ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Данте Алигьери
(1265-1321)

Жизнь и творчество

Более шести веков прошло с того дня, когда прах Данте был заключен в мраморный саркофаг, установленный в Равенне в церкви Сан-Пьер-Маджоре, но образ великого поэта и его творения, его «Комедия», уже в ближайшее поколением названа «божественной», остаются высокими духовными ориентирами человечества. Каждая новая эпоха культуры, принося с собой Другое мировоззрение, другие знания, другие ценности, неизменно обращалась к творчеству Данте как к абсолютному образца и источника духовной силы.

Родился Данте в дворянской семье, которая принадлежала к партии гвельфов, одной из наиболее влиятельных флорентийских политических партий. Она выражала интересы городской буржуазии и ориентировалась на папу. Второй влиятельной партией была партия гибеллинов, которая защищала интересы феодалов и ориентировалась на императора. Поскольку Флоренция в то время была наиболее развитым и богатым городом раздробленной Италии, то именно здесь происходила ожесточенная борьба между буржуазией, которая постепенно набирала силу, и сторонниками феодального общества.

Партия гибеллинов была на стороне императора Священной Римской империи, которого уже несколько столетий выбирали из числа немецких королей. В конце XIII в. флорентийские гвельфы, что окончательно изгнали из города гибеллинов, в свою очередь раскололись на две партии, «Черные» и «Белые», «Белые» отстаивали независимость коммуны от папской курии, а «Черные» были сторонниками папы. Никакой руководящей идеи за этим расколом уже не оказалось. Это была схватка не патриотов и идеологов, а хищников и честолюбцев. Данте яснее, чем кто-либо другой, видел и благородство, и низость политики, осознавал и ее благую необходимость, и ее позорную неправедность. Эта ясность сознания накладывает на его образ и судьбу отчетливый трагический колорит.

В жизни Данте есть два лейтмотива, две основополагающие реальности - политика и литература. До определенного момента никаких сближений, никаких стыков между ними не возникает: Данте-поэт и Данте-общественный деятель - это будто два разных человека, не знакомые друг с другом.

Данте с молодых лет участвовал в политической борьбе на стороне гвельфов, что повлияло на формирование его активной и деятельной натуры. В то же время, обучаясь юриспруденции в Болонском университете, увлекается поэзией Данте. Особое влияние на него осуществляет школа «сладостного нового стиля», основателем которой был преподаватель литературы Болонского университета Гвидо Гвініцеллі. Именно его Данте называл своим учителем и отцом. Лирика школы «сладостного нового стиля» сочетала в себе опыт провансальской рыцарской поэзии с ее утонченным культом служения Даме и традиции сицилийской поэзии, насыщенной размышлениями и философским созерцанием красоты.

Ранние произведения Данте (30 стихотворений, из которых 25 сонетов, 4 канцону и одна станца), объединенные прозаическим текстом, составили сборник под названием «Новая жизнь» (Vita nuova). Произведения этого сборника несут в себе все элементы «сладкого нового стиля» - философичность, риторичность, мистическую символику и изящество формы. Но вместе с тем сборка становится и первым достижением новой Ренесанської литературы - настоящим гимном жизни и любви. Данте не только разбирается в поэзии, но и, будучи человеком твердого характера и сильных страстей, человеком с развитым гражданским сознанием, становится заметной политической фигурой. К власти во Флоренции приходят гвельфы, и в 1300 году Данте избирается одним из семи членов коллегии приоров, которая правила городской коммуной. Однако в условиях обострения общественной борьбы единство гвельфская партии продолжалась недолго.

С помощью папской власти «черные» гвельфы разгромили «белых» и начали над ними расправу. Дом Данте разрушили, а самого его приговорили к сожжению. Спасая жизнь, Данте в 1302 году покидает Флоренцию, до которой так и не сможет больше вернуться. Первые годы изгнания он живет надеждой на поражение «черных», пытается установить связи с гібелінами, но, быстро разочаровавшись в них, провозглашает, что отныне он сам «собой творит партию». Оставаясь сторонником единой Италии, Данте возлагает надежды на германского императора Генриха VII, который вскоре умирает.

В изгнании поэт в полной мере познает, каким горьким бывает чужой хлеб и как тяжело подниматься чужими лестнице».

Флоренция предлагает Данте вернуться в родной город при условии выполнения унизительного обряда покаяния, от чего Данте решительно отказывается. В 1315 году флорентийская сеньория опять приговаривает его к смертной казни, и Данте навсегда теряет надежду на возвращение во Флоренцию, но не прекращает своей общественно-политической деятельности за Италию без войн и без папской власти.

Не прекращает он и литературной деятельности. В его творчестве периода изгнания появляются новые черты, в частности страстный дидактизм. Данте выступает как философ и мыслитель, управляемый желанием учить людей, открывать им мир истины, способствовать своими произведениями нравственному улучшению мира.


«Божественная комедия»


Если бы Данте не написал более ничего, его имя все равно бы навечно вошло в историю мировой литературы. И все же его мировая слава связана в первую очередь с последним произведением - поэмой «Божественная комедия» (1313-1321). В ней Данте собрал воедино весь опыт ума и сердца, художественно переосмыслил основные мотивы и идеи своих предыдущих произведений, чтобы сказать свое слово «на пользу мира, где добро гониме». Цель поэмы, как отмечал сам поэт, «вырвать живущих в этой жизни из состояния рухляди и привести их к состоянию блаженства».

Данте назвал свое произведение «Комедией», объясняя, что так сказывается, согласно нормам средневековой поэтики, любое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке. «Божественной комедией» дантівську поэму назвал Джованни Боккаччо, автор «Декамерону» и первый биограф Данте, в своей книге «Жизнь Данте», выражая свое восхищение художественным совершенством формы и богатством содержания произведения.

Поэма состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Каждая часть (кантика) в свою очередь имеет 33 песни, к которым прилагается вступление, и поэма, таким образом, насчитывает 100 песен. Форма стиха поэмы также определяется числом 3. Дайте здесь канонизирует форму терцина, взяв ее за основу архитектоники «Божественной комедии». Такая структура, с одной стороны, повторяет христианскую модель политического мира, который делится на три сферы - ад - чистилище - рай, а с другой - подчиняется мистической символике числа 3.

Композиционная же структура как нельзя лучше отвечает замыслу поэмы: через распространено в религиоВНОй литературе средневековья видение - путешествие в загробном мире - изобразить путь человека к нравственному совершенствованию. Данте здесь опирается не только на религиозную литературу, но и на опыт Гомера, который отправил Одиссея в царство мертвых, и на наиболее авторитетный для него пример Вергилия, у которого Эней также всходит в Тартар, чтобы увидеться со своим отцом.

В то же время Данте идет значительно дальше своих предшественников. Важнейшей художественной особенностью его произведения является то, что путешественником по потустороннему миру становится сам поэт. Именно он «на полпути земного мира» (то есть где-то в тридцати пятилетнем возрасте), запутавшись в жизненных раВНОгласия, которые он сравнивает с мрачным, суровым и диким лесом, населенным свирепыми хищниками, ищет спасения. На помощь Данте приходит его любимый поэт Вергилий. Он становится проводником Данте и ведет его за собой через ад и чистилище, чтобы далее передать его любимой Беатриче, в озаренном сопровождении которой Данте воВНОсится в рай.


Символика «Божественной комедии»


Характерной чертой поэмы является чрезвычайная смысловая насыщенность. Почти каждый образ в ней имеет несколько значений. Прямой, непосредственный смысл, за которым кроется аллегорический, а тот в свою очередь может быть или чисто аллегорическим, или моральным, или аналогичным (духовным). Так, хищники, переходивших дорогу Данте в диком лесу, это обычные пантера, волчица и лев. В аллегорическом же смысле пантера означает хитрость, притворство, а также и олигархию; лев - пренебрежение, насилие, а также тиранию; волчица - корыстолюбие, а также мирскую власть римской церкви. В то же время все они являются символами страха, смущения, растерянности перед какими-то враждебными силами.

В аллегорическом плане Данте является воплощением души, Вергилий - ума, Беатриче - высшей мудрости. Ад - это символ зла, рай - любви, добра и добродетели, чистилище - переход от одного состояния к другому, высшему, а само путешествие по загробному миру означает путь к спасению.

Сочетание в поэме сугубо средневековой картины мира с ее устоявшимся представлениям о загробной жизни и искупления земных грехов с чрезвычайно откровенным, страстным и эмоционально окрашенным отношением поэта к нарисованных им образов и событий воВНОсит ее на уровень гениального новаторского произведения. Представляя собой грандиозный синтез средневековой культуры, «Божественная комедия» одновременно несет в себе могучий дух новой культуры, нового типа мышления, что предвещает гуманистическую эпоху Ренессанса.

Лицо общественно активная, Данте не довольствуется абстрактным морализированием: он переносит в потусторонний мир своих современников и предшественников, с их радостями и переживаниями, с их политическими предпочтениями, с их действиями и поступками, - и творит над ними строгий и неумолимый суд с позиции мудреца-гуманиста. Он выступает как всесторонне образованный человек, что позволяет ему быть политиком, богословом, моралістом, философом, историком, физиологом, психологом и астрономом. По словам лучшего российского переводчика поэмы Данте М. Л. Лозинского, «Божественная комедия» - это книга о Вселенной и в такой же степени книга о самом поэте, которая навсегда останется в веках как вечно живой образец гениального творения.