ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Оскар Уайльд

(1854-1900)

Жизнь и творчество

16 октября 1854 года в известного дублинского врача сэра Уильяма Уайльда родился сын, которого назвали длинным именем Оскар Фингал Флаерті Вилс. Отец очень радовался, мать же хотела дочь и долгое время не могла смириться с реальностью, называя малого «она», провожала девочкой, приучая к женской манерности и чувственности. Родители вообще были оригинальной парой: отец, талантливый хирург, славился веселым, шумным нравом, любил красивых женщин и разные веселье, буквально ненавидел покой и бездействие - организовывал собственные больницы, издавал медицинский журнал, был неплохим этнографом-любителем, писал книги и беззаветно любил свой край, досконально зная историю милой сердцу Ирландии. Мать - полная противоположность мужу - тихая, романтическая, экзальтированная женщина, писала стихи и считала свою девичью фамилию Элджи производным от Алигьери, представлявшийся всем как дальняя родственница великого поэта.

Только возраст сына позволил путешествовать, сэр Уильям неизменно брал его с собой в этнографические экспедиции страной, приобщая к пониманию красот и щедрот родного края, учил любить родину и народ, который дал миру немало великих и знаменитых соотечественников.

В десятилетнем возрасте мальчика отдали в знаменитой Портора-скул - строгой, фундаментальной, по-настоящему английской школы. Ни успеваемостью, ни прилежанием он не отличался, поскольку трудно выдерживал строгий режим, но быстро научился самостоятельности и умения приспосабливаться к обстоятельствам, чем сразу выделился среди учеников,- со вкусом одевался, был безупречный и опрятный в быту, сдержанный и рассудительный в словах и поступках. Рано стал увлекаться серьеВНОй, «взрослой» литературой, пробовал писать сам, а смерть Диккенса, которого он любил, буквально потрясла подростка и окончательно определила направление его дальнейших занятий. В последние годы обучения Оскар почувствовал непреодолимое влечение к красоте, вызванный увлечением культурой Древней Греции, - это стало основой его культурно-эстетической жизненной позиции, которой он не изменял на протяжении всей своей бурной и насыщенной жизни.

Следующим этапом его образования был колледж Троицы в Дублине - интернат с не менее строгим правилам, чем в Портора-скул. Несмотря на это, студенты здесь чистотой и высокой моралью не заботились, - откровенно гуляли по кабаках и публичных домах, пропивая и прогуливая стипендиальные суммы, отпущенные на постижение наук и духовности. Молодому Вайльду это категорически не нравилось, настолько он был уже приучен к сдержанности, восприятия красоты и чувственного романтизма. Все три года он ни с кем из учеников не дружит, проводя свободное время в одиночестве, с удвоенным старанием изучая предложенный учебный материал. Это дало свои плоды: колледж он окончил с золотой медалью.

Далее - Оксфорд. Пребывание здесь требовало немалых средств, которых, к сожалению, у Оскара не было, а нужно было поступать согласно правилам. Он выбирает точный инструмент на пути к уважению однокурсников - обособленность, оригинальность и исключительность. Селится в маленьком жилом блоке, который обставил и декорировал в стиле чувственной исключительности, что стала эталоном уюта и роздумливого сосредоточения, сделав культ приятных мелочей главной целью мировосприятия. Это вскоре заметили товарищи по учебе и по достоинству оценили: в него стали бывать, а еще впоследствии эта обитель утонченного вкуса и оригинальности и вообще превратилась в клуб ценителей красоты, спокойного разговора и умных мыслей. Членам этого кружка хозяин предлагал все для достижения самосовершенствования: хорошую сигару, экзотические марки чая и кофе, редкие вина и полный набор милых мелочей, которые повсюду радовали философическую публику. А обсуждать юношам было что - с преподавателями им очень повезло - профессор Мехаффі, Уолтер Пейтер, знаменитый Рескин. Суток не хватало, чтобы оценить и усвоить то, что дарили благословенные времена, проведенные на лекциях и в беседах с этими достойными людьми. Все это, безусловно, ложилось на благодатную почву пытливых молодых умов, оставляя неизгладимый след в их душах на всю оставшуюся жизнь, воспитав искреннюю любовь к красоте и восторженное преклонение перед настоящим искусством.

На формирование эстетических взглядов О. Уайльда в значительной мере повлияли его университетские преподаватели - выдающиеся фигуры в английской культуре: Джон Рескин, замечательный лектор, который читал курс истории искусства, и Уолтер Пейтер, автор многих исследований античного искусства и философии. Особое влияние на современников имели его работы об искусстве Возрождения, О. Уайльд назвал «священным писанием красоты». Итогом исследований Пейтера стало положение о том, что искусство вдохновляется самим искусством и существует оно только для себя, ему не нужны другие обоснования. Это определило развитие целого направления в искусстве конца XIX века - так называемого «прерафа-элитизма». Прерафаэ ли ты проявляли себя преимущественно в живописи и декоративном искусстве, опираясь в своем творчестве на концепцию, по которой современная жизнь является несовершенным и далеким от идеала, а высшие жизненные ценности человечества остались далеко позади - в средневековье. Истоки своего искусства прерафаэ ли ты усматривали в живописи раннего Возрождения, в традициях готики. Произведениям прерафаэлитов была присуща яркость красок, выписывание мельчайших деталей, строгость стиля, мистические переживания. По сюжеты картин правили эпизоды из Библии, из греческой мифологии или истории.

Впрочем, отдавая должное творческим поискам представителей этого направления, молодой А. Уайльд пошел собственным путем. Он присоединился к только что образованного эстетского движения и стал если не его головой, то самым ярым проповедником идей эстетизма. Английский эстетизм 80-90-х годов XIX века во многом питался идеями, которые возникали в творчестве английских романтиков и прерафаэлитов. Одновременно эстетский движение, к которому присоединился В. Уайльд, развивался в сложном взаимодействии с новейшими течениями в европейском искусстве - символизмом, импрессионизмом и неоромантизмом.

Пришли первые ощутимые успехи - он начал публиковаться. Это были стихи, как две капли воды похожи на мироощущение автора: древние статуи, мягкий свет старых картин, троянки, что страдают от несчастной любви, цитаты из греческих и латинских авторов, молодые юноши в печальных зітханнях. Потом он начал писать баллады, сложные по форме и малопонятные по содержанию, что в конце концов породили сонеты. Наконец-пишет поэму «Равенна», которая засчитывается как выпускная работа и венчает автора высокой университетской наградой.

Обучение завершено, настало время принимать главное жизненное решение: «Что делать?» Конечно же, он будет писать. Как и что - пока не известно. И он был убежден в одном - это должно быть красиво, умно и поэтично. Для осуществления задуманного ему был нужен Лондон, где находилась, мать после смерти отца.

Это интересно!

Лондон встретил юношу холодным презрением и неверием в его исключительность. Нужно было доказывать обратное. Несмотря на достаточно нежный возраст, щ Оскар имел определенный опыт в этом деле. Он облюбовал Гайд-парк, где стал Щ появляться в точно определенное время, одевшись в очень экстравагантный костюм. Эта процедура повторялась каждый день. Вскоре его по метили. День в день убранство становилось все бессмысленнее: невероятных Щ размеров галстук, причудливый берет, яркие средневековые чулки, Ж. и атласные штаны до колен, а в руках неизменный огромный цветущий подсолнух. Он настойчиво демонстрировал себя и молчал. Чопорные англичане сначала удивились, потом возмутились, а потом сосредоточились на странные фигуры. Кто он? На клоуна похож, на сумасшедшего также, а может, Щ он нигилист или революционер? Когда Оскар заговорил, то выяснилось, что он «учитель эстетики», Все участники парковой тусовки буквально Щ оніміли. их можно было понять: викторианский консерватизм не способен был разобраться в новом феномене. Это сегодня человек, который преподает эстетику, совершенно обычная и даже необходимая, тогда же это было чем-то аморальным и неприличным, что таило в себе преступление нравственного и общественного плана, который граничит с вселенским грехом. Однако Уайльд добился основного - привлек к себе внимание и все большее любопытство. Довершили дело карикатуры на него с недвусмысленными подписями аннотациями в популярном журнале Англии «Панч».

Основное требование, которое О. Уайльд и его последователи выдвигали к искусству, - не копировать природу, а воспроизводить ее по законам красоты, недоступной для повседневной жизни. Не искусство отражает действительность, а жизнь подражает искусству, - считал писатель. Искусство призвано создать новый мир, который является бредом, сказкой, ложью - и при этом оно ничего не выражает, кроме самого себя. Неправда, по А. Уайльду, - форма проявления красоты, а потому она важнее голый практицизм повседневности.

В многочисленных газетах и журналах стали появляться его статьи по эстетике, которые безбожно разрушали чопорные викторианские устои. Вокруг него стал формироваться определенный круг молодых людей из числа «самых продвинутых», для которых он стал кумиром, их апостолом. Он открывает свой салон, где гостей ждали картины запредельного содержания, невероятные по цвету и исполнению драпировки, портреты знаменитых актрис, восточные ковры и многочисленные безделушки, несущие, по мнению хозяина, исключительный культовый смысл. Он прочно входит в моду. Он - «новое». Триумфом восхождения стала новоявленная мода - эстетический дендизм, который он проповедовал.

Чего еще можно было стремиться? Но, по его мнению, все только начиналось. Лондонское общество бурлило. На каждом шагу цитировались его высказывания, комментировались наряд и манера поведения, всем было интересно, где и что он ел, с кем разговаривал, какого цвета бутоньерка была в его петлице, в котором экипажи ездил и какие сигары курил. Фундаментальным объяснением и оправданием этой необычности стала его книга «Стихи», выпущенный в 1881 году, которая всего за несколько недель переиздавалась четыре раза. Не обошел он своим вниманием и театры, был желанным и «почетным гражданином кулис», частенько выступал с критическими или полемическими статьями по поводу театральной жизни, ну, а после премьер все ждали только его умной мысли.

Достигнув определенной популярности на родине, Оскар решил покорить заграницу. Сначала он едет в загадочную тогда Америки с лекциями «о ренессанс английского искусства», затем в Париж, где за короткое время познакомился с Гонкуром, Бурже, Верленом и очень постаревшим Гюго.

Посмотрев мир и показав себя, он возвращается в Лондон, полон решимости стать богатым и по-настоящему знаменитым. Снимает квартиру в аристократическом квартале, вовсю демонстрируя свое совершенство и вкус, само собой стоило не дешево, а до богатства было еще далеко. Часто ради этого приходилось неделями голодать, но он последовательно «осліпляє мир».

Покорив столицу, он отправляется в путешествие по Англии с целью вернуть людей к истокам английского ренессанса и просветить их по части «искусства убранство жилищ». Финансовый результат предприятия оказался более чем плачевным, зато он привозит из поездки жене Констанции Ллойд, дочь адвоката из Дублина. Сирота, скромная, серьезная девушка английского красоты, увидела в Вайльді сказочного принца и влюбилась в него без памяти. В мае 1884 года они поженились. Настало время семейной благоразумия и стабильности. Оскар нанимает особняк на Тайт-стрит и теперь принимает исключительно дома. Гостями семейных раутов становятся гениальный Рескин, Марк Твен, Сара Бернар и другие представители театрально-художественной богемы. Оскар нежно и преданно любил свою жену. Свидетельством этого стало появление в Вайльдів двух очаровательных деток - Серела и Вивиана, которых он тоже страстно любил. Ради семейного благополучия он устраивается главным редактором журнала мод «Вуменз уорлд», где в течение двух лет правит, редактирует, пишет скучные статьи на бытовые темы, рекламирует дамские шляпки и белье. Это позволяло содержать семью, но образ жизни должен соответствовать внутреннему образу человека. Конечно, те шесть фунтов в неделю, которые он получал за свой труд, могли вполне устраивать примерного семьянина, но душу эстета, неисправимого бонвивана они совсем не грели.

Ему снова надо было что-то менять. Он все реже бывает дома, решив штурмовать новую, теперь уже заоблачную вершину: Уайт-клуб - старейший и самый консервативный клуб в Англии. Его членами были министры, лорды, известные политики, бароны и герцоги. Теперь он с легкостью обедает с герцогинями, дает советы потомственным аристократам относительно ценности их картинных галерей и библиотек, участвует в оформлении салонов и замков, при этом давая им то, чего от него ждут: эпатаж, экстравагантность, предельный сарказм и остроумие.

Да, он жил, но не писал, очень желая этого. Статьи, литературные и театральные рецензии, очерки - все это не устраивало, хотелось чего-то другого. Его слушали увлеченно, радовались его остроумием, старались быть похожими на него, но это в жизни, а на бумаге... Безрезультатно он тратил ночи, сидя за своим уникальным письменным столом, пытаясь создать что-то новое. Даже использование гигантских по размеру листов бумаги (подражания Гюго) не породило гигантских форм желаемого.

Осенило его 1886 года. Ответ был прост: нужно описать в литературной форме свою собственную жизнь. То, что он с таким успехом и увлечением проповедовал в салонах и гостиных, необходимо вдохнуть в уста персонажей, недостатка в которых лондонское общество не испытывало. Как из рога изобилия, посыпались на прилавки магазинов «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севиля», «Натурщик миллионер», «Сфинкс без загадки», цикл сказок новейшего времени про Великана-эгоиста, Соловья и Розу, Прекрасную Ракету и Счастливого принца. Немало публиковалось достаточно серьезных и глубоких по содержанию статей: «Упадок лжи», «Критик как художник», «Перо, карандаш и яд», печатались расшифровки сонетов Шекспира. Одно слово, 1890 и 1891 годы прошли под знаком напряженного творческого труда прославленного автора.

Венцом его творений того времени стал долгожданный роман «Портрет Дориана Грея». Это переполнило чашу терпения пуританской Англии. На автора обрушился шквал негодования. Солидные журналы буквально захлебывались «в бессильной злобе», обвиняя Уайльда и его произведение во всех тяжких грехах. Оскар радовался. Сначала он задорно включился в непримиримую борьбу с воинствующим консерватизмом, круша апологетов «грубости абсолютного реализма». И вскоре это ему надоело, и он поставил точку в этой войне пророчески гениальной фразой: «Прошу сделать мне любеВНОсть - оставить эту книгу вечности, которой она принадлежит».

А жизнь продолжалась, заставляя субъекта-эстета иногда думать и о хлебе насущном. В отчаянии от того, что не может одолжить денег под красивые глаза и слова», он решил расширить круг своей деятельности, на этот раз на ниве драматургии. Оскар уединяется в небольшом домике на озере Уїндермир, проглядывает громкие когда-драматургические образцы (он понятия не имел, как пишутся пьесы), довольно быстро пишет «Веер леди Уїндермир». Театральный зал взорвался овацией, а пресса - злобным воем. И то, и другое устраивало - только бы не молчание, равнодушие или снисходительность. Надо сказать, что потрясающий успех «Веера» подарил ему долгожданное и заветное - свободу и деньги, которые принесли роскошную жизнь, редкие книги и спокойные мысли о «великое аристократическое искусство совершенного ледарювання». Он перестает быть писателем в общепринятом смысле, присвоив себе титул «Принц Парадокс», им самим данный одному из персонажей «Дориана Грея», и начинает жизнь полна безумств, сибаритству и необузданной вседозволенности. Это прозвище все больше соответствует его настоящему содержанию: искрометная остроумие, ироничная наблюдательность, оригинальное оживления банальностей, возведение тончайшего парадокса в ранг образа жизни, доведенного до состояния абсурда.

Однако жизнь человека так устроена, что, достигнув апогея, она неизбежно поддается почему-то диаметрально противоположном. В жизни нашего героя это неотвратимое возникло в образе молодого красавца лорда Альфреда Дугласа. Отныне он живет только для него и ради него. Слушания по обвинению в аморальных действиях» завершились арестом Уайльда. Начался кошмар: кредиторы рвали на части его имущество, он был подвергнут тотальному общественному остракізмові, само имя «Оскар» стало нарицательным, банкротство, театры в спешке выбрасывали из репертуаров его пьесы, прекратили продажу его книг. Сыновья вынуждены были покинуть с позором школу и уехать с матерью в глухую провинцию. Выход из тюрьмы под залог не изменил положения - травля продолжалась. Ему везде отказывали в жилье и пустяковых услугах, заштатные харчевни гнали его, отказываясь кормить. В конце концов он стал опасаться за свою жизнь - толпа грозился его уничтожить. В окончательном вердикте суда было записано: «Признан виновным по всем 25 пунктам обвинения и осужден на два года тюрьмы и тяжелых работ».

Излишне описывать смертельный ужас тюремных лет, к тому же осенью 1895-го его переводят в Редінгтонської тюрьмы с исключительно строгим режимом, где, по традиции, исполняли смертные приговоры. Оскар был на грани безумия, его жизнь была под угрозой из-за сильных расстройства жизненных функций организма. Выжить удалось чудом. Наконец, в мае 1897 года, срок его заключения истек. Что ждало его впереди? Он нищий, мать умерла от горя, жена сменила фамилию, его лишили родительских прав. Места на родине не было. Немногочисленные друзья помогают ему уехать во Францию под вымышленным именем - своего уже не было. Но память о нем еще жила. На чужбине модные журналы требовали статей и интервью, театры - новых пьес, и Оскар тяжело возвращался к прежней жизни, уделяя время лишь длительным прогулкам и работе над «Балладой Редінгтонської тюрьме». Средств для существования не было.

Жена, вынуждена официально порвать с ним, все-таки отнеслась к нему с жалостью и сочувствием, назначив содержание - 150 фунтов в год, с обязательным условием полного разрыва с Альфредом Дугласом. Нельзя сказать, что последний отнесся к Уайльда с таким же пониманием. Бози (так Оскар называл Альфреда) решил продолжить издевательства с Оскара: забросал его письмами и телеграммами с упреками, капризами, обвинениями и угрозами, передавал знакомыми приветы с намеками определенного значения, требовал немедленной встречи - и она состоялась. Все началось заново. Опять скандалы, душевная боль, снова оплата прихотей любимого... Жена отказывает ему в ренте. Тупик. Его стали посещать мысли о самоубийстве. Последние надежды, которые он возлагал на публикацию «Баллады», тоже не сбылись - никто не решился опубликовать ее. Истощив окончательно Уайльда, Боге бросает его наедине с многочисленными кредиторами и депрессией. Оскар оказывается на улице.

Впрочем, зимой 1898року «Баллада Редінгтонської тюрьмы» все-таки была напечатана под псевдонимом «С.3.3.» (тюремный номер Уайльда) и вызвала сенсацію. ее называют шедевром английской литературы, по стилистике сравнивая с произведениями Софокла, увлекаются актуальностью и зрелостью содержания. Мало того, ее появление вызвало в Англии бурю возмущения жестокостью тюремного режима, что ускорило соответствующую реформу правительства. Но автора это уже не касалось. Солнце английского эстетического дендизма закатилось. ЗО ноября 1900року срок царствования «Короля жизни» закончился - Оскар Уайльд умер. «Принц Парадокс» не справился с парадоксом смерти в неравной борьбе за жизнь.

«Портрет Дориана Грея»

Самым известным произведением писателя, принесшим ему всемирную славу и полно отразил его философские и эстетические взгляды, жизненное кредо и принципы художественного творчества, был роман «Портрет Дориана Грея» (1891).

Это произведение - идеальный пример парадоксальной (перевернутой) фабулы. Влюблен в свою внешность Дориан Грей готов заложить душу дьяволу, чтобы не стареть и оставаться красивым юношей. И происходит необычное, противоестественное, фантастическое: изображен на портрете Дориан Грей физически стареет, его нарисованное лицо покрывается морщинами, его красота погибает, а сам Дориан в жизни остается молодым и красивым. И наступает время, когда Дориан готов уничтожить свой портрет, который является свидетелем его бесчестия и подлости. Он бросается на свое изображение с ножом. Отчаянный крик раздался в большом доме. Слуги, вбежав в комнату хозяина, увидели на стене великолепный портрет молодого Дориана Грея, а на полу с ножом в груди лежал мертвый старик.

«Портрет Дориана Грея» можно считать образцом интеллектуального романа конца XIX века. В этом произведении воплощены самые дорогие для писателя мысли, что определяли образ и стиль его собственной жизни. «Раскрыть себя и утаить художника - этому стремится искусство», - сказано в авторском предисловии к роману.

Известно, как возник замысел романа: однажды в мастерской своего приятеля Уайльд познакомился с натурщиком, который поразил его совершенством своей красоты. «Жаль, - воскликнул писатель, - что такое славное существо должно стареть!» На это художник, согласившись, добавил: «Замечательно было бы, если бы он оставался такой точь-в-точь, как сейчас, а зато чтобы его портрет старел и покрывался морщинами».

Противопоставление искусства и жизни, искусства и морали порождает ряд других противопоставлений, которыми переполнен роман. Все яркое, блестящее, прекрасное связано с искусством; все серое, обыденное - с жизнью. Даже свою невесту Дориан Грей любит до тех пор, пока видит в ней литературную героиню: Джульетту, Офелию, Розалинду, Беатриче, Корделію. Как только Сибил Вейн по-настоящему влюбилась и перестала жить воображаемым жизнью своих героинь на сцене, любви Дориана проходит. Когда трагически ушла из жизни Сибил, Дориан не пролил ни одной слезы, а своему другу признался: «Если бы я прочитал это в книге, я рыдал бы! А вот теперь, когда это произошло в жизни, и произошло со мной, оно выглядит слишком удивительным, чтобы проливать слезы».

В «Портрете Дориана Грея» наиболее полно выражается эстетизм Уайльда. Поступки и высказывания героев романа подчинены тому, чтобы как можно ярче осветить мнения и взгляды писателя.

Не потому ли критики неоднократно отмечали: лорд Генри Уоттон - двойник Уайльда. Действительно, на протяжении всего романа этот герой выражает самые заветные мысли писателя. Перед читателем предстает салонный апостол наслаждения и роскоши, которым был сам автор. Образу Дориана Грея, человека с незаурядным художественным темпераментом, Уайльд убеждает в реальности заложенного в романе конфликта - между искусством и жизнью, искусством и природой, искусством и моралью. Этот конфликт настолько реальный, что, как мы уже знаем, он сбылся в жизни Уайльда.

В то же время главные герои романа - Дориан, лорд Генри, художник Бэзил Голуорд - не являются характерами со всей сложностью и многогранностью реакций на действительность, то есть не являются реалистичными характерами. Сочиняя роман философско-символический, Уайльд вроде устанавливает теоретику - эстетическую схему, в рамках которой и создает образы своих героев. В романе много диалогов, почти на каждой странице ведутся беседы, раскрывающие жизненную философию каждого из героев, а в совокупности - самого автора. Три главные персонажи выражают раВНОе отношение к жизни.

Лорд Генри - воплощение философии наслаждения. Это утонченный эстет, любит красоту и отмежевывается от уродливого, безобраВНОго в жизни. Это стремление не замечать ничего, кроме красоты, делает его не просто равнодушным ко всему прочему, но и циничным. У лорда Генри холодная душа человека, которая не имеет идеалов. Пробуждая в Доріанові желание наслаждаться жизнью за любую цену, он совсем не задумывается над возможными последствиями такого поведения как для самого юноши, так и для других людей.

Художник Бэзил Голуорд - воплощение идеи служения искусству. Он творит красоту, и для него нет ничего выше живопись. Он имеет горячее, отзывчивое, доброе сердце и вкладывает его в каждое свое произведение. Портрет Дориана Грея стал его лучшим творением. Именно поэтому Бэзил Голуорд сначала не хочет выставлять его, потому что это значит открыть свою душу, ее глубинные движения каждому, кто придет посмотреть новую работу. Бэзил увлекается собственным шедевром настолько, что уже не отделяет портрет от живого человека, с которой оно написано. Он обожает Дориана, становится ему другом, чувствует, что стал намного лучше рисовать с того времени, как познакомился с этим юношей. В отличие от Генри и Дориана, для Голуорда этическое и эстетическое неотделимы, как красота и доброта. Собираясь уехать из Лондона на длительное время, Голуорд приходит к Сильным, чтобы удержать его от желания поддаваться соблазнам, предостеречь от такого образа жизни, который требует наслаждений раВНОго рода любой ценой. Голуорд не хочет верить тем неопределенным слухам, что ходят вокруг имени Дориана, но считает своим долгом предупредить друга. Конечно же, он не мог предвидеть, как трагически завершится визит к тому, кто вдохновил его на лучшее полотно. И конец Бэзила неизбежен. Он сжигает себя на алтаре служения искусству. Это человек с предельно развитым эстетическим чувством. И именно в этом причина его трагедии. Художник страдает от того, что чувствует страшный разрыв между идеальным содержанием, которое он вложил в свое творение, и жизнью, которое разбивает его мечты, не дает ему возможности быть счастливым.

Согласившись на ужасный по своей сути опыт, Дориан Грей отдается погоне за наслаждениями, не руководствуясь моральными принципами. Не только собственные недостатки, пороки, нехорошие поступки, но и преступления уродуют душу Дориана. Погибает Сибил. Убийство Бэзила стало еще одним шагом на пути к тому неотвратимого краха, который ждет Дориана Грея. Но ни образ жизни, ни те изменения, что происходят с ним, никак не сказываются на внешности реального Грея. Он остается юным и красивым, а его портрет отражает сущность его развращенной натуры, старения не только тела, но и души.

Символика романа очень сложная. С одной стороны, воспроизводя истину на портрете, а не на лице живого человека, писатель иллюстрирует свой принцип, согласно которому искусство реальнее жизнь и жизнь подражает искусству, а не наоборот. С другой стороны, Уайльд показывает, что ужасные изменения на портрете происходят потому, что герой пренебрег моральные нормы. Первые изменения на портрете появляются тогда, когда Дориан поссорился с Сибил, что привело к ее самоубийству; «Иным стало выражение, что-то жестокое появилось в очертаниях уст». Дальнейшие изменения столь значительны и страшны, что Грей больше не может видеть свой портрет, который становится его строгим судьей. Дориан пытается избавиться от портрета, но уничтожает не свое изображение, а себя самого.

Итак, эстет Оскар Уайльд, провозглашая независимость искусства от морали, в то же время утверждает своим произведением: нельзя безнаказанно нарушать нормы человеческой жизни. Потеря моральных устоев ведет человека к гибели. В этом - гуманистический смысл романа.

«Портрет Дориана Грея» можно толковать по-раВНОму, но не признавать его безусловную неординарность и художественное совершенство - невозможно. Критики, споря с отдельным вопросам относительно художественных позиций Оскара Уайльда, приходят к общему выводу о романе: это произведение новый, сложный и жизнеспособный. Свидетельством этого является долгую жизнь романа, в котором каждое новое поколение читателей находит то, что созвучно данному времени, что волнует душу, обогащает ум, дает наслаждение, ибо творчество великого английского писателя Оскара Уайльда - это настоящее искусство.


Афоризмы Оскара Уайльда

Оскар Уайльд, наверное, знал, что «афоризм - законченная мысль, выраженная сжато и лаконично», но доказывать справедливость этого утверждения в тиши уютных кабинетов не стал. Он рожал и выверял их собственной жизнью, принимая это понятие как декларацию, как некий сгусток тайных мыслей и идей, как заветную религию внутреннего «Я». Список крылатых фраз, которые вышли из-под его пера, занимает приличный объем, отражая далеко не полный перечень того, что вылили его уста, поскольку множество их записанными не были и остались высказываниями лишь в памяти современников. То, что о нем говорили и писали, само собой представляло большой ряд возвышенного восторга: «Отец афоризма и иллюзии парадокса», «Мастер красноречия», «Апологет красоты», «Король жизни», «Покоритель духовных вершин».

1. Художник - это тот, кто создает прекрасное.

2. Раскрыть себя и утаить художника - этому стремится искусство.

3. Критик - это тот, кто может в новой форме или новыми средствами передавать свое впечатление от прекрасного.

4. Высшая, как и низшая, форма критики - один из видов автобиографии.

5. Те, кто в прекрасном находят дурное, - люди испорченные, и при этом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех. Те, кто могут узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны.

Но избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.

6. Ненависть девятнадцатого века к реализму - это злость Калибана, увидевшего себя в зеркале.

Ненависть ДЕВЯТНАДЦАТОГО века к Романтизму - это злость Калибана, который не находит в зеркале своего отражения.

7. Художник не пытается что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины.

8. Художник не моралист. Подобная склонность художника предопределяет непростительную манерность стиля.

9. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.

10. Мысль и слово для художника - средства Искусства.

11. Если говорить о форме, - прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве - искусство актера.

12. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск.

13. В действительности Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрит, а вовсе не жизнь.

14. Если произведения искусства вызывают споры, - значит в нем есть нечто новое, сложное и значительное.

15. Пусть критики расходятся во мнениях, - художник остается верен себе. .

16. Можно простить человеку, который делает нечто полеВНОе, если он этим не увлекается. Тому же, кто создает бесполеВНОе, единственным оправданием является лишь страстная любовь к своему творению.

21. Всякое Искусство полностью безполеВНОе.