ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 7 класс

ЛИТЕРАТУРА ПРОТИВ ВОЙНЫ

 

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ 1905-1984)

 

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

 

(Сокращенно)

Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону, как никогда, дружная и внезапная. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через два дня на левобережье Дона напрочь обнажились пески, в степи збутніли полные снега овраги и балки, взломав лед, бешено забурлили степные речки, и дороги стали почти совсем непроезжие.

В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановську. И путь короткий - где-то километров шестьдесят, - и оказалось, что преодолеть их не так просто... Часов за шесть мы пропхалися тридцать километров и подъехали к переправе через реку Єланку...

Переправляться надо было тоненьким плоскодонным челноком, что мог взять не более как три мужа. ...Вдвоем с шофером мы не без осторожности сели в старенький лодку. Товарищ с вещами остался на берегу... как Только мы отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. Чем только имели, мы конопатили ненадежную посудину и вычерпывали из нее воду, пока не добрались до берега - где-то через час мы были на той стороне Єланки. Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло:

- Если только вот проклятый корыто не развалится на воде, - часа через два приедем, раньше не ждите...

Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае... Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плоти так же, вполне погрузившись в тишину и одиночество, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на легком ветру мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за белыми грудистими облаками проплывали в блеклой синеве.

Вскоре я увидел, как из-за крайних хуторских дворов вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, на рост - не больше пяти-шести лет. Они устало плелись к переправе, но, порівнявшися с машиной, обратили ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя совсем близко, сказал приглушенным баском:

- Здоров, браток!

- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, шкарубку руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

- Поздоровкайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папа. Только мы с тобой на грузовику ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет...

• Как автор описывает весну и весенние дороги на Дону?

В. Caвадов.

Иллюстрация к рассказу «Судьба человека», тугие дальше

• От имени кого ведется повествование?

Сняв из-за плеч пустую солдатскую сумку, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

- Беда мне с этим пассажиром! Через него и я підбився. Широко шагнешь - он уже підбігці бежит, вот и пристосовуйся до такого пехотинца. Там, где мне надо раз шагнуть, я три раза ступаю, так и идем с ним в розницу, как конь с черепахой. А с него же и глаз не своди. Только где-то в сторону глянешь, а он уже по луже бредет или відломить льдинку и сосет вместо конфеты. Нет, не мужское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще пехотой. - Он помолчал немного, потом спросил:

- Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?

- Часов через две.

- Ничего себе! Ну что же, тем временем отдохнем, спешить мне некуда...

Мы закурили міцнющого самосада и долго молчали. Я хотел было спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда гонит его в такую розталь, но он опередил меня вопросом:

- А ты что, всю войну за рулем?

- Почти всю.

- На фронте?

- Ага.

- Ну, и мне там пришлось, браток, горькой выпить по горлышко, да еще и с верхом.

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился.

Я взглянул на него сбоку, и мне стало как-то жутко... Вы видели когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, полные такой невиводної смертной тоской, что в них нельзя смотреть? Такие глаза были у моего случайного собеседника.

Выломав из плетня сухую кривую хворостинку, он с минуту водил ею по песку, черкаючи какие-то замысловатые фигуры, а потом заговорил:

- Иногда не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так изуродовало? За что так наказала?» И нет мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нет и не дождусь! - И вдруг спохватился, ласково подталкивая сынка, сказал: - Пойди, голубчик, поиграйся возле воды, у большой воды для детей всегда какая-нибудь добыча найдется. Только, гляди, ноги не замочи!

...Проведя глазами сынка, глухо покашлял, снова заговорил, и я мигом насторожился.

- Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я родом из Воронежской губернии, тысяча дев'ятисотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. Голодного двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и жив остался. А отец с матерью и сестренкой дома померли с голоду. Остался я сам. Родные - как вымело - нигде никого, ни души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскоре женился. Женщина воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка!..

• В чем проявляется наблюдательность рассказчика относительно деталей?

• Что в выражении глаз чело - века поразило рассказчика?

• Как связана судьба человека с историей страны?

Какими были отношения в семье Соколовых?

Придешь с работы уставший, а порой и злой как черт. Нет, на злое слово она тебе лихим не відкаже. Ласковая, тихая, не знает, где тебя посадить, извивается, чтобы и при небольшом достатке что-то вкуснее тебе зготовити. Смотришь на нее и відтаєш сердцем... Утром я встаю, словно в росе скупаний, и всякая работа у меня в руках кипит! Вот оно что значит - иметь умную женщину-подругу...

Вскоре дети у нас пошли. Сначала сынок родился, а лет через несколько еще две девочки...

За десять лет насобирали мы немного деньжат и перед войной поставили себе домик на две комнаты, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила две козы. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, значит, все в порядке. Только построился я неудачно. Уделили мне шесть соток неподалеку от авиазавода. Если бы моя халупа была в другом месте, может и жизнь моя сложилась бы иначе...

И вот тебе раз - война. На второй день повестка из военкомата, а на третий - давай в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери - Настенька и Оленька. Все дети держались прекрасно. Ну, у дочерей - не без того - поблескивали слезы. Анатолий только передергивал плечами, словно от холода, ему тогда уже семнадцатый год шел, а Ирина моя... Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась к мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, дорогая моя Ирочка! Скажи мне хоть слово на прощание». Она и говорит и за каждым словом всхлипывает: «Родной мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...»

У меня самого от жалости к ней сердце на куски разрывается, а она с такими словами... Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила у меня была бешеная; она потекла, раза три шагнула назад и снова до меня мелко ступает, протягивает руки, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Чего ты меня раньше времени заживо прячешь?!» Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе...

До самой смерти, до последнего моего часа, буду умирать, а не подарю себе, что тогда оттолкнул ее!..

Он опять и надолго замолчал. Пытался скрутить папиросу, но газетная бумага рвалась, табак сыпался на колени.

- Формировали нас под Белой Церковью, в Украине. Дали мне «ЗИС-5». На нем и поехал на фронт. Ну, про войну тебе ничего рассказывать, сам видел и знаешь, как оно было сначала. От своих письма получал часто, а сам треугольнички посылал редко... А что еще можно было писать? Горькие это были времена, не до писания было. И, правду говоря, и сам я не охотник был на жалобных струнах играть и ненавидел тех слюнявых, которые что не день, надо или не надо, женщинам и любахам писали, сопли по бумаге размазывали. Трудно, мол, ему, тяжело, не зоглядишся как и убьют... А того не хочет понять, что этим рознещасним женщинам и детям в тылу не легче, чем нам, приходилось. Вся держава на них сперлась! Какие же это плечи нашим женщинам и детям надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот же не согнулись, выстояли! А такой хлюст, мокрая его душа, напишет жалобного письма - и трудящу женщину как кием по ногам. Она после такого письма, горопашна, и руки опустит, и где уж ей до работы. Нет! На то ты и мужчина, на то и солдат, чтобы все вытерпеть и перетерпеть, когда тебя на это час бедствия позвала...

 

• Как автор раскрывает страдания героя?

Только не пришлось мне и года повоевать... Дважды за это время был ранен, но оба раза легко...

Дырявил немец мне машину и сверху, и с боков, но мне, браток, везло на первых порах. Везло-везло и завезло по самое некуда... Попал я в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года при такой похабной оказии: немец тогда здорово наступал, и осталась одна наша стодвадцятидвохміліметрова гаубичная батарея почти без снарядов; нагрузили мою машину по самую завязку, и сам грузил так, что гимнастерка к лопаткам прикипала...

Командир нашей автороте спрашивает: «Проскочишь,

Соколов?» А оно и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чешется буду?

«Непременно! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и все!» - «Ну, - говорит, - чухрай! Ветром лети!»

Вот я и почухрав. За всю жизнь не ездил так, как в тот раз! Знал, что не картошку везу, что с этим грузом осторожно надо ехать, и какая может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся насквозь артвогнем простреливается... И до батареи остался какой-то там километр, уже свернул я на полевую дорогу, но добраться до своих мне, браток, не пришлось... Видно, с дальнобойной тяжелый положил он мне круг машины. Не слышал я ни взрыва, ничего, только в голове словно что-то лопнуло, и больше ничего не помню...

...А как очухался, пришел в себя и разглядел хорошо кругом, - сердце будто кто-то плоскогубцами сжал: кругом снаряды валяются, которые я вез, неподалеку моя машина, вся на камуз разбита, лежит вверх колесами, а бой, значит, бой уже позади меня идет... Что ты на это скажешь?

Не буду врать, вот тогда у меня ноги сами собой підломились, и я упал словно подкошенный, потому что понял, что я - уже в окружении, а точнее сказать - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...

 

• Как Соколов говорит о женской судьбе во время войны?

• Осознает Соколов свой героизм?

• Как солдат попал в плен?

Ну, вот, значит, лежу я и слышу: танки гремят. Четыре немецких средних танка на полном газу прошли мимо меня туда, откуда я со снарядами выехал... Потом тягачи с пушками потянулись, полевая кухня проехала, потом пехота пошла, не густо, так, не более как одна битая рта...

Думал, все прошли, поднял голову, а их шесть автоматчиков - совсем близко - идут метров за сто от меня. Гляжу, сворачивают с дороги и прямо в меня. Идут молча.

«Вот, - думаю, - и смерть моя на подходе». Я сел, неохота умирать лежа, затем встал. Один из них, не доходя шагов нескольких, плечом пожал, автомата снял... Молодой парень, такой ловкий, чернявый, а губы тонкие, в ниточку, и глаза прищурены.

«Этот убьет и глазом не моргнет», - думаю я себе. Так оно и есть: поднял автомат - я ему прямо в глаза гляжу, молчу. А другой, ефрейтор, что ли, старший за него, можно сказать, пожилой уже, что-то крикнул, молча отодвинул его в сторону, подошел ко мне, геркоче что-то по-своему и правую руку мою в локте сгибает, мускул, значит, щупает. Попробовал и говорит:

«О-О-о!» - и показывает на дорогу, на запад солнца. Чвалай, мол, рабочая скотинко, трудиться на наш рейх. Хозяин был, сукин сын!..

Что же, браток, деваться мне было некуда. Вышел я на дорогу, выругался страшным кучерявым, воронежским матом и зашагал на запад, в плен!.. Прошел немного, и догоняет меня колонна наших пленных, из той самой дивизии, в которой я был. Гонят их мужчины десять немецких автоматчиков. Тот, кото - рый впереди колонны шел, поравнялся со мной и с бухты-барахты полоснул меня наотмашь ручкой автомата по голове. Если бы я упал, он пришил бы меня к земле очередью, но наши подхватили меня на лету, затолкали внутрь и с полчаса вели под руки. А когда я очнулся, один из них шепчет: «Боже тебя упаси упасть! Иди хоть через силу, а то убьют». И я через силу, но шел.

Как только зашло солнце, немцы увеличили конвой, на грузовику подкинули еще человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем. Тяжелораненые наши не могли успевать за всеми, и их пристрілювали просто на дороге. Двое попытались бежать, ... ну, конечно, и этих постреляли. В полночь пришли мы в какое-то напівспалене село. Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом. На каменном полу - ни віхтика соломы, а все мы без шинелей, в одних гімнастьорках и штанах, так что постелить ничегошеньки. На некоторых даже гімнастьорок не было, сами бязевой кальсоны рубашки...

Какие простые факты передают не вывоображаемые реалии войны?

• Как солдат готовится к смерти?

• Как немец демонстрирует свое пренебрежение к раненого солдата?

 

Которые услышаны сильнее страха перед человеком?

Так всю ночь и проваландались мы в той церкви, как овцы в темном хлеву. Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе чего надо, браток?» Он и говорит: «Я - военврач, может, чем-то тебе помогу?» Я пожаловался ему, что у меня левое плечо скрипит, и пухнет, и страх как болит. Он твердо так говорит:

«Снимай гімнастьорку и нижнее рубашку». Я сбросил все это с себя, он и начал руку в плече прощупывать своими тонкими пальцами, да так, что мне аж свечи в глазах зажглись. Скрегочу зубами и говорю ему: «Ты, наверное, ветеринар, а не человеческий доктор. Зачем же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?» А он все щупает и сердито так отвечает: «Ты молчи и диш, а то разболтался! Держись, сейчас еще сильнее заболит». И как шарпоне мою руку, аж красные искры у меня из глаз посыпались.

Очнулся я и спрашиваю: «Что же ты это делаешь, фашист несчастный? У меня рука вдребезги разбита, а ты ее так рванул». Слышу, он засмеялся тихонько и говорит:

«Я думал, что ты меня ударишь по правой, а ты, выходит, смирный парень. А рука у тебя не разбита, а выбита была, вот я ее на место и поставил. Ну, как теперь, легче тебе?» А оно и в самом деле, чую по себе, что боль утихает. Поблагодарил я ему душевно, и он пошел дальше в темноте, тихонько спрашивает:

«Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор!

Он и в плену, и в темноте свое великое дело делал...

Утром всех нас выстроили возле церкви, окружили автоматчиками и трое эсэсовских офицеров начали отбирать неугодных им людей. Спросили, кто коммунисты, командиры, комиссары, но таковых не оказалось. Не оказалось и сволочи, какая могла бы выдать, потому что и коммунистов среди нас было чуть не половина, и командиры были, и, само собой, комиссары были.

Только-четырех и взяли из двухсот с чем-то человек. Одного еврея и трех россиян, рядовых. Россияне попали в беду за то, что у всех троих были черные с кучерявинкою волос...

Куда меня только не бегали за два года плена!

Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области уголь копал, и в Баварии на земляных работах горб наживал, и в Тюрингии побывал, и черт знает где только не пришлось по немецкой земле походить.

Природа там, браток, везде разная, но стреляли и били нашего брата везде одинаково. А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас никогда скота не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и всяческим железом, какое под руку попадется, не говоря уже о примерах и другое дерево...

• Какие физические испытания выпали на долю солдата?

кормили нас везде однаковісінько: полтораста граммов эрзац-хлеба пополам с опилками и жиденькая баланда из брюквы. Кипятка где давали, а где нет. Да что там говорить, подумай сам: перед войной я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Только кожа осталась на костях, и кости свои носить было невозможно. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что и ломовик не одолеет...

И вот однажды вечером мы вернулись в барак с работы. Целый день шел дождь, лохмотья на нас хоть выкрути; все мы на холодном ветру перемерзли как щенки, только зубами цокотимо. А обсушиться негде, нагреться - тоже, и к тому же голодные не то что до смерти, а даже хуже. Но вечером нам кушать не давали.

Скинул я с себя мокрые лохмотья, кинул на нары и говорю: «им по четыре кубометра выработки дай, а на могилу каждому из нас и одного кубометра многовато». Только и сказал, и вот нашелся между своих... подлец, донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова...

Так вот этот самый комендант на другой день после того, как я про кубометры сказал, вызывает меня... Понятно, зачем вызывает. На капец. Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду лагерным двором, на звезды поглядываю, прощаюсь и с ними, думаю: «Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному - номер триста тридцать первый». Как-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла и стал я набираться мощи, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...

В комендантской - цветы на окнах, чистенько, как у нас в хорошем клубе. За столом - все лагерное начальство. Пять человек сидят, шнапс пьют и салом закусывают. На столе у них начат здоровенная бутыль со шнапсом, хлеб, сало, соленые яблоки, открытые банки со всякими консервами...

Прямо передо мной сидит уже п'януватий [комендант], пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку, а сам смотрит на меня и не моргнет, как змея. Ну, я руки по швам, стоптаними цокнув каблуками, громко докладываю: «Военнопленный Андрей Соколов из вашего приказа, герр комендант, явился». Он и спрашивает меня: «как же, русс Иван, четыре кубометра выработки - это много?» - «Так точно, - говорю, - герр комендант, много». - «А одного тебе на могилу хватит?» - «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется».

Он поднялся со стула и говорит: «Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, выйдем на улицу, там ты и розпишешся». - «Воля ваша», - говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

• Как Соколов воспринимает вероятность своего смертного часа?

 

Я был уже из его рук и стакан взял, и закуску, и как услышал эти слова, - меня будто огнем опекло! Думаю себе: «Чтобы я, русский солдат, и пил за победу немецкого оружия?! А сего-того не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, то пропади ты пропадом со своим шнапсом!»

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю:

«Спасибо за вгощення, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». А что мне было терять? «За свою погибель и избавление от мук я выпью», - говорю ему. Потом взял стакан, по два раза выпил ее, а закуски не взял, вежливо утер губы ладонью и говорю: «Спасибо за вгощення. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня».

Но он смотрит пристально-пристально и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусую». Наливает он другую, подает мне. Выпил я и второй и опять-таки закуски не беру, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: «Чего же не закусываешь, русс Иван? Не церемонься!»

А я ему свое:

«Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет и везде смех что-то быстро говорит по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже засмеялись, стульями заторохтіли, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, будто мягче.

Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я уже выпил с перерывами, одломив маленький кусочек хлеба, кусок положил на стол. Захотелось мне им, треклятым, показать, что хоть я и с голода пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что если они с меня не сделали, хоть и старались.

После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат.

Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и заняли весь Сталинград.

Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», - и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала...

• Как Соколов объясняет свои действия?

• Чем объясняется изменение в отношении врага до солдата?

Чем руководствуется в своих «добрых поступках» враг?

Едва переступил порог в барак и упал на цементову пол без памяти. Разбудили меня наши, еще темно было: «Рассказывай!» Ну, я вспомнил, что было в комендантской, рассказал им. «Как будем харчи делить?» - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровою нитью. Досталось каждому хлеба по кусочку размером как спичечная коробка, ни одна крошка не пропала, а сала, ты же понимаешь, - только губы помазать. Однако поделили без обиды.

Вскоре перебросили нас, человек триста самых сильных, на осушение болот, потом - в Рурскую область на шахты. Там и пробыл я до сорок четвертого года. На то время наши дали уже Германии духа и фашисты перестали пленными гнушаться...

Возил я на «Опель-адмирале» немца-инженера в чине майора армии...

Недели две возил я своего майора из Потсдама в Берлин и обратно, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство оборонительных рубежей против наших. И тогда я спать совсем разучился: целыми днями пропадал ночи думал, как бы мне к своим, на Родину, убежать.

Приехали мы в город Полоцк. На рассвете услышал я впервые за два года, как громыхает наша артиллерия, и знаешь, браток, как сердце забилось?..

«Ну, - думаю, - ждать больше нечего, пришло мое время! И надо не одному мне бежать, а прихватить с собой и моего гладуна, он нашим понадобится!»

...Вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем...

Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, которых я еще никогда не видел, первый подбегает ко мне, зубы скалит. «Ага, чертов фриц, заблудился?» Рванул я из себя немецкий мундир, пилотку под ноги бросил и говорю ему: «Милый ты мой пуп'янку!

Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежиц? В плену я был, понятно? А сейчас одв'яжіть этого кабана, что в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру». Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника - командира дивизии. На это время меня и накормили, и в баню водили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, которого ты привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати языков. Клопотатимусь перед командованием, чтобы тебя представили к правительственной награде». А я от этих его слов, от ласки очень волнуюсь, губы дрожат, не слушаются, только и мог из себя выдавить:

 

• Какими словами передано отношения между людьми?

• Наведи примеры, когда обраВНОсть в языке солдата имеет не художественный, а жизненный подтекст.

• Как оценили поступок солдата?

«Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть».

Но полковник засмеялся; поляскав меня по плечу:

«Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск поедешь, а как вернешься к нам, - посмотрим, куда тебя назначить...»

Две недели спал и ел. Кормили меня понемногу, но часто, потому что если бы давали еды вволю, то я мог бы дуба дать, так доктор сказал. Набрался я силы, сколько нужно... На третьей неделе приходит письмо из Воронежа. Но пишет не Ирина, а мой сосед, столяр Иван Тимофеевич. Не дай Бог никому таких писем получать!.. Сообщает он, что еще в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз дома были...

Он на минуту замолчал, а потом сказал уже другим, прерывистым и тихим голосом:

- Давай, браток, перекурим, а то меня чего-то удушье давит.

Мы закурили. В заллятому весенней водой лесу звонко выстукивал дятел. Так же лениво шевелил сухие сережки на вільсі теплый ветер, так же, как под тугими белыми парусами, проплывали в высочайшей синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни.

Молчать было тяжело, и я спросил: - Что же дальше?

- А что дальше?.. Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком добрел до места, где когда-то жил семейно. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс. Глушь, тишина кладбищенская. Ой и тяжело же мне было, браток!Постоял, пожурився душой и опять пошел на вокзал. Даже часа побыть там не мог, в тот же день уехал обратно в дивизию.

Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашелся Анатолий. Прислал письмо мне на фронт, видно, с другого фронта. Адрес мой узнал от соседа, Ивана Тимофеевича...

И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить, столяруватиму и внуков бавитиму. Одно слово, всякие такие старческие фантазии.

Но и тут все пропало, как кнутом хльоснуло. Зимой наступали мы без перепочину, и особо часто писать нам друг другу было никогда, а под конец войны, уже круг Берлина, утром, послал Анатолию писемце, а на другой день получил ответ. И тогда я понял, что подошли мы с сыном к германской столице разными путями, но находимся один от одного поблизости. Жду не дождусь, просто аж не верю, когда мы с ним увидимся. Ну и увиделись... Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер... Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю радость и надежду, ударила батарея моего сына, проводив своего командира в далекий путь, и что-то во мне словно оборвалось... я Приехал в свою часть сам не свой. Но тут вскоре меня демобилизовали. Куда идти? Неужели в Воронеж? Ни за что! Вспомнил я, что в Урюпинске живет мой дружок, демобилизованный еще зимою, после ранения, - когда он приглашал меня к себе, - вспомнил и поехал в Урюпинский.

Что в рассказе свидетельствует о глубине страданий ?

• Как описание природы контрастирует с человеческими страданиями?

Приятель мой и жена его были бездетные, жили в собственном домике край города. Он хоть и имел инвалидность, но работал шофером в автороті, вот я тоже туда устроился...

...И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день - опять вижу. Такой себе маленький обдертус: личико все в кавунячому сока, чумазый, все же черное, как земля, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя! И так он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по ним, спешил с рейса, чтобы поскорее его увидеть. Круг чайной он и подкармливался, - кто что даст.

На четвертый день прямо из совхоза, с нагруженным хлебом, подкатываю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножками дриґає и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшко! Садись скорее в машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего крика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножие стеребився и тихо мне говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.

Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Бойкий такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под своих длинных, загнутых кверху ресниц, 'вздохнет. Такое малое, а уже научился вздыхать. Разве это его дело? Спрашиваю:

- «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Убит на фронте». - «А мама?» - «Маму бомбой убило в поезде, как мы ехали». - «А откуда вы ехали?» - «Не знаю...» - «И никого у тебя здесь из родни нет?» - «Никого». - «Где же ты ночуешь?» - «А где придется». Закипела тут во мне горячая слеза, и я сразу решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его за своего». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшко, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я - твой отец».

Какое сравнение передает глубину души мальчика?

 

• Почему бывалого солдата тянет до бедного и нищего мальчика? Что поражает в ребенке?

• Взрослая самотина встретилась с детской одиночеством. Что объединяет ребенка и взрослого?

• Какое новое испытание выпало на долю солдата?

Боже мой, что здесь произошло! Он бросился ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как лесная птичка, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке хоть уши закрой: «Папочка родной! Я знал!

Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, пока ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, как былинка на ветру. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся...

Оставил машину у ворот, нового своего сынка взял на руки, несу в дом. А он как уцепился мне за шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прильнул своей щекой к моей неголеної щеки, словно прилип. Так я его и внес. Хозяин и хозяйка именно дома были. Вошел я, хлопаю им обоим глазами и так бодро говорю: «Вот и нашел я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чем дело, заметушились, забегали. А я никак сына от себя не одірву. Однако как-то уговорил. Помыл ему руки с мылом, посадил за стол. Хозяйка борща ему тарелку насыпала, и как глянула, что он ест, как будто прибыл с голодного края, так и залилась слезами. Стоит возле печи, плачет себе в хвартух. Ванюша мой увидел, что она плачет, подбежал к ней, дергает ее за юбку и говорит: «Тетя, чего же вы плачете? Папа нашел меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете». А той только того и надо, она еще больше разливается, просто размокла вся!

...Спать я лег вместе с ним и впервые за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раз по четыре вставал. Проснусь, а он мне подмышку залезет, как воробей в крышу, тихонько сопит себе, и так мне радостно становится на душе что и сказать!..

Тоска мне не дает на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и надо будет отдавать его в школу, тогда, может, я и вгамуюся, буду жить на одном месте. А пока путешествуем с ним по русской земле...

В лиcи послышался голос моего товарища, плеснуло весло по воде.

Чужой, но теперь уже близкий мне человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:

- Прощай, браток, счастливо тебе!

- И тебе счастливо добраться до Кашар.

- Спасибо. Эй, сынок, пойдем к лодке.

Мальчик подбежал к отцу, пристроївся с правого

стороны и, держась за полу отцовского ватянки, засеменил рядом с широкими шагами мужчины.

Двое осиротевших людей, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы...

Что их ждет впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, видолає, и около отцовского плеча вырастет тот, кто, выросши, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если на это позовет его Родина.

 

• Сравнение употребил солдат? Что хотел сказать?

 

• Как женщина, чужой человек, реагирует на события?

• Как автор оценивает своих героев?

 

 

С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может, и обошлось бы все в порядке при нашем розстанні, и Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но кігтява лапа сжала мне сердце, и я быстренько отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые мужчины, поседевшие за годы войны. Плачут они и наяву. Здесь главное - уметь вовремя одвернутися. Здесь самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы она не увидела, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...

Перевод с русского И. Maйстренка

Наблюдения

Вопросы и задания

• Где и когда начинается действие? Когда и где заканчивается?

• Что ты узнал о юность солдата? О его семье? Как на его личную жизнь повлияли исторические события?

Анализ

Особенности человеческого характера

В каких сценах идет речь о достоинстве человека? Что влияет на формирование выдержки, чувства самоуважения и достоинства человека в мирных условиях?

Как автор описывает ситуацию и отношения пленных в концентрационных лагерях? Проанализируй проявление взаимопомощи и поддержки военнопленными и солдатами в различных ситуациях и скажи, что помогает людям выстоять.

«Сила образа Андрея Соколова в том, что сугубо личностное, индивидуальное в нем подчиняется раскрытию народных основ. Это человек, который несет в себе настроения своей эпохи и своего общества». Обдумай высказывания российского литературоведа А. В. Огнева и выложи свои соображения относительно этого. «Не выжить, а сохранить живой душу, поддерживать в себе способность откликаться на беду» - в каких сценах эта идея получила наиболее полное воплощение?

Победа человечности, мужества, ответственности за судьбу Родины

Вспомни ситуации, в которых Соколов вопреки всему сохранял человечность. Проанализируй проявления мужества солдата. Был ли у него выбор, мог ли он поступить иначе? Или возникал у него сомнение относительно правильности своего выбора?

Рассказывая о своей фронтовой жизни, Андрей Соколов говорит: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если тебя к тому судьба позвала». Наведи факты из биографии солдата, которые это мнение подтверждают. Какой моральный стержень помогает солдату выстоять и остаться настоящим человеком?

В какие моменты рассказа солдата особенно чувствуется связь судьбы человека с судьбой своего народа?

Чувство ответственности было всегда присущим ему или развилось под давлением обстоятельств?

Развитие речи

Что такое война в понимании простого солдата Андрея Соколова?

В чем заключается трагичность судьбы солдата?

• Перескажи сюжет рассказа близко к тексту. Объясни смысл его названия.

Почему нельзя сказать про героев рассказа, что их «раздавило колесо истории»? Благодаря чему они выстояли? Витлумач окончание рассказа.

Работа в группах

• Составьте устный рассказ, придерживаясь требований жанра.

• В 1946 p., когда происходят события в рассказе, Ванюшці было лет 5-6. Как могла сложиться судьба этого мальчика? Рассмотрите варианты развития событий. Выберите один из них.

Обобщение

• Сравни рассказ немца Белля и россиянина Шолохова.

• В каком из двух текстов описание времени действия полнее? А места, где все происходит?

• В каком тексте психологический портрет героя более детализированный?

• Какой из текстов более связан с историческими событиями (наличие исторических дат, персонажей, событий)?

• Какая идея объединяет эти два произведения?

Нить Ариадны

В рассказе уже в самом начале случается событие, которое меняет всю жизнь героя: неожиданная встреча, независимая от его воли историческое событие, трагический случай.

Герой берет всю ответственность за свою жизнь на себя и проходит через ряд испытаний. Это окончательно меняет его жизнь, его взгляд на мир, его отношение к себе и к другим.

В рассказе часто встречаются диалоги, которые подчеркивают психологический портрет героев. Благодаря диалогам действие ускоряется.

В рассказе события чаще всего предстают в хронологическом порядке. Рассказчик стремится подчеркнуть их преемственность и причинно-следственная связь между ними.

Ситуация быстро развивается: после долгого пространного начале ритм повествования ускоряется.

В рассказе что-то умалчивается, определенный временной отрезок из истории выпадает. Таким образом развязка кажется неожиданной. Читатель получает возможность поразмыслить над описанными событиями или над жизнью вообще.

«Ну что бы, казалось, слова...»

Не самая большая проблема нашей цивилизации - агрессия, жестокость, склонность к решению спорных вопросов с помощью оружия.

Как ты думаешь, в чем смысл человеческой жизни?

Имеет ли каждый человек искать смысл своей жизни? Что такое нравственный стержень человеческой жизни? Какие моральные последствия войны для страны и для человека? Возможна ли жизнь цивилизации без войны? Что такое гуманизм? Есть ли он на войне? В чем гуманизм рассказов Шолохова и Белля. Как ты думаешь, можешь ли ты и твои друзья быть ответственным за то, что происходит вокруг? В какой степени? Что может разрушить и жизнь человека, и ее личность?

Есть ценности дороже жизни? Имеет ли право кто-требовать отдать жизнь во имя чего-то?