ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 7 класс

ЛИТЕРАТУРА ПРОТИВ ВОЙНЫ

 

ГЕНРИХ БЕЛЛЬ (1917-1985)

 

ПУТНИК, КОГДА ТЫ ПРИДЕШЬ В СПА...

( Сокращенно)

Машина остановилась, но мотор еще гурчав; где-то отворилась большая брама. Сквозь разбитое окно в машину влетело свет, и тогда я увидел, что и лампочку под потолком разбито вдребезги, только колпачок с нарезкой еще торчал в патроне и несколько мерцающих дротиков с остатками стекла. Потом мотор смолк, и снаружи послышался чей-то голос:

- Мертвецов сюда, есть там мертвецы?

- Вон туда к черту! - выругался шофер. - Вы что, уже не делаете затмение?

- Пособит тут затмение, когда весь город горит огнем! - крикнул тот же голос. - Мертвецы есть?

- Не знаю.

- Мертвецов сюда, слышал? А остальные лестнице наверх, в зал рисования, понял?

- Понял, понял.

И я не был еще мертв, я принадлежал к остальным, и меня понесли по лестнице вверх. Сначала шли по длинным, тускло освещенным коридором, с зелеными, окрашенными масляной краской стенами, в них торчали черные, кривые, старомодные крючки для одежды; вот вынырнули двери с эмалированными табличками, на которых стояло: 6-А и 6-Б; между теми дверями висела, злагідна поблескивая под стеклом в черной раме, Фейєрбахова «Медея» со взглядом в даль; потом пошли двери с табличками: 5-А и 5-Б, а между ними - «Мальчик, вынимающий тернии» - розовое, с красноватым отливом фото в коричневой раме.

Вот и колонна перед выходом на лестничную площадку, и длинный, узкий фриз Парфенону1 за ней - настоящий, античный, искусно сделан из желтоватого гипса макет, и все остальное, издавна знакомо: греческий гопліт2, до пят вооружен, пестрый и грозный, похожий на разъяренного петуха. А на лестничной клетке, на стене, окрашенной в желтый цвет, гордились все они, один за одним, от великого курфюрста до Гитлера...

В узеньком же малом коридорчике, где в конце на какую-то минуту мои носилки стали ровно, висел особенно красивый, огромный и очень яркий портрет Старого Фрица в небесно-голубом мундире, с лучистыми глазами и большим ясной золотой звездой на груди.

И снова мои носилки упали, мимо меня поплыли теперь образцы арийской породы: нордический капитан с орлиным взглядом и глупым ртом, женская модель с Западного Мозеля, немного сухощавая и костиста, остзейський дурносміх с носом-луковицей и борлакуватим длинным профилем верховинца из кинофильмов; а дальше вновь потянулся коридор, и вновь какую-то минуту я лежал на носилках ровно, и первое чем санитары стали подниматься на третий этаж, я успел увидеть и ее - перевиту каминным лавровым венком таблицу с именами павших, с большим золотым Железным крестом вверху.

 

• Где происходит действие?

• Какая тема является основной в художественном оформлении школы?

• Как рассказчик характеризует изображенных на портретах героев?

1 Парфенон - храм богини » Афины на Акрополе в Афинах И (V в. до н.э.).

2Гопліт - тяжеловооруженный воин Древней феції.

Все это прошло очень быстро: я не тяжелый, и санитары торопились. Не чудо, если оно мне и пригрезилось: я весь горел, все у меня болело - голова, руки, ноги, и сердце колотилось, словно неистовое. Чего только не привидится в бреду!

И когда мы минули образцовых арийцев, за ними всплыло и все остальное: трое погруддів - Цезарь, Цицерон и Марк Аврелий, рядышком, друг возле друга, - великолепные копии, все желтые, античные, уважаемые, стояли они под стеной. А когда мы зашли за угол, появилась и Гермесова колонна, а дальше, в глубине коридора, коридор здесь был окрашен в розовый цвет, - аж в глубине, над дверями зала рисования, висела огромная обличие Зевса, но до нее было еще далеко. Справа в окне я видел зарево пожара - все небо было красное, и по нему торжественно плыли черные, густые облака дыма...

И вновь я мимоходом глянул влево, и вновь увидел двери с табличками: 1-А и 1-Б, а между этими бурыми, словно пропитанными затхлостью дверью углядел в золотой раме усы и кончик носа Ницше - вторую половину портрета было залеплено бумагой с надписью: «Легкая хирургия».

Если сейчас, мелькнуло у меня в голове, если сейчас... И вот и он, я его уже увидел - вид Того, большой и яркий, плоский, как старинная гравюра, и на первом плане, впереди колониальных домиков, впереди негров и немецкого солдата, который нелепо торчал там с винтовкой, на первом плане картины красовалась большая, изображенная в натуральную величину, связка бананов - слева гроздь, справа гроздь, и именно на среднем банане в правом кетягу было что-то нацарапано; я разглядел эту надпись, потому что, кажется, сам его и нацарапал...

Вот широко распахнулись двери зала рисования, я влияние туда под изображением Зевса и закрыл глаза...

Все это, думалось мне, еще не доказательство. В конце концов, в каждой гимназии есть залы рисования, коридоры с зелеными и желтыми стенами и кривыми, старомодными крючками в них; в конечном счете, то, что «Медея» висит между 6-А и 6-Б, - еще не доказательство, что я в своей школе. Видимо, есть правила, где сказано, что именно там они должны висеть. Правила внутреннего распорядка для классических гимназий в Пруссии. «Медея» - между 6-А и 6-Б, «Мальчик, вынимающий тернии» - там же, Цезарь, Марк Аврелий, Цицерон - в коридоре, а Ницше - выше, где уже изучают философию... «Мальчик, вынимающий тернии» и фриз Парфенона - это, в конце концов, добрый старый школьный реквизит, который переходил от поколения к поколению, и я, видимо, был не единственный гимназист, которому вздумалось нацарапать на банане «Пусть живет!». Ведь и остроты во всех гимназиях одинаковые. Кроме этого, может, я с горячки начал бредить.

 

• Как сам рассказчик характеризует свое состояние?

• Каким предстает мир, увиденный через окно?

• Признак войны фиксирует взгляд героя?

• Что в пейзаже Того привлекает взгляд героя?

• Что последнее увидел рассказчик перед тем, как попасть в зал рисования?

• Что пытается выяснить для себя раненый солдат?

Д. Сикейрос. Эхо крика

Я лежал, склепивши веки, и видел все то снова, оно снувалося, словно фильм: коридор внизу - зеленая краска, лестница наверх - желтая краска, таблица с именами павших, опять коридор, опять лестница, Цезарь, Цицерон, Марк Аврелий... Гермес, усы Ницше, Того, Зевсов изображения...

Я закричал; когда кричишь, становится легче, надо только кричать сильнее, кричать было так хорошо, я кричал, как оглашенный. Кто-то наклонился надо мной, но я не открывал глаз; я почувствовал чей-то незнакомый дыхание - тепло и тошнотворно пахнуло табаком и луком, и какой-то голос спокойно спросил:

- Ну, чего?

- Где мы? - спросил.

- В Бендорфі.

Видимо, я таки в Бендорфі, то есть дома, и если бы у меня не эта страшная лихорадка, я мог бы утверждать наверняка, что я в какой-то классической гимназии; по крайней мере, что я в школе, - это бесспорно...

Я видел, хоть окна и были затемненные, - за черными запонами теплилась и мелькало, - черное на красном, как в печке, когда туда подсыпать уголь. Да, я видел: город горел.

- Какой это город? - спросил я того, что лежал возле меня.

- Бендорф, - сказал он.

- Спасибо.

Теперь уже нельзя было сомневаться, что я лежу в зале рисования некой классической гимназии в Бендорфі. В Бендорфі три классические гимназии: гимназия Фридриха Великого, гимназия Альберта и, - может, лучше было бы этого и не говорить, - но последняя, третья, называлась гимназия Адольфа Гитлера...

Теперь я слышал, как где-то били тяжелые пушки. А так все было почти спокойно; только иногда за темной ширмой сильнее вспыхивало пламя и падал в темноте фронтон дома. Пушки били уверенно и размеренно, и я думал: дорогие пушки! Я знаю, что это подло, но я так думал. Господи, как умиротворяюще, как успокаивающе гудели те пушки: глухо и сурово, словно тихая, почти возвышенная органная музыка. Как-то благородно. Как на меня, в пушках есть что-то благородное, даже когда

• 3 чем сравнивает раненый все, что снувалося в его сознании?

Что почувствовал юноша?

• Кто и что окончательно убеждает раненого, что он в своем родном городе?

• «Пожар, пожарный, огонь, жар» - что объединяет в одно целое город и людей в нем?

 

они стреляют. Такая торжественная луна, точно как в той войне, о которой пишут в книжках с рисунками... Потом я размышлял, сколько имен будет на той таблицы павших, которую, пожалуй, прибьют здесь впоследствии, украсив ее еще большим золотым Железным крестом и вквітчавши еще большим лавровым венком. И вдруг мне пришло в голову, что когда я действительно в своей школе, то и мое имя будет стоять там, укарбоване в камень, а в школьном календаре против моей фамилии будет написано: «Ушел из школы на фронт и погиб за...»

И я еще не знал, за что, и не знал еще наверняка, я в своей школе, я хотел теперь об этом узнать. Ведь и на доске павших не было ничего особенного, ничего примечательного, она была такая же, как и везде, штампованная доска павших: их, видимо, всем поставляет какое-то одно...

Я вновь закрыл глаза и подумал: ты должен, должен узнать, что у тебя за рана и ты действительно в своей школе. Все здесь было такое далекое мне и безразлично, как будто меня принесли в какой-то музей города мертвых, в мир, глубоко чуждый для меня и неинтересный, который почему-то узнавали мои глаза, но сами только глаза; нет, не могло быть, что только три месяца прошло, как я сидел отуг, рисовал вазы и писал шрифты, а на перерывах, взяв свой бутерброд с повидлом, медленно сходил вниз - мимо Ницше, Гермеса, Того, мимо Цезаря, Цицерона, Марка Аврелия - в коридор, где висела «Медея», и, миновав ее, шел до сторожа Біргелера пить молоко - в ту маленькую тусклую каморку, где я мог время рискнуть и закурить сигарету, хотя курить в гимназии было строго запрещено. Видимо, моего соседа понесли вниз, туда, где клали мертвых; может, мертвых относили в маленькую тусклую Біргелерову кімнатчину, где пахло теплым молоком, пылью и дешевым Біргелеровим табаком...

Вот санитары вновь вошли в зал, теперь они подняли меня и понесли туда, за доску. Я раз поплыл мимо двери и, проплывая, присмотрел еще одну примету: здесь, над дверью висел когда-крест, как гимназия называлась еще школой святого Фомы; креста они потом сняли, но на том месте на стене остался свежий темно-желтый след от него, такой отчетливый, что его было, пожалуй, еще лучше видно, чем сам тот старый, маленький, плохонький крест, который они сняли; удивление заметен и хорошо отбитый, проступал тот знак на злинялій краске стены. Тогда они зозла перекрасили всю стену, и напрасно, потому что художник не сумел как следует добрать краски, и крест вновь выступил, буроватый и четкий на розовом фоне стены. Они ругались, и ничего не помогло: темный и выразительный, крест, как и раньше, выделялся на светлой стене, и, я думаю, они исчерпали весь свой смету на краски, однако не могли ничего поделать. Креста было видно, и, как присмотреться внимательнее, можно было разглядеть даже неровный след на правом конце поперечины, там, где годами висела буковая ветка, которую цеплял сторож Біргелер, когда еще позволяли цеплять по школам кресты...

Представление о войне, полученное из книг, мнения о гул пушек и настоящая судьба немецкого юноши сталкиваются. В чем заключается трагичность ситуации для героя?

• Как солдат думает о смерти?

• Что воплощает в себе доска павших?

• Как изменилось отношение к школе?

Л. Шенберг. Красный взгляд

• Чем была каморка сторожа для учеников?

• Прошлое предстает как примета. Фома Неверующий - библейский персонаж. Прочитай этот отрывок об уничтожении креста как символический и витлумач его.

Все это промелькнуло у меня в голове за тот краткий миг, пока меня несли за доску, где горел яркий свет.

Меня положили на операционный стол, и я хорошо увидел самого себя, только маленького, будто укороченного, вверху, в ясном стекле лампочки - такой коротенький, белый, узкий свиток марли, как будто причудливый, хрупкий кокон; значит, это было мое отражение.

Врач повернулся ко мне спиной и, наклонившись над столом, рылся в инструментах; старый, отяжелевший пожарный стоял напротив доски и улыбался мне; он улыбался устало и скорбно, и заросшее, невмиване его лицо было такое, будто он спал. И вдруг за его плечами, на нестертому другой стороне доски я увидел нечто такое, от чего впервые с тех пор, как я оказался в этом мертвом доме, отозвалось мое сердце; где-то в его потаенном уголке вынырнул испуг, глубокий и страшный, и оно застучало у меня в груди - на доске было написано моей рукой... Вон он, еще и до сих пор там, то выражение, которое нам велели тогда написать, впрочем безнадежном жизни, которое закончилось всего три месяца назад:

О, я помню, мне не хватило доски, и учитель рисования раскричался, что я не рассчитал как следует, взял большие буквы, а тогда сам, качая головой, написал тем же шрифтом ниже: «Путник, когда ты придешь в Спа...»

Я стенувся, почувствовав укол в левое бедро, хотел было приподняться на локте и не смог, но успел взглянуть на себя и увидел - меня уже размотали, - что у меня нет обеих рук, нет правой ноги, тем-то я сразу упал на спину, потому что не имел теперь на что опереться; я закричал; врач с пожарником испуганно посмотрели на меня; и врач только

• И снова сторож. Что и зачем он делал в прошлом?

• Благодаря чему герой видит себя со стороны? Каким он себя увидел?

• Почему обізвалося сердце рассказчика?

• Почему герой называет прошлое безнадежным?

пожал плечами и вновь нажал на поршень шприца, медленно и твердо пошел вниз; я хотел еще раз посмотреть на доску, но пожарник стоял теперь совсем близко возле меня и замещал ее; он крепко держал меня за плечи, и я слышал только дух смалятини и грязи, что шел от его мундира, видел только его усталое, скорбное лицо; и вдруг я его узнал: то был Біргелер.

- Молока, - тихо сказал я...

Перевод с немецкого Е. Горевої

• Как связано желание юноши с его школьным жизнью?

Вопросы и задания

Наблюдения

• Какие события являются ключевыми в рассказе? О чем думает солдат, когда к нему возвращается сознание? Понимает ли он, что с ним произошло?

• Какие детали все время попадают в поле зрения юноши или становятся предметом его воспоминаний?

Анализ

Выделяют средства изображения психологического состояния искалеченного юноши (повторы, постепенное узнавание хорошо знакомого помещения и т.п.). Каким предстает образ главного героя? Почему, по твоему мнению, автор выбрал для названия своего рассказа начало, а не конец надписи на памятнике?

Соотнеси название рассказа и фразу из текста: «Ушел из школы на фронт и погиб за...» За что же отдал свою жизнь юноша? К каким размышлениям побуждает нас автор?

Или подчеркивают размышления юноши о штампованную доску павших трагедию человека как личности, индивидуальность и неповторимость которой раздавлены колесом истории? Почему?

С какой целью фоном события, что происходит, автор выбирает классическую немецкую гимназию, акцентируя внимание на деталях, связанных с историей и культурой Древней Греции?

Развитие речи

Обоснуй, что своим произведением Белль осуждает войну как противоестественное и протигуманне явление.

Творческий проект

Вспомни из курса истории древнего мира, когда и как произошла битва у города Фермопилы.

Собери дополнительно сведения о воинов-спартанцев.

Составь рассказ «Герой Спарты», использовав собранную информацию. Сравни судьбу своего героя и героя рассказа Белля.