. Прежде всего с образом весны ассоциативно співвіднесене любовь лирического героя к женщине, фигура которой появляется в стихотворении лишь эпизодически, но окрашивает своим образом его взволнованную эмоциональную атмосферу, мотивирует п'янкість чувств и порывов героя. Но сквозь образ любви в стихи проступает и другое, более глубокое символическое значение весны, ее образ символизирует жизнь и одновременно отношение к нему со стороны поэта.

Исключительно важным является вклад Блока в развитие тематики, обраВНОго мира и стихотворной техники русской поэзии.