ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Михаил Булгаков

(1891-1940)

Жизнь и творчество

15 мая 1891 года в Киеве, в семье учителя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, который служил в киевской цензуре, родился сын Михаил. Мать, Варвара Михайловна, была сильная, волевая женщина, на которую легло все бремя воспитания детей (кроме Михаила, в семье было еще 6 детей). В 1907 году умирает отец.

Михаил Булгаков получил превосходное образование в Первой Александровский гимназии. У1909 году поступает на музыкальный факультет Киевского университета. В 1913 году Михаил Булгаков женится.

Первая мировая война заставила Булгакова пойти работать в полевых госпиталях. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей. Впечатление от врачебной практики легли в основу его первой книги «Записки юного врача» (1925-1926 гг.).

В октябре 1919 года он находился в составе деникинских войск на должности начальника медицинской службы во Владикавказе.

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву, где работает секретарем литературного отдела Главполітпросвіти.

В середине 20 годов Булгаков становится достаточно известным. Его фельєтони регулярно публиковали в прессе. В мае 1926 года в связи с закрытием журнала «Россия», в котором он печатался, у Булгакова был произведен обыск. Были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневники. Только через 3 года ему все вернули.

У1929 году ситуация вокруг Булгакова резко ухудшается. Ранние повести и рассказы Булгакова имели успех у читателей, однако их резко встретила критика.

В том же, 1929 году Булгаков начинает работать над первой редакцией романа «Мастер и Маргарита».

В октябре 1936року Булгаков становится либреттистом и переводчиком Большого театра. С переходом в Большой театр улучшилось материальное положение писателя. Отпала необходимость думать о завтрашнем дне. Однако автор страдал от невозможности ставить свои пьесы. Он говорил: «За последние 7лет написал 16 произведений, и все они погибли. Наивно было бы думать, что пойдет семнадцатая, восемнадцатая или девятнадцатая». Михаил Булгаков обладал не только сатирическим, но и редким лирическим даром.

Позже Булгаков пишет пьесу о Пушкине «Последние дни» (1935), в которой вновь, как и в романе «Мастер и Маргарита», обращается к теме «художник и власть».

Киев в жизни и творчестве М. Булгакова.

«Киев у Булгакова не в изображении родного города,- не в названиях киевских реалий, вообще не в «теме», - он в самой структуре мышления писателя, в типологии его творчества. Его модель мира была киевоцентричной. Он, если можно так выразиться, мыслил Киевом», - пишет Мирон Петровский в своей книге «Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова».

Присутствие Киева в структуре мышления и типологии творчества писателя действительно может и не «задавать» наличие в тексте киевских реалий. Только бы города не писал Михаил Афанасьевич, все они - Москва, Иерусалим и даже Париж - кажутся двойниками Киева-града, что случайно забрели до чужих земель. Так, в «Театральном романе» («Записках покойника») Максудову указывают на имеющийся в его романе киевский пейзаж («звездные ночи»украинские", «рокот Днепра», «запахи акации» и «серебристые тополя»), но всего этого, как утверждает Максудов, в его романе совсем нет. Тополей, акаций и звездных украинских ночей в Максудова в «Черном снеге» действительно нет, однако Киев и киевская тема есть. Только она, как и у самого Булгакова, в другом - в ощущении надвигающейся катастрофы, в апокалиптических мотивах, в зареве за окнами и крови на снегу. И эта апокалиптика связана с тем, что, как считает Мирон Петровский, во всех своих текстах Булгаков рассказывает о гибели города - это одновременно и Киев, и Иерусалим, и Рим. Любителей прямолинейного патриотизма такая многослойность и эклектичность булгаковского Киева может шокировать, особенно если поставить в этот ряд еще и Москву, но киевлянин Булгаков именно поэтому киевлянин полной мере, что ко всему еще и космополит. И мир видится ему в виде огромного Города, на который со всех сторон надвигается хаос грозит поглотить его. Помните, в «Мастер и Маргарите»: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...»

«Мастер и Маргарита»

В течение 1928-1940 гг. M. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», в котором рассказал о том, что нельзя было высказать вслух: о свободе, христианские заповеди, независимость творчества, силу человеческого духа.

Булгаков, как и любой образованный человек, видел недостатки и ошибки тогдашнего строя. Как писатель, он описал в своем романе эти проблемы, искусно вплетая их в художественную канву произведения.

Роман начинается с того, что Берлиоз и его друг, поэт Иван Бездомный, отдыхают в парке, и когда к ним подходит Воланд, они относятся к нему недоверчиво. Почему? Друзья считают, что он шпион, враг для советских людей, ведь он иностранец. И хотя Берлиозу, как образованному человеку, интересно пообщаться с Воландом, он должен играть под «дудку» советской морали и учитывать требования системы.

Следя далее за разговором этих личностей, мы видим еще один момент. Поскольку советская власть отрицала существование Бога, Берлиоз и Бездомный пытаются убедить «иностранца», что Иисуса Христа не было, а истории о нем - обычная выдумка. Читая эти строки, мы понимаем, что люди забыли о Боге, о вечных ценностях, а это неизбежно ведет к трагедии человеческой души и судьбы.

Писатель также высмеивает желание людей к легкой наживе. Это хорошо прослеживается в эпизоде, где описывается выступление Воланда с его свитой в варьете. Люди ловят червонцы, считая их настоящими. Женщины меняют свои платья и ботинки на новые, более красивые. А в конце сеанса это все оказывается обманом, и люди остаются ни с чем.

Вопрос цензуры также отражены в произведении. Когда Мастер написал свой роман о Понтии Пилате, на него начали давить, и он вынужден был затаиться и жить со страхом, что однажды поздно вечером может услышать стук в дверь или окно. Много людей знали, что означает этот стук, но в те времена об этом не говорилось. Только Маргарита, которая уже не обращала внимания на социальные и политические условности, откровенно сказала позднему гостю, что предыдущего жильца арестованы.

Писателю грустно, что такие талантливые личности, как Мастер, не могут реализовать свои творческие способности, их произведения не воспринимаются должным образом. И, наоборот, ценятся такие «художники», как и бездарный поэт Иван Бездомный и его друзья, такие же «художники» с «МАССОЛІТу», которые более всего хотят завладеть вожделенным членским билетом, который дает много привилегий. Булгаков считает, что искусство и культура не могут быть на должном уровне при таких обстоятельствах. Он надеется, что ситуация изменится. По мнению писателя, человек способен и должен сделать правильный выбор и занять соответствующую позицию. Это иллюстрируется на примере Ивана Бездомного: в конце он понимает, что поэт он никакой и находит свое предназначение в изучении древней истории.

Булгаков заостряет внимание на личности Понтия Пилата - человека, наделенного властью, силой, умом. За маской жестокости, равнодушия, отчуждения скрывается человек, способный страдать и сочувствовать. Он понимает, что приговорен к смертной казни Иешуа ни в чем не виноват, и у него не хватает силы и мужества отменить волю Синедриона и численного толпы необразованных жестоких людей. Булгаков считает, что человек никогда не должен предавать своих принципов и делать неправильные поступки по желанию других людей. Предав самого себя, Понтий Пилат всю жизнь сожалел о содеянном, нес бремя в душе, намного тяжелее за любой физический. Писатель поднимает в романе также проблемы взяточничества, пьянства, нечестности, невежества, трусости, фальши чувств.

Это интересно!

Известно шесть редакций романа. Сначала М. Булгаков хотел написать и «роман о дьяволе» - сатирическую фантасмагорию со вставной новеллой о ! Христа и Пилата. Варианты названий романа были такие: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В(...)», «Гастроль (Воланда)», «Инженер с копытом» и т.д. В 1931-1932 гг. в роман вошли образы мастера и Маргариты, а в 1937-1938 гг. появилось окончательное название - «Мастер и Маргарита».

В произведении поднимаются важные нравственные и философские проблемы: свобода и насилие, художник и власть, смысл бытия человека, духовная сущность мира, любви, предназначения личности и выбор ее позиции. Показано духовную деградацию общества в культурно-историческом контексте, человека и всего мира. Этой главной теме подчинены другие: история гибели Иешуа Га-Ноцри, трагическая судьба мастера и его романа, жизнь Ивана Бездомного, приключения Воланда с его свитой и др. М. Булгаков болезненно переживает, что мир потерял свою духовную сущность, люди забыли о Боге, о вечных ценностях. По его мнению, противопоставить любому насилию можно только одно - силу духа человека, его творчество, внутреннюю свободу. Поэтому в романе утверждается идея высоких человеческих ценностей - добра, справедливости, любви, свободы. Иешуа, мастер и Маргарита воплощают идею непобедимости личности, которая осознала силу своего творчества и внутренней свободы. Души любимых героев М. Булгакова неподвластные ни дьяволу, ни земной власти. И это должно стать залогом будущего духовного возрождения мира.

«Мастер и Маргарита» - это «роман в романе». Главы о жизни Москвы 30-х годов соседствуют с рассказами на библейские темы (роман, который пишет мастер, интерпретирует известную историю столкновения Иисуса и Понтия Пилата, а также историю жертвенной гибели Христа). Это дает возможность писателю рассматривать современность с позиции вечности и сквозь призму христианских ценностей.

Композиция романа построена по принципу контрапункта, то есть сочетание различных, относительно независимых сюжетных линий, которые развиваются с раВНОй скоростью. Это обусловливает определенную полифонию произведения, его обобщающий характер. В построении романа усматривается влияние Григория Сковороды, в трактате которого «Потоп змеиный» изложена концепция о существовании трех миров: земного, космического и библейского; каждый из них имеет две стороны - внешнюю (ту, что все видят) и внутреннюю (невидимую).

В Г. Булгакова земной мир олицетворяют персонажи из московской жизни 30-х годов (Берлиоз, Римский, Варенуха, Ласточкин и др.). До космического принадлежат Воланд и его свита (Азазелло, Коровьев-Фагот, кот Бегемот, Абадонна, Гелла). Библейский мир предстает в историях о Иешуа Га-Ноцри, Понтии Пилата, Левия Матфея, Иуды, Нізу и др. Такая художественная структура произведения - не просто плод фантазии художника. Описывая различные миры, М. Булгаков подчеркивал на разрыве между ними. Люди живут на Земле и не думают о Боге, о Вселенной. Злободневные проблемы отодвинули на второй план вечные ценности. А это означает, что мир потерял свою духовную цель и летит в пропасть. Роман «Мастер и Маргарита» является предупреждением человечеству о последствиях от нарушения законов бытия.

Кроме того, каждый из миров произведения - земной, библейский и космический - имеет, согласно концепции Г. Сковороды, две стороны. На первый взгляд, в Москве все благополучно, люди едят, пьют, развлекаются, но на самом деле это общество давно больное. Поэтому на Землю и приходит дьявол в образе обычного обывателя. Использование мотивов Г. Сковороды помогает М. Булгакову осознать скрытый, нераскрытый смысл жизни и показать его истинную сущность.

Характерной чертой композиции является также то, что эпическое повествование сочетается с лирическими отступлениями, в которых проявляется авторская позиция.

Одна из величайших тайн романа - библейский сюжет, который разворачивается в воображении мастера.

Писатель максимально приземляет библейский сюжет. Иешуа столкнулся в идейном диалоге с Понтием Пилатом, который изображается не как могущественный прокуратор, а тоже как обычный человек, обессиленная головной болью. В Библии Понтий Пилат не мучается сомнениями и угрызениями совести, а булгаковский герой постоянно балансирует между добром и злом и, приказав убить Иешуа, потом будет страдать, пока мастер не простит ему. Иуда, который предал Иешуа, - уже не библейский Иуда, подлый предатель, а влюбленный мужчина готов на все ради женщины. Иешуа Га-Ноцри не провозглашает в романе пламенных речей о спасении человечества и Царство Божие. Его истина проста: все люди добрые и надо все сделать, чтобы помочь человеку проявить свою добрую природу, ибо только добро может изменить мир. Все, кто общаются с Иешуа, внутренне превращаются. Жестокий сборщик налогов, наслушавшись добрых слов Иешуа, бросил деньги на дорогу и пошел за ним. СоболеВНОвания Иешуа лечит головную боль Понтия Пилата.

Но воля Иешуа Га-Ноцри, его стремление к правде и добру оказываются преступными с точки зрения єршалаїмських законов, потому что там невозможно верить во что-либо иное, кроме кесаря. Любая вера, даже вера в добро, подрывает государственный строй, основанный на власти и насилии. В этом плане єршалаїмський мир романа «Мастер и Маргарита» - это своеобразная модель тоталитарного государства, которое уничтожает человека и человеческие истины. М. Булгаков изображает насилие в широком историко-философском контексте, он доказывает, что зло является злом, какие бы формы оно не приобретало, и судьба человека всегда будет трагической, пока человечество не осознает ценности отдельной личности и не вернется к духовным идеалам.

Кто же несет ответственность за насилие? М. Булгаков отказывается от идеи коллективной вины. Если в Библии Христа распяли по решению синедриона и по требованию толпы, которая кричала Пилату: «Распни его!» (Понтий Пилат только утвердил это решение), то в Г. Булгакова вся ответственность за казнь Иешуа возлагается на прокуратора. Именно он виноват в гибели Иешуа.

В Библии Иисус творил чудеса для людей, но он не сделал для них самого важного чуда - Царства Божьего, ибо показал им, как можно создать его самим. «Люди, вы - боги», - говорил Христос, имея в виду способность человека изменить духовный и природный мир. «Люди - боги» является одним из главных лейтмотивов булгаковского романа. Мастер и Маргарита остаются людьми, пройдя все испытания, они сохранили в себе силу любви и добра, и даже дьявол вынужден их отпустить. Однако мастер не может думать только о себе, о своей воле и счастью. Философу необходимо осознать жизнь всего человечества.

Своеобразным обращением к всех людей, живущих на Земле, стал известен лирическое отступление в финале романа. Здесь сливаются голоса автора, мастера и Иешуа. Это взгляд сверху на грешную землю и на страдания людей. В этих словах звучит пронзительную боль за все человечество, которое еще не осознало своих таинственных божественных сил, которые могут все изменить к лучшему. Несмотря на глубокий трагизм повествования, в романе утверждается светлая идея духовного величия человека, его моральных возможностей в борьбе со злом.

Оригинальной является художественная структура романа, в котором сочетаются реальность и фантастика, комическое и трагическое, история и современность. Автор прибегает к фантастике, изображая приход дьявола на землю (традиции «Фауста» И. В. Гете), чтобы показать, что она превратилась в ад, что там, где люди забывают о Христе, наступает царство сатаны. Но Воланд в романе выступает как добрая сила. Сатане уже не надо даже обольщать людей, земной ад страшнее и чернее за библейское, поэтому даже дьявол здесь добрый. Он презирает земные страсти и земных жителей, показывая их истинное лицо. Но спасение земли и человечества, по мнению писателя, должен прийти не от дьявола и не от любой другой потусторонней силы. Спасение должен осуществить сам человек. Маргарита спасает мастера. Понтий Пилат пытался спасти свою душу, приказав убить Иуду. Но спасение души не может осуществиться за убийство, и Понтий Пилат страдает, пока мастер не освободил его от угрызений совести. Мастер спасает также Ивана Бездомного, Иешуа - Левия Матвея. А если человек спасет человека, утверждает М. Булгаков, еще не потеряна надежда спасти весь мир. Помочь спасению человечества могут также вечные духовные ценности - добро, любовь, милосердие, которые воплощаются в образе Христа. Эту идею подано уже в начале романа в разговоре Берлиоза с Бездомным о существовании Иисуса, когда неожиданно появляется Воланд, говоря: «Имейте в виду, что Иисус все-таки существовал...». Казалось бы, возникает определенный парадокс - Воланд, дьявол, утверждает существование Христа. Но на самом деле здесь нет ничего парадоксального. Значение этого высказывания многозначно: во-первых, говоря о Христе, Воланд утверждает свое существование как дьявола, то есть существование реального зла в обществе; во-вторых, имя Христа является напоминанием людям о Боге, которого они забыли, и потому стало «все разрешено» в этом мире (известный мотив Ф. Достоевского, что разворачивается в романе).

М. Булгаков широко использует средства комического - юмор, иронию, гротеск, сарказм, которые помогают раскрыть общее состояние общества XX в., показать его позорный влияние на человека. За внешним комизмом у автора всегда скрытые горькую боль и тревога за человечество, стремление найти пути выхода из трагедии.

«Рукописи не горят» - эта фраза становится лейтмотивом всего произведения и символизирует бессмертие человеческого духа, творчества, добра, любви, свободы, христианских идеалов. Сожженный роман мастера о Єршалаїм снова восстановлено. Получают новую жизнь души мастера и Маргариты. Но куда они летят в финале романа? Куда попадают - в рай или ад? Здесь мы сталкиваемся с важной проблемой света и покоя, которая вызывает различные мнения у исследователей и читателей.

Последние строки романа «Мастер и Маргарита» проникнуты светлой надеждой - предчувствием покоя. Почему мастер волнуется? Не за себя же. Он волнуется за людей, которые живут пустой жизнью, не думая о Боге, не боясь ада. Глубокая обида возникает в сердце мастера не только из-за того, что люди обидели его, а еще и потому, что в мире нет места добру, любви, правде. Осознав это, он чувствует безразличие ко всему, разочарование, отчаяние. Но он мечтал о будущем и сохранил веру в людей, в их лучшую судьбу. Отсюда и возникает предчувствие покоя в его душе.

Покой для мастера - вознаграждение не только за страдания, а прежде всего за поиски смысла бытия. Покой для героя означает не только возможность независимо жить и творить, это спокойствие не для себя. Это мечта о гармонии человека и мира, о возможном земное Царство Божие, Царство истины и добра. А гармония мира должна рождаться из гармонии человеческой души. Спокойствие мастера в вечном, духовном пространстве, гармония душ и Маргариты становятся залогом будущего преобразования мира в глобальном масштабе.