ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Из ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА (XIX в.)
Романтики утверждать свою эстетическую программу в постоянных спорах с класицистами, и ту «художественную войну они выиграли. Однако в разгар своей борьбы как-то не заметили, что рядом росло их союзник в пий войне, но и будущий наследник, и новый обладатель эпохи - реализм.
Нужно еще раз отметить, что хотя романтизм и реализм составляют две стадии эволюции художественного процесса XIX ст., их нельзя рассматривать сугубо последовательно и утверждать, что когда закончился романтизм, тогда начался реализм. Ведь романтизм и реализм рожденные в XIX в. новой исторической и эстетической ситуацией. Иногда они шли последовательно, иногда параллельно, а иногда и переплетались. То есть реализм XIX в. не отвергал (или не полностью отвергал) открытие романтизма. Скажем, реалисты не смогли бы быть такими убедительно точными в описаннях времени и места действия, если бы не находки романтизма историзм и местный колорит. Вместе с тем историзм и местный колорит реалистов отличались от романтического: если романтики обожали непохожесть, уникальность, эксклюзивность, то реалисты во всем несхожому, уникальном, эксклюзивном искали схоже, общее, типичное.
Для реалистов (как в свое время для романтиков) принципиально важной была как правдоподобие и точность деталей, так и вероятность «лицо эпохи» в целом. Вот здесь и понадобился реалистам художественный опыт романтиков. Ведь характер, поступки и, в конце концов, судьба персонажей в реалистической литературе должны быть четко мотивированы, детерминированы, обусловлены реальной исторической ситуацией, условиями жизни, происхождением героя и т.д. Именно поэтому художников-реалистов и интересовали научные открытия в естественных науках, в частности - влияние условий жизни на определенные виды растений, о чем уже говорилось выше. Одно дело, когда растение развивается на солнце, совсем другое когда она растет в тени. Так же и люди: одно дело, когда ребенок вырастает в благополучных условиях, совершенно другое детство сироты Оливера Твиста, который буквально выживает, постоянно ходя по краю уголовного пропасти. Недаром О. де Бальзак заявил: «Победа реализма над романтизмом обусловлена торжеством науки над фантазией».
Кроме того, писателей-реалистов интересовало воспроизведение внутреннего мира персонажа. Изобразить внешность героя, его портрет - одежда, лицо, телосложение (что и делали романтики, вспомним пышные портреты Ровены и Ребекки в историческом романе В. Скотта «Айвенго») - было значительно легче, однако внешность человека часто бывает обманчивой. Французский писатель-реалист Стендаль высказал парадоксальную мысль: «Неизмеримо легче живописно изобразить одежду какого-то персонажа, чем рассказать о том, что он чувствует, и заставить его разговаривать». Казалось бы, разве писатель, беря в руки чистый лист, не является полноправным хозяином как всего художественного произведения, так и судьбе конкретного героя? Разве он не может вложить в уста своих персонажей все, что хочет сам сказать? Оказывается, что не может. Ему надо именно «заставить» их говорить, потому что в реалистическом произведении конкретное лицо может разговаривать только так. а не иначе.
С одной стороны, в душу, во внутренний мир человека вроде и не заглянешь, а с другой - без знания сокровенных глубин и уголков этой души не вмотивуєш ее поступки, характер, судьбу. Что же должны были делать реалисты? Нужно было искать новые художественные средства, перевоплощаться в своего персонажа, что они с успехом и делали. Дар их проникновение в психологию героев иногда граничит с ясновидением. Иван Франко отмечал, что это стремление реалистов (впоследствии его продлили и модернисты) напоминает попытку осветить тайну души персонажей изнутри будто волшебной лампой. Писатели-реалисты уделяли большое внимание изображению души персонажа, его характера, мотивации поступков, потому что иначе потеряли бы внутреннюю логику развития образов. Здесь реалисты использовали открытия и находки романтизма в сфере изображения души персонажа, в частности ее суперечливостей, которые так привлекали романтиков с их стремлением воспроизведения «поэтики контрастов».
Однако между романтизмом и реализмом существовали и принципиальные раВНОгласия. И это закономерно, ведь без отрицания старого нет утверждения нового, иначе невозможны были бы обновление и развитие литературного процесса.
Если романтизм абсолютизировал творческое воображение писателя, то реализм делал акцент на наблюдении за жизнью и исследовании его явлений. Художественное творчество в определенной степени начинала соотноситься с научной деятельностью. Так, Оноре де Бальзак в повести «Гобсек» опередил собственно научный анализ капитализма, нового на то время общественного строя.
Романтиков интересовал «необычный герой в необычных обстоятельствах»: непокорный бунтарь, одиночка, изгнанник, «лишний человек», отторгнута обществом, которая часто имеет загадочное прошлое или вообще «человек без прошлого» (вспомним «байронического героя»). Стоит заметить, что на переходном этапе от романтизма к реализму эта черта была присуща и персонажам реалистических произведений. Так, Евгений Онегин и Григорий Печорин, в определенной степени, тоже одиночки, отверженные обществом. Недаром Татьяна Ларина делает от - крытии-внкриття, которое шокировало влюбленную девушку: не пародия Онегин? не «байронический герой» - «в плаще Гарольдовім Москвин»? А Максим Максимович постоянно употребляет в отношении Печорина эпитет «странный». Однако настоящий романтический герой всегда в определенной мере «странный».
Зато реалисты часто изображали жизненный путь персонажей очень подробно: от детства к зрелости (в «Приключениях Оливера Твиста» Ч. Диккенса - становления главного героя; в «Карьере Ругонов» Е. Золя - судьбы Ругон-Маккарів. особенно подробно описана судьба Сильвера). Если романтики бежали от реальности, задыхались в «серой обыденности», то реалисты отдавали предпочтение изображению конкретных людей, совсем не «героических» профессий: крестьян, рабочих, прачек, мелких служащих, ростовщиков, да еще и во время их повседневной работы.
Реалисты не боялись также изображать уродливых в своей тупости и низости людей разных общественных сословий. Были такие персонажи и у романтиков, досип, вспомнить Кроху Пахеса из одноименной повести - сказки Э. Т. А. Гофмана. Однако реалисты это злоупотребляли преувеличениями, гротесково-фантастическими красками, находя самый настоящий гротеск в реальной жизни. их герои настолько убедительны, что в них можно узнать черты реальных людей, которых читатель видел лично. Это, например, подлый и злобный, беспощадный к слабым и ретивый перед сильнее него бидл (самый мелкий служащий) Бамбл («Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса) или пьянчужка Мармеладов, который обкрадывает свою семью ради того, чтобы пропить деньги в ближайшем кабаке («Преступление и наказание» Ф. Достоевского). Это было самым настоящим «эстетическим переворотом» реалистов - для них практически не существовало «нехудожественных», низких, запретных тем и героев.
Особое внимание реалисты уделяли изображению человека в обществе - литература стала социальной. Среда «лепит характер человека», будто скульптор свое творение из глины или гипса.
Однако здесь существует и обратная связь - «создана» обществом человек, в свою очередь, сама создает это общество, поскольку способна принимать сознательное участие в его изменении.
Так, Жюльен Сорель («Красное и черное» Стендаля) смело бросает своим судіям обвинения в том, что они судят его вовсе не за выстрелы в бывшую любовницу, а за то, что он, плебей-вискочень, решился «вылезти наверх», проникнуть к кастового высшего мира: «Я не мою чести принадлежать к вашей касте, господа, в моем лице перед вами крестьянин, повітав против нзькості своего состояния... Но, хотя бы я и меньше провинился, я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает сострадания, пожелают наказать в моем лице и раз навсегда сломать тех юношей незнатного происхождения, подавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, вследствие чего они осмелились проникнуть в сред, которое на языке чванливых богачей называется высшим миром».
Изображения персонажей реалистической литературы требует от писателя хорошего знания жизни, ведь определенный тип людей чаще всего ведет себя именно так, а не иначе. Иногда персонажи даже «не слушаются» своего автора. Так, А. Пушкин как-то высказал парадоксальную мысль: мол, его Татьяна Ларина, героиня романа в стихах «Евгений Онегин», «взяла да и выскочила замуж». Казалось бы. кто может помешать автору писать о своем, часто вымышленного героя то, что он сам захочет? Однако все не гак просто, ведь для того, чтобы быть реалистом, Tгe6a не нарушить логику развития образа. Именно поэтому российский писатель-реалист Лев Толстой и призвал своих коллег «Живите жизнью изображаемых персонажей, показывайте в образах их внутренние ощущения, и они сами сделают то, что им нужно по их характерам сделать». Бытовало даже мнение: чтобы написать роман, надо прожить жизнь.
Любимым романтиками «исключительным личностям в исключительных обстоятельствах» реалисты противопоставили изображения «типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Одним из ведущих в художественной системе романтизма был мотив бегства героя от серой обыденности. Куда же этот герой «бежал»? Прежде всего, это могли быть какие-то далекие экзотические края. Например, у Дж. Байрона это места «паломничества» Чайльд-Гарольда или вымышленные восточные края, где происходят события его «восточных» поэм. Для А. Мицкевича таким экзотическим краем стал Крым «Восток в миниатюре» (« Крымские сонеты») или история его родной Литвы («Гражина», «Конрад Валленрод»). Отметим, что в последнем случае история тоже выполняет роль своеобраВНОго убежища романтической души. Поэтому романтики отдавали предпочтение изображению исторических эпох, прежде всего Средневековья. Вместе с тем следует заметить, что хотя реалисты также не чураются исторического романа («Саламбо» Г. Флобера), все-таки художественное время реалистических произведений - это преимущественно современное им жизнь общества. И показательным в этом плане является подзаголовок к роману Стендаля «Красное и черное» «Хроника XIX века».
Кроме того, местом бегства романтического героя от обыденности могла быть и какая-то вымышленная страна, виртуальный мир, как, например, Керепес или Джинністан в повести-сказке «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Э. Т. А. Гофмана. Зато действие большинства реалистичных произведений происходит в реально существующем, конкретном и хорошо известном месте. Оно часто описанное так наглядно и достоверно, что некоторые из исследователей даже проверяет номера домов и квартир, упомянутых в произведениях реалистов. И часто те номера и даже количество окон или балконов совпадают. Так, одним из ярких примеров реалистичного художественного пространства является Петербург Ф. Достоевского, где замыслил и совершил свое ужасное преступление Родион Раскольников- герой романа «Преступление и наказание».
Некоторые исследователи даже ходили маршрутами Раскольникова и убедились, что Достоевский нигде не ошибся в названии улицы, моста через Неву или в нумерации домов.
Нужно отметить, что время в реализме исторический и воспроизводится с возможной конкретностью, ведь одним из основополагающих принципов этого литературного направления стал историзм.
Если романтизм был эпохой господства поэзии, то реализм - эпоха доминирования прозы. Середина XIX в. - период доминирования реалистического социального романа. Именно этот жанр давал возможность наиболее полно воссоздать картины жизни общества и глубоко исследовать его проблемы, что и было одной из главных задач реалистов. В другом жанре могли найти воплощение самые раВНОобразные аспекты реальной жизни. Недаром Стендаль требовал от писателей покорения «железным законам реального мира», а роман называл зеркалом, «с которым идем большой дорогой. То оно отражает синь небосвода, то грязные лужи и ухабы», и если в этом зеркале появляются не совсем эстетичные вещи, то в этом погрібно винить не зеркало, а тех, кому нужно благоустраивать пути...
По тематике романы можно условно разделить на: семейно-бытовые, социально-бытовые, политические, исторические, психологические, романы воспитания, карьеры и т.д.
В реалистическом романе XIX в. обычно глубоко анализируется психология персонажей, что дает основание вести речь о социально - психологический роман. Специфические художественные возможности этого жанра оказались особенно созвучны эстетическим требованиям времени.
Творчество выдающихся реалистов-романистов Стендаля. О. де Бальзака, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Э. Золя, Ф. Достоевского, Л. Толстого преподнесла на новый, высший степень лучшие традиции литературы предыдущих эпох. На достижение реалистов ориентировался и в то же время от них отталкивался натурализм (творчество братьев Гонкур и Е. Золя).
Примерно от 1870-х годов и до конца XIX в. в литературе начинают появляться совершенно новые явления, которые получены обобщенное название «ранньомодерністських» (от фр. moderne новый). Так, новаторскими тенденциями обозначена творчество американского поэта Уолта Уитмена. Ощутимые модернистские сдвиги и в тогдашней французской поэзии. Творчество позднего романтика Шарля Бодлера содержит зародыши символизма, которые развили Поль Верлен. Артюр Рембо, Поль Верлен. Стефан Малларме.
Обозначен блеском раннего модернизма и роман «Портрет Дориана Грея* Оскара Уайльда.