СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Акмеизм (от греч. акте - вершина, расцвет) - модернистское течение в русской поэзии начала XX ст. Кризис символизма обусловила появление поэтической школы и литературного течения, основателем которой стал поэт М. Гумилев. В противовес символістам, акмеїсти утверждали классическую ясность и простоту, возвращение к реальному мировосприятие. Они разработали лаконичный поэтический стиль. В центре поэзии акмеисты - человек в ее исторических и духовных проекциях.
Аллюзия (от лат, allusiо - шутка, намек) - одна из стилистических фигур: в художественной литературе, ораторской и разговорной речи намек на общеизвестный, политический, исторический или литературный факт.
Гипертекст (англ. hypertext) - форма организации текста, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов и связей между ними. Используя эти связи, материал можно читать в любом порядке, образуя разные линейные тексты. Простейший пример гипертекста «доінтернетівської суток» - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет ссылки на другие статьи этого же словаря.
Гротеск (от итал. grotta пещера, грот) - вид художественной типизации, когда сознательно нарушается жизненная правдоподобность, карикатурно превращаются реальные соотношения, фантастическое сочетается с реальным, трагическое - с комическим.
Дадаизм (от фр. dada - детском языке - конек; переносно - детский лепет) - авангардистское направление в искусстве начала XX ст. Дадаист выбрасывали художественные традиции, литературные авторитеты, идейность и обраВНОсть литературы. В середине 1920-х годов перестал существовать как направление.
Экзистенциализм (от лат, exsistentia - существование) направления философии и литературе XX в., что исследует человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая определяется как ответственность за результат своего выбора. Формами проявления человеческой свободы является творчество, риск, поиск смысла жизни, игра и др. Э. рассматривают как умонастроение с присущими ему мировоззренческими мотивами. Иногда пределы Е. как концептуальной структуры являются размытыми, а зачисление в него отдельных художников - дискуссионным.
Эстетизм (от греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) - культ прекрасного в искусстве и жизни, признание высшей ценностью жизни абсолютной Красоты (это слово сторонники Э. часто пишут с большой буквы), а наслаждение ею - его смыслом: «Смысл жизни - в Искусстве!» (О. Уайльд). Для искусства Э. характерны тонкость и ироничность, манерность и стилизация. В художественном творчестве и литературе Э. исповедовал идею «чистого искусства» или «искусства для искусства»). Основу художественной концепции Э. составляет утверждения независимости красоты и искусства от морали, политики, религии, других форм духовной деятельности общества. Э. пытается организовать жизнь и быт по законам искусства, то есть предельная эстетизировать их, что означает предпочтение художественных ценностей над моральными законами.
Імажизм (от англ. image - образ) - декадентская течение в английской и американской поэзии начала XX ст. Метод імажистів заключается в передаче субъективных впечатлений, искусственном сочетании метафор и образов.
Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX ст., представители которого основной задачей считали облагороженное, изящное воспроизведение личностных впечатлений и наблюдений, мгновенных чувств и переживаний. Они пытались непредвзято, естественно и непринужденно играть мимолетные впечатления от изменяющейся жизни.
Возникнув в живописи, И. распространился в других видах искусства. Для И. в литературе характерны: тонкий психологизм изображения персонажей; стремление воссоздать малейшие изменения настроений, схватить мгновенные впечатления; тяготение к лаконизму прозы, ее ритмичности; богатство оттенков в изображении действительности; усиленное внимание к цветов, звуков и ярких художественных деталей.
Інтерактйвна литература - вид литературы (в частности ее электронно-интернетный вариант), когда читателя привлекают к сотворчеству. Ему предлагают трансформировать и/или создать художественный текст дописать финал, начало, фрагмент, предложить свой вариант развития сюжетных линий и т.п.
Интертекстуальность (от лат, inter - между, среди + текстуальність) - общее свойство текстов, которая заключается в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут в тот или иной способ, открыто или завуалировано ссылаться друг на друга. Широкое использование в созданном тексте предыдущих свидетельствует если не о новизне произведения, то по крайней мере о знании автором культурного наследия.
Ирония (греч. еиronеіа - притворное незнание) - раВНОвидность комического, выражает насмешливо-критическое отношение писателя к событиям и героям своего произведения. И. - это насмешка, внешне благопристойную форму. В конце XIX - начале XX в. возникли концепции эпической И. (Т. Манн, Б. Брехт), которые отражают диалектическую сложность отношений художника с миром.
Кубизм (от фр. cube - куб) - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных, условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометричні примитивы.
Магический реализм - реализм, в котором органично сочетаются элементы реального и фантастического, бытового и мифического, настоящего и вымышленного, тайного. Наиболее полно оказался в латиноамериканской литературе. В произведениях магического реализма рационально-логическая картина мира причудливо сочетается с алогичными, мифологическими формами ее смыслового измерения и интерпретации. Истоки магического реализма прослеживают с 1949 г.
Массовая культура - понятие, охватывающее-раВНОродные явления культуры XX в., вызванные научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Диапазон массовой культуры чрезвычайно широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная» опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт). Эстетике массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изысканным.
Модернизм (от фр. moderne - новейший, современный) совокупность литературных направлений и течений, сформировавшихся в начале XX ст.. которым присущи новая субъективно-індивідуалістська концепция человека и связанное с этим противопоставление новых выразительных и изобразительных средств классическим нормам искусства XIX ст. М. отрицает художественные принципы реализма и натурализма, зато утверждает элитарность творчества художника, преобладание формы над содержанием, художественную субъективность, использование «потока сознания», применение «монтажа», мифотворчество.
Монтаж (фр. montage. - поднятие) - такое сочетание частей, епізодів. которое вызывает у читателя поток определенных ассоциаций. Прием М. широко применяется в авангардистській поэзии, постмодернистских произведениях. М. характерен для «эпического театра» Б. Брехта.
Парабола (от греч. parabole - сравнение, сопоставление, приближение) - небольшой рассказ аллегорический характера, имеющий поучительный смысл и особую форму повествования, которое движется по кривой (параболе): рассказ начинается с абстрактных предметов, постепенно приближается к главной теме, а затем вновь возвращается к началу (например. Притча о блудном сыне в Новом Завете).
Постмодернизм (от лат, post - по, после, далее + модернизм) - идейно-художественное направление в литературе, философии и искусстве, возникшее в последние десятилетия XX в. и распространился преимущественно в СШA и Франции. Для П. характерны условность литературных форм, фабулы, рассказы, частое использование имитации, цитат, пародии, подражания, заимствования. Постмодернисты одинаково относятся как к традиции, так и к новаторству, как в элитарной, так и массовой литературы.
«Поток сознания» изображение психики человека как бы изнутри; способ повествования, который детально показывает психический процесс, как можно точнее фиксирует мысли и чувства в виде «потока», «реки». В рассказе отсутствует хронология и логика. Картина мира состоит из множества эпизодов, из которых автор создает определенную модель.
«Принцип айсберга» - стилистический прием, когда читателю отводится роль «соавтора», который самостоятельно постигает подтекст. За счет сознательного упрощения текста предельного сжатия описаний, изложение фактов без авторской оценки, минимизации употребления прилагательных, обозначение художественного времяпространства (хронотипу) одной-двумя деталями, избежания развернутого воспроизведения внутреннего мира героев расширяется поле читательских ассоциаций.
Притча-краткий иносказательный («інакомовний») фольклорное или литературное произведение назидательного характера, в котором фабула подчинена моралізаторській части повествования.
Реализм литературное направление, представителям которого свойственны правдивое и всестороннее изображение и исследование действительности (в частности, типизация жизненных явлений). Г. присущи рационализм, психологизм, социологизм и историзм. Характер и поступки героев обусловлены их социальным происхождением и общественным положением, условиями повседневной жизни и психологической ситуацией. В реалистической литературе преобладают эпические прозаические жанры, в частности роман, ослабляется роль лирики. Художники Г. пытаются исследовать жизнь человека с помощью художественных образов, чтобы сформулировать определенные законы и правила человеческого бытия в философском плане они отдают предпочтение решению поставленных проблем на основе общечеловеческих ценностей.
Реминисценция (от пізньолатин. reminiscentia - воспоминание) - черты в художественном тексте, которые напоминают другое произведение (избранные, мотивы, цитаты, сюжетные ходы и т.п.).
Роман-миф - эпическое произведение значительного объема (роман), в котором использованы особенности мифического миропонимания: свободное возвращение от исторического (линейного) к мифическому (циклического) времени, смелое сочетание реального и ирреального (элементы магического реализма). Обычно миф - это не единственная сюжетная линия, он соотносится с различными историческими и современными темами. Для романа-мифа характерна ситуация, когда в современных явлениях просматривается прошлое и будущее.
Символ (от греч. sumbolon - знак, примета) - предметный или словесный знак, который опосредованно выражает сущность определенного явления, имеет философскую смысловую наполненность, поэтому в отличие от знака имеет множество толкований. «Символ является настоящим С. лишь тогда, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он проиВНОсит своим тайным (ієратичною и магической) языке намека и внушения нечто невыразимое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многозначен и всегда темен в последней глубине» (В. Иванов). В поэзии символистов С. свойственны спонтанность появления, непроясненность и многозначность, «подсказывание» смыслов и пространство для отгадывания.
Символизм - направление в европейском искусстве и литературе последней трети XIX - начала XX ст., возникший во Франции,
а впоследствии распространился во многих странах мира (в частности, в Украине). В С. конкретный художественный образ превращается в многозначный символ. Задача художника - угадать, почувствовать, увидеть связи между предметами и явлениями, «распутать» их, показать таинственную зависимость всего на свете. Інформадійно-розповідна функция языка в стихах символистов уступает место функции сугестивній (навіювальній).
Сугесгия (от лат, suggero - учу, навіюю) воздействие на читателя не через аргументацию или логическую систему выводов (рациональный влияние), а посредством внушения ему определенного настроения. С. стала одной из основных художественных признаков поэзии символистов, которые считали творчество магией, придавали большое значение создания настроения произведения, отвергая его буквальное толкование и оставляя читателю свободу в трактовке сюжетов и образов (важна эстетическая установка символистов - «о неясное говорить неясно»). В поэзии С. обычно реализуется с помощью звукопису, намека, использование символа и ассоциации. В сугестивній поэзии основную роль играют ассоциативные связи, яркие метафоры, синтез художественных явлений в пределах многозначного лирического сюжета, активизация ритмомелодики. Такая поэзия приближена к музыке, ибо важнее становится мелодичность текста («прежде всего - музыка в слове»), а не лексическое значение слов.
Сюрреализм (фр. surrealisme букв, над реализм) авангардистское течение, которое возникло на рубеже 10 20-х годов XX в. сначала в литературе, а затем распространилась на другие виды искусства. Срок С. ввел Г. Аполлинер. С. провозгласил источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, видения, бред), а его методом - разрыв логических связей, которые заменялись субъективными ассоциациями.
Футу ризм (от лат futurum - будущее) - авангардистское течение модернизма. На протяжении 1910-1920-х годов этот стиль бурно развился в России. Первой и самой популярной футуристической группой гам стала «Гилея» (Гилеей в древние времена называли земли между низовьями Днепра и Черным морем, а почти все участники группы - В. Маяковский, Д. и М. Бурлюки, В. Хлебников, О. Крученых и др. были украинцами по происхождению и ориентировались на древнее украинское, скифское искусство). Футуристы объявили войну задекларированном символистами существованию двух миров - реального и потустороннего. Они были убеждены: искусство должно отражать жизнь, а своевольно его превращать.