ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Томас Манн

(1875-1955)

Жизнь и творчество

Немецкий прозаик и публицист Томас Манн родился в старинном портовом городе Любеке, на севере Германии. Его отец, Иоганн Генрих Манн, был зажиточным торговцем зерном и городским сенатором; мать, урожденная Юлия да Сильва Брунс, музыкально одаренная женщина, была родом из Бразилии, из семьи немецкого переселенца-плантатора и его жены-креолки. Возможно, через смешанное происхождение в Маркесі сочетались черты півничанина-европейца, с его взвешенностью,

эмоциональной сдержанностью и уважением к человеческой личности, и южанина, с его чувственностью, живым умом и страстью к искусству. Это противоречивое смешение северных и южных черт, приверженности к буржуазным ценностям и эстетизма сыграло важную роль в жизни и творчестве Маркеса.

Манн должен был получить в наследство семейное предприятие по торговле зерном, но после преждевременной смерти отца в 1891 г. предприятие было ликвидировано, и Томас закончил школу, как он впоследствии выразился, «довольно бесславно».

Когда юноше было .16 лет, семья Манн переехала в Мюнхен - большой интеллектуальный и культурный центр. В Мюнхене Томас некоторое время работает в страховой компании и занимается журналистикой, собираясь стать писателем по примеру своего старшего брата Генриха. Вскоре Томас устраивается редактором в сатирический еженедельник «Сімпліциссімус» («Simplizissimus»), начинает и сам писать рассказы, которые в дальнейшем вошли в сборник «Маленький господин Фридеман» («Der Kline Herr Fridemann», 1898). Как и в более поздних своих произведениях, в этих рассказах Манн с иронической и в то же время довольно унылой интонацией изображает робкого, мятущегося «современного» художника, что бьется в поисках смысла жизни. Кроме того, в этих рассказах чувствуется тяга писателя к прочности буржуаВНОго существования.

Своим первым же литературным достижением «Будденброки» (1901) Манн вошел в когорту великих художников слова. В романе воссоздана история буржуаВНОй семьи на протяжении четырех поколений - становление величия и упадок старинного бюргерского рода. Писатель прослеживает судьбу рода вплоть до глубочайшего кризиса буржуаВНОй, которую он сам наблюдал вокруг.

Критики отмечают особый смысл, вложенный писателем в понятие бюргерство.

Томас Манн много писал о великой бюргерську культуру, говорил, что теперь она спрофанується, особенно пагубно на нее влияет массовая культура Америки. Эпоху империализма он называл эпохой кризиса бюргерства. В контексте произведений писателя слово «бюргерство» очень близко по значению к словам «благородство» и «интеллигентность». Писатель считал, что русская литература внимательно анализирует внутреннюю интеллигентность, человеческое благородство, что более высокой человечности, чем в русской литературе, «не было нигде и никогда».

Самым ярким представителем бюргерской культуры Манн считал великого Гете.

Стихия бюргерства была всепоглощающей человеческой и писательской страстью Т - Манна. Его интерес к психоанализу, романтизма, даже до искусства и музыки были частицами, моментами на фоне его служения бюргерству. Бюргерство - основная тема его творчества. И если порой в его творчестве бюргер и художник вступали между собой в конфликт, истина для Т. Манна была на стороне бюргера, настоящей интеллигентности.

Роман «Волшебная гора» (1925) считается одним из самых значительных и сложных произведений немецкой литературы XX века. Это своеобразная энциклопедия декаданса, его осуждение и вынесение смертельного диагноза лучшим знатоком этой болезни.

Вершиной его творчества стал «Доктор Фаустус» (1947). Его содержание имеет несколько планов. Для Германии этот роман имеет особое значение, в нем Манн показывает духовную несостоятельность буржуаВНОй интеллигенции, которую растлевающее влияние идей Шопенгауэра, Ницше, Фрейда. Главный герой романа - немецкий композитор Адриан Леверкюн, - будучи носителем этих пороков западной интеллигенции, обрекает себя на душевную опустошенность, творческое бессилие и апатию.

Манн считает, что именно интеллигенция несет ответственность за трагические события XX века.

Творчество Манна имела большое влияние на читателей, которые видели в его многозначных проблемных романах отражение их собственных интеллектуальных и нравственных исканий.

В 1929 г. писателю присуждается Нобелевская премия по литературе «прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы и популярность которого неуклонно растет». В своей приветственной речи Фредрик Сторону, член Шведской академии, сказал, что Манн стал первым немецким романистом, который достиг уровня Чарльза Диккенса, Гюстава Флобера, Льва Толстого. Сторону также отметил, что Манн, с одной стороны, создал сложное духовное искусство, а с другой стороны - сам же сомневается в его целесообраВНОсти. По мнению Бика, величие Манна заключается в его способности примирить «поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному, к простой жизни». После получения Нобелевской премии в творчестве Манна значительную роль стала играть политика. В 1930 г. писатель проиВНОсит речь в Берлине, которая имела название «Призыв к разуму» («Ern Appell an die Vernunft»), в которой ратует за создание общего фронта рабочих-социалистов и буржуазных либералов для борьбы против нацистской угрозы. Он также пишет «Марио и волшебник» («Mario und der Zauberer», 1930) - политическую аллегорию, в которой продажный гипнотизер олицетворяет таких вождей, как Адольф Гитлер и Бенито Муссолини. В его очерках и речах, что писатель проиВНОсил в эти годы по всей Европе, звучала резкая критика политики нацистов; Манн также выражал симпатии социализма, когда социалисты становились на защиту свободы и человеческого достоинства. Когда в 1933 г. Гитлер стал канцлером, Манн и его жена, которая в это время находилась в Швейцарии, решили в Германию не возвращаться. Они поселились недалеко от Цюриха, но много путешествовали, а в 1938 г. переехали в Соединенные Штаты. В течение трех лет Манн читал лекции по гуманитарным дисциплинам в Принстонском университете, а с 1941 до 1952 г. жил в Калифорнии. Он также был консультантом немецкой литературы в Библиотеке конгресса.

В 1936г. Манн был лишен немецкого гражданства, а также почетной докторской степени Боннского университета, который был ему предоставлен в 1919 г.; в 1949 г. почетный степень ему вернули. В1944 г. Манн стал гражданином Соединенных Штатов. Во время второй мировой войны он часто выступал в радиопередачах, осуждая нацизм и призывая немцев взяться за ум. После войны Манн приезжал в Западной и Восточной Германии, и везде его восторженно принимали. Однако писатель отказался вернуться на родину и последние годы прожил под Цюрихом.

Уже в преклонном возрасте Манн более 13 лет работал над тетралогією о библейского Иосифа. В романе «Иосиф и его братья» («Joseph und seine Bruder», 1933-1943), который искрится иронией и юмором, прослеживается эволюция сознания от коллективного к индивидуальному. «Приключения авантюриста Феликса Круля» («Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull», 1954), последний роман Манна, стал результатом переработки рукописи, начатого еще в 191Q p. Пронизан иронией, роман является заключительным аккордом творчества писателя, для которого самоирония всегда оставалась главным стимулом. Экстравагантная пародия, «Феликс Круль», по словам самого Манна, переводит «автобиографическую и аристократическую исповедь в духе Гете в сферу юмора и криминалистики». Художник, утверждает своим романом Манн, - это фигура комическая: он может ослеплять и обманывать, но не может изменить мир. Манн считал «Феликса Круля» своей лучшей, наиболее удачной книгой, поскольку роман «одновременно отрицает традицию и идет в ее русле».