ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛИТЕРАТУРА XX ВВ.

Литературные течения XX века



Импрессионизм - (от французского - впечатление) - течение модернизма, которая определяется меняющимися мгновенными ощущениями и переживаними. Сформировался во Франции в конце XIX в. прежде всего в живописи (название происходит от картины К. Моне «Импрессия. Восход солнца», 1873). Представителями были К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега.

Основными задачами импрессионисты считали изящно передать свои мимолетные впечатления, настроения. В музыке - К. Дебюсси. В литературе импрессионизм представлен такими именами - брать Гонкури, А. Доде, Ги де Мопассан, П. Верлен, С. Цвейг, М. Коцюбинский, М. Вороной.

Характерные признаки:

1) субъективность изображения, лиризм;

2) использование тропов (метафор, эпитетов, символов);

3) лирические монологи, использование незаконченных мыслей, фраз, которые помогают показать течение настроений, впечатлений.

Экспрессионизм - (от французского - выражение) - одно из авангардистских течений в искусстве. Главным провозглашалось выражения мировосприятия. Достигалось это созданием выразительных, ярких, но условных, деформированных образов, часто представленных в фантастическом или гротескном ракурсе. Действительность изображалась в столкновении противоположностей (положительное - отрицательное, чуткое - жестокое).

Поток сознания - средство отображения психики человека непосредственно «изнутри», как сложного, так и текущего процесса. Представители «потока сознания» использовали это средство как «технику», как способ повествования, который заключается в том, чтобы показывать психический процесс подробно, с самой точной фиксацией мыслей, чувств, подсознательных порывов, в виде «потока». Рассказ не подчиняется хронологии или логике, она представляется как цепь ассоциаций рассказчика, вызванных внешними обстоятельствами. Объективная действительность изображается через призму сознания героя (Джеймс Джойс «Джакомо Джойс», Г. Пруст «Любовь Свана» («В поисках утраченного времени»).

Модернизм - (от французского moderne - современный, новейший) - общее название новых течений нереалистичного направления. Искусство не подражает жизни (А. Уайльд), оно освобождается от социальных обязательств, художники стремятся новых форм.

Авангардизм - (от французского - передовой отряд) - ответвление модернизма. Возникает в кризисные периоды истории искусства, когда определенное направление или стиль переживает полноту своих изобразительных возможностей. Задача авангардного искусства - раскрыть болезненные кризисные явления в жизни и культуре, которые нередко подаются в гіперспростованій форме, в отрицании традиций и исканиях оригинальной эстетики (Рильке Р. М., Аполлинер, Б. Пастернак, М. Волновой, Г. Косынка).

Декаданс - (от французского - упадок). Представителей течения называли декадентами. В центре их творчества стоит человек, который чувствует отрешенность от мира, потерю нравственных идеалов, веры в будущее. Декаденты - поколение, «поет и плачет», плачет от «прозы жизни». Основными мотивами были отчаяние, печаль, пессимизм, разочарование. Любимыми темами становятся подчеркнута болезненность и упадок жизни, которые превращаются в источник утонченных переживаний. Декаданс сочетает различные направления, течения. От романтизма он берет неприятие окружающего общества, разочарование, стремление убежать от несовершенства жизни в мир красоты и прекрасной иллюзии.

Символизм - литературно-художественное направление, развившийся в условиях кризиса общества, предчувствие грядущих социальных потрясений. Для символизма присущи: интерес к проблеме личности, иначе сказания, метафоричность, музыкальность слова. Вместо художественного образа используют художественный символ, который имел несколько значений. Характерные темы одиночества, тоски, грусти, недовольства жизнью. Используют размер «сильный и слабый». Отражают картины или образы нечетко, это сплетение невнятного и точного, «милейший пение опьяненный» (А. Рембо, М. Метерлинк, Г.-М. Рильке, В. Брюсов, В. Блок).