ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 7 класс

ЛИТЕРАТУРА ПРОТИВ ВОЙНЫ

 

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971)

 

МЕНЯ УБИТ ПОД РЖЕВОМ

 

(Отрывок)

Меня убит под Ржевом.

В безымянной болоте,

В пятой роте, на левом,

В жорстокім налете.

Не увидел то вспышка,

не услышал я разрыва, -

Словно в пропасть с обрыва -

В бездну с обрыва.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

Не найти во мне.

Я - где корень незрячий

Корм ищет в потемках;

Я - где в облаке горячей

Ржаной дух на хол ми.

Я - где щебет птичий

На рассвете в росе;

Я - где ваши машины

Тишину рвут на шоссе.

Где стебель к стебельку

Речка травы прядет, -

Там на поминки сына

Даже мать не идет.

И в безмолвных мертвых

Есть отрада одна:

Пали за отчизну -

И спаслась она.

Перевод К. Шахматной

С. Красаускас.

Мечты

• Почему художник, назвав свое произведение «Мечты», изобразил птиц?

• Символом чего является эта птица?

• О чем мечтает солдат?

Читаемо языке оригинала

Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ...

(Сокращенно)

Я убит подо Ржевом,

Палач еще под Москвой.

Где вы, воины, где вы,

Кто остался живой?

В городах миллионных,

В селах, дома в семье?

В боевых гарнизонах

На не нашей земле?

Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах иль в снегу..

Я вам жить завещаю, -

Что я больше могу?

Завещаю в тот жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать - горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать - не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое -

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

Наблюдения

Вопросы и задания

Как изображает поэт подвиг в Великой Отечественной войне (такой была Вторая мировая война для бывшего Советского Союза) простых солдат, которые полегли «в безымянных болотах», «на безымянных высотах», но спасли от фашизма Родину и человечество?

Как поэт относится к проблеме исторической памяти и моральной ответственности перед теми, кто пал на войне («Я знаю, никакой моей вины...»)?

Анализ

В мировой литературе часто применяется форма обращения. Твардовский говорит устами солдата, который погиб на войне, защищая Отечество. Ведущая мысль произведения - выполненный долг ценой собственной жизни. Что завещает собратьям солдат и на что надеется?

Развитие речи

• Как ты понимаешь долг и патриотизм?

В чем заключается трагизм и величие судьбы солдата?