Женские образы романа Стендаля «Красное и Черное»
Роман Стендаля «Красное и черное» раВНОобразный за тематикой, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чему же научили меня две героини - госпожи де Реналь и Матильда де Ла-Моль.
Чтобы нам был понятен внутренний мир этих героинь, Стендаль подвергает их испытанию любовью, потому что, по его мнению, любовь - чувство субъективное и в большей степени зависит от того, кто любит, чем от самого объекта любви. И только любовь может сорвать маски, за которыми люди скрывают конечно свое настоящее естество.
В начале романа госпожи де Реналь на вид можно было дать лет тридцать, но она была еще очень миловидная. Высокая, статная женщина, она была когда-то первой красавицей на всю округу.
Богатая наследница богобоязливої тети, он воспитывался в иезуитском монастыре, но вскоре сумела забыть те глупости, которых ее учили в этом заведении. Замуж ее выдали в шестнадцать лет за пожилого уже господина де Реналя.
Умная, сообразительная, эмоциональная, она была одновременно робкой и застенчивой, простой и немного наивной. Ее сердце было свободно от кокетства. Она любила одиночество, любила прохаживаться по своему прекрасному саду, уклонялась от того, что в Вер'єрі называлось развлечениями, поэтому в обществе госпожи де Реналь стали называть гордячкою и говорить, что она слишком гордится своим происхождением. У нее этого и в мыслях не было, но она была очень довольна, когда жители городка стали бывать у них реже.
Молодая женщина не могла хитрить, обманывать, вести, как говорили в Вер'єрі, политику в отношении своего мужа, поэтому среди местных дам она считалась «глупой». Ухаживания господина Вально, которому она нравилась, только пугали ее. Жизнь госпожи де Реналь было посвящено мужу и детям.
И вот в ее душе возникло новое чувство - любовь. Она словно проснулась от долгого сна, стала всем восхищаться, не помнила себя от эмоций. Чувство, что зажигало госпожа де Реналь, делало ее энергичной и решительной. Вот она, словно осужденная на смерть, чтобы спасти любимого, идет в комнату Жюльена, чтобы вытащить из матраса портрет Наполеона. То всеми правдами и неправдами вводит Жульена, человека низкого происхождения, в состав почетного караула. То продумывает анонимное письмо.
Госпожа де Реналь находится все время в душевном напряжении, в ней борются две силы - естественное чувство, стремление к счастью и чувство долга в отношении семьи, мужа, навязанное обществом, цивилизацией, религией. Поэтому она постоянно прибегает в крайности. Когда заболел ее сын Ксавье-Станислав, она воспринимает болезнь как наказание Бога за супружескую неверность. И почти сразу после того, как угроза здоровью мальчика миновала, снова отдается своей любви. Видимо, в одну из таких минут февраля раскаяния она, по наущению аббата Кастанеда, и отправила маркизу де Ла-Молю отзыв о поведении Сореля, что сыграл такую роковую роль в судьбе Жульена. Затем снова вернулась к любимому, теперь уже окончательно. Она не может уже больше идти против себя, своей природы, натуры. Она говорит Жульє-новые: «Мой долг прежде всего - быть с тобой». С тех пор она совсем перестала обращать внимание на моральное осуждение. Теперь он для нее просто не существовал. Последние дни она была рядом с Жульеном. Жизнь без любимого для нее стало бессмысленным. И за три дня после казни Жюльена, г-жа де Реналь умерла, обнимая своих детей. Она тихо, незаметно жила, жертвуя собой ради детей, семьи, любимого, и так же тихо умерла.
Матильда де Ла-Моль - женский персонаж совсем другого типа. Гордая и холодная красавица, что царствует на балах, где собирается весь блестящий парижский мир, экстравагантная, остроумная и насмішкувата, она выше свое окружение. Острый ум, образованность - она читает Вольтера, Руссо, Агріппу д'Обіньє, интересуется историей Франции, героическими эпохами страны - деятельная натура Матильды заставляет ее с презрением относиться ко всем родовитых поклонников, претендующих на ее руку и сердце. От них, и в частности от маркиза де Круазнуа, брак с которым должен был бы принести Матильде герцогский титул, о котором мечтает ее отец,- для нее веет скукой. «Что может быть банальнее на свете от такого сборища?» - выражает взгляд ее синих, как небо, глаз.
Современная действительность не вызывает никакого интереса у Матильды. Она обыденная, серая и совсем не героическая. Все покупается и продается - «титул барона, титул виконта - все это можно купить... в конечном счете, чтобы получить богатство, мужчина может жениться на дочери Ротшильда».
Матильда живет прошлым, которое возникает в ее воображении, окутанный романтикой сильных чувств. Она жалеет, что нет больше двора, подобного ко двору Екатерины Медичи или Людовика XIII. 30 апреля Матильда всегда надевает траурную платье, потому что это день казни ее предка Бонифаса де Ла-Моля, который погиб на Гревской площади в 1574 году, сделав попытку освободить своих друзей, плененных Екатериной Медичи, среди которых был и король Наваррский, будущий Генрих IV, муж его любовницы - королевы Маргариты. Матильда склоняется перед силой страсти Маргариты Наваррской, которая получила в палача голову своего любовника и собственноручно похоронила ее. Поклонница трона и церкви, Матильда чувствует себя способной к подвигам ради восстановления старых времен.
Матильда обращает внимание на Жульена том, что чувствует в нем необычную натуру. Так же, как граф Альтамира со своей романтической судьбой («очевидно, только смертный приговор и отличает человека... это единственная вещь, которую нельзя купить»), Жульен вызывает ее интерес и уважение как такой, что «...не родился, чтобы ползать». Матильду поражает мрачный огонь, который пылает в его глазах, его надменный взгляд. «Он не Дантон?» - думает Матильда, чувствуя, что это настоящий человек с сильной волей, достойная ее. «В наши дни, когда всякая решимость потеряна, его решимость пугает их»,- думает Матильда, противопоставляя Жульена всем молодым вельможам, что красуются в салоне ее матери, которые могут похвастаться разве что изысканными манерами.
Личина Тартюфа, вид святоши, что Жульен напускает на себя, не могут ее обмануть. Несмотря на его черный костюм, который он не снимает, «на попівську мину, с которой бедняге приходится ходить, чтобы не умереть с голода»,- его превосходство пугает их,- понимает Матильда.
Осмелиться полюбить Жульена, того, кто ниже нее стоит на социальных ступенях, соответствует ее характеру, тайна которого - потребность рисковать. Но любовь ее тяжелое. Она тоже, как и госпожа де Реналь,- в постоянном душевном напряжении. У нее тоже идет борьба между естественным стремлением к счастью и «цивилизацией», теми взглядами, что их навязало общество с самого ее рождения. Колеблясь между любовью и ненавистью к Жюльену, презрением к себе, она то отталкивает его, то отдается со всей силой страсти. Жульєнові приходится подчинять ее. Полюбив наконец Жульена до самозабвения, Матильда готова пожертвовать и своей репутацией, и титулом и богатством. Она спасла бы Жульена от казни, если бы тот этого захотел. После смерти любимого она выполнила его последнюю просьбу - похоронила в пещере на высокой горе, возвышающейся над Вер'єром. «Благодаря усилиям Матильды эта дикая пещера украсилась мраморными статуями, что она заказала в Италии за большие деньги».
Обе героини прекрасны, каждая по-своему. Обе они вызывают, с одной стороны, сочувствие и сожаление, с другой стороны, их альтруистическое, жертвенную любовь вызывает удивление и уважение. Своей любовью они учат нас любить бескорыстно и самоотверженно. Жаль, что их счастье длилось недолго, но в этом виноваты не столько они, сколько общество со своими несправедливыми законами.
|
|