ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

«Серебряный век» русской поэзии

На рубеже ХІХ-ХХ вв. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бурное развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX - начала XX в. называют «серебряным веком», российским поэтическим ренессансом.

Идейной основой развития новой русской поэзии, стал расцвет религиоВНО-философской мысли, который происходит в России на рубеже ХІХ-ХХ вв. Новая философия предстает как критическая реакция на позитивизм второй половины XIX в. с его рациональным отношением к жизни как к факту бытия исключительно материального. Новая русская философия, напротив, была идеалистической, обращалась к иррациональных сторон человеческого бытия и пыталась синтезировать опыт науки, философии и религии. К основным ее представителей относятся М. Федоров, М. Бердяев, П. Флоренский, М. Лосський, С. Франк и другие, среди которых наиболее непосредственное влияние на формирование идейной основы русского поэтического модернизма произвел выдающийся русский мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьев. Его философские идеи и художественные образы стоят у истоков русского поэтического символизма.

На протяжении «серебряного века» в русской поэзии ярко проявили себя четыре поколения поэтов: бальмонтівське (которое родилось в 60-е и начале 70-х годов XIX ст.), блоківське (около 1880-го года), гумільовське (около 1886 года) и поколение 90-х годов, представленное именами Г. Иванова, Г. Адамовича, М. Цветаевой, Г. Івнева, С. Есенина, В. Маяковского, М. Оцупа, В. Шершеневича и многих других.

Значительное количество российских писателей вынуждена была эмигрировать за границу (К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Саша Черный и многие другие). Разгром русской культуры и поэзии «серебряного века» был окончательно завершен осенью 1922 г. принудительной высылкой из советской России за границу 160 известных ученых, писателей, философов, журналистов, общественных деятелей, что положило начало формированию мощной эмиграционной ветви русской литературы и культуры.

Русская поэзия «серебряного века» стала своеобразным подведением итогов двухсотлетнего развития новой русской поэзии. Она подхватила и продолжила лучшие традиции предыдущих исторических этапов развития и в то же время прибегла к существенной переоценке ценностей художественных и культурологических приоритетов, которые направили ее развитие. В истории развития русской поэзии «серебряного века» наиболее ярко проявили себя три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Отдельное место в российском поэтическом модернизме начала XX в. занимают так называемые «новые крестьянские» поэты, а также поэты, творчество которых четко не соотносится с определенным художественным направлением.

Символизм. Первым иВНОвых направлений появился символизм, который и положил начало «серебряного века» русской поэзии. Символизм (греч. условный знак, примета) - литературное направление конца XIX - начала XX века, основной чертой которого является то, что конкретный художественный образ превращается в многозначный символ. Символизм рождается во Франции.

Символизм противопоставил свои эстетические принципы и поэтика реализму и натуралізмові - направлениям, которые он решительно отрицал. Символисты не заинтересованы в воспроизведении реальной действительности, конкретного и предметного мира, в изображении фактов повседневности, как это делали естествоиспытатели. Именно в своей оторванности от реальности художники-символисты и видели свое превосходство над представителями других направлений. Символ является фундаментом всего направления. Символ помогает художнику отыскать «соответствия» между явлениями, между реальным и таинственным мирам.

Точкой отсчета русского символизма стала деятельность двух литературных кружков, которые возникли почти одновременно в Москве и Петербурге на почве общего интереса философией Шопенгауэра, Ницше, а также творчеством европейских символистов. В конце 90-х годов XIX в. обе группы символистов объединились, создав таким образом единое литературное направление символизма. Тогда же в Москве возникает издательство «Скорпион» (1899-1916), вокруг которого группируются русские символисты.

Русских символистов принято делить на старших и младших (согласно времени их вступления в литературу и через некоторое расхождение в теоретических позициях).

В старших символистов, которые пришли в литературу в 1890 - е гг., принадлежащих Дмитрий Мережковский (их главный идеолог), Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и другие. Идейную основу своих взглядов старшие символисты выводили преимущественно из высказываний французского символизма, на который главным образом и ориентировались, хотя полностью не отвергали и достижений русской идеалистической мысли.

Молодой символисты, вступивших в литературу уже в начале XX ст. (Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов и другие), больше ориентировались на философские поиски собственно русской идеалистической мысли и традиции национальной поэзии, называя своими предтечей поэзию В. Жуковского, Ф. Тютчева и А. Фета.

Свою деятельность поэты-символисты сравнивали с теургією (жречеством), а своим стихам часто пытались оказать признаков ритуально-магического текста, похожего на заклинание. Содержание символических образов прежде всего рассчитан на то, чтобы возбуждать в воображении слушателя сложную игру ассоциаций, связанных с соответствующим эмоциональным настроем и лишенных четко очерченной предметной основы. Особое значение символисты придавали звучанию стиха, его мелодике и звукопису, а также маловживаній поэтической лексике. Звукопис стиха они сравнивали с музыкой, а последняя ассоциировалась для них с вершиной искусства и оптимальным средством для выражения определенного символического содержания.

Символизм сыграл чрезвычайно важную роль в развитии русской поэзии «серебряного века». Он, во-первых, вернул поэзии ту значимость, и тот авторитет, которые она потеряла в литературе реализма, ориентированной на прозу, и, во-вторых, заложил традиции, на которых выросли (воспринимая или отталкиваясь от них) другие направления развития русской поэзии начала XX в. и прежде всего акмеизм и футуризм.

Акмеизм - модернистское течение в русской поэзии 1910-х годов, объединила Николая Гумилева, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама, Сергея Городецкого, Георгия Иванова, Михаила Зинкевича, Григория Нарбута и «сочувствующих» Михаила Кузьмина, Бориса Садовского и других художников.

Довольно часто акмеїсти именуют свое направление «адамізмом» (от первого человека, праотца Адама, образ которого в данном случае ассоциировался с выражением естественного и непосредственного, ясного взгляда на жизнь - в противовес абстрагированной от реальности символизма. М. Гумилев определял адамізм как «мужественно-винно-твердый и ясный взгляд на жизнь». В течении применялся также термин М. Кузьмина «кларизм», которым поэт называет «прекрасную ясность» как одну из основных принципов новой поэзии.

Сначала движение возникло в виде свободной ассоциации нескольких поэтов, что отмежевались от символизма, точнее от «Поэтической академии» Вячеслава Иванова, в знак протеста против его сокрушительной критики гумільовської поэмы «Блудный сын» (1911 г.). Молодые поэты создали союз под названием «Цех поэтов» (существовал в 1911-1914 годах, затем возобновил свою деятельность в 1920-1922 годах), что охватил широкое поэтическое круг (к «Цеху поэтов» входил и О. Блок).

Акмеизм, по мнению его представителей, был новым направлением, что шел на смену символизма. Акмеїсти принимают символизм за своего «отца», но выступают против его чрезмерного иррационализма и мистицизма. Мандельштам писал, что русские символисты «закупорили все слова, все образы, назначив их исключительно для литургического использования. Сложилась очень неловкая ситуация - ни пройти, ни стать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нельзя зажигать огонь, потому что это, возможно, означает нечто такое, что потом сам не будешь рад». Гумилев в связи с этим противопоставлял «зверье» естественность акмеизма символістській «неврастении». «В акмеисты, - замечал по этому поводу С. Городецкий, - роза опять стала прекрасна сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не. своей выдуманной сходством с мистическим любовью или еще с чем-то». Поэтому и поэтика акмеизма фактически не имеет абстрактной метафизики и непонятных мифологических образов.

Акмеїсти выступили за отображение земного, конкретного, предметного и ясного мира, с его формами, очертаниями, красками и благоуханием, за ясность и конкретность слова. Отсюда в акмеисты подчеркнутое внимание к предметным, зримых деталей, что не только акцентируют отвлеченный содержание образа, но и наглядно очерчивают его материальные, зримые признаки, которые часто в акмеисты сознательно выдвигаются в центр восприятия и поетизуються.

Уже в 1933 году О. Мандельштам определял акмеизм как «тоску по мировой культуре». И действительно, поэзия акмеисты полна раВНОобразных культурных ассоциаций, перекликаний с культурными эпохами прошлого. Поэты течения затрагивают в своих произведениях античности и средневековья (А. Мандельштам), мира славянской мифологии (С. Городецкий) и украинской культуры и быта (В. Нарбут), экзотики Китая и Африки (Г. Гумилев).

Историко-культурные,религиозные, литературные реминисценции - один из главных признаков акмеїстської поэзии. Причем образы из разных пластов культуры человечества приобретают в акмеисты предметности, наглядности, конкретики.

(Реминисценция в художественном произведении - отголосок каких-то мотивов, образов, деталей из широко известного произведения другого автора.)

Футуризм (от лат. - будущее) - авангардистское течение в литературе и искусстве 10-30-х годов XX века. Родиной футуризма была Италия. В 1909 году итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти печатает в парижской газете «Фигаро» первый манифест футуризма. Сформирован направление быстро приобретает популярность в Европе. Футуристська эстетика базируется на антитрадиційності. Футуризм отказывается от художественного наследия, противопоставляет старой культуре новую антикультуру. Футуристы пытаются обновить искусство, литературные формы. Футуризм считает необходимым полное уничтожение синтаксиса и пунктуации, отмена прилагательных и наречий, употребление глагола только в неозначеній форме.

В начале 1910-х годов футуризм возникает и в России. Появление российского футуризма - независимо от итальянского группировки - знаменуют «Пролог эгофутуризма» (1911) И. Сєвєряніна и сборник «Пощечина общественному вкусу» (1913) поэтов-кубофутуристов. Рождение футуризма в России обусловила кризис русского символизма и одновременно желания молодых, радикально настроенных поэтов отмежеваться от акмеизма (если первых они пренебрежительно называли «символятиною», то вторых - «стаей Адамов»). Русские футуристы, так же, как и итальянские, уничтожают «границы между искусством и жизнью, между образом и бытом», они ориентируются на язык улицы, рекламу, городской фольклор и плакат.

Футуризм в России состоял из четырех группировок: «Гилея», или кубофутуристи, - В. Хлебников, Д. и М. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Гуро, А. Крученых, Б. Лившиц; «Ассоциация егофутуристів» - И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олімпов, В. Гнедов; «Мезонин поэзии» - В. Шершеневич, Г. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренев; «Центрифуга» - С. Бобров, Б. Пастернак, М. Асеев, Божидар.

Лицо русского футуризма определяли поэты-кубофутуристи - наиболее радикальная и продуктивная группа (название заимствовано от так называемых художников-кубистов, которые пытались эпатировать зрителя, раскладывая изображаемое в простейшие геометрические фигуры - кубы (откуда и название), линии, цилиндры, прямоугольники и т.д. Именно деятельность кубофутуристов, или «будетлян» («предсказателей будущего»), как называл их Хлебников, нередко отождествляется вообще с футуристами в России. «Будетляне», как и художники группы Маринетти, объявляют войну традиции: в знаменитом манифесте «Пощечина общественному вкусу» они требуют «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого... с парохода современности». Порывая с прошлым, которое представляется им тесным («Академия и Пушкин не поняв за иероглифы»), кубофутуристи объявляют себя «лицом нашего времени». Выдвигают они и «новые принципы творчества». Так, поэты-кубофутуристи отвергают правописание, пунктуацию, «расшатывают» синтаксис. Они разрабатывают новые типы рим (фонетическая рифма), прорабатывают новые ритмы («Мы перестали искать размеры в учебниках - каждое движение рождает новый свободный ритм поэту»), экспериментируют в области стихотворной графики (фигурные стихи, визуальная поэзия, автографічна книга). Футуристы отмечают «словотворчества и словоноваціях» без ограничений. Одним из главных принципов футуристов было «слово как таковое» или «самовите» слово, преображающей реальную язык.

Таким образом, создается язык «заумный», которая, по выражению Велимира Хлебникова является «будущей мировой язык в зародыше. Только она может соединить людей». Основные принципы заумной речи были выработаны в начале XX ст., в поэтике русских футуристов, в частности известных теоретиков футуризма - Алексея Крученых и Велимира Хлебникова.