ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

«Песнь песней» Шолом-Алейхема - лирический и символический роман о любви

Рассуждая о свои произведения, Шолом-Алейхем писал, что воспринимает слово «роман» и как художественное произведение, и как историю любви. В «Песне песней», как в одном из других произведений писателя, переданное это понимание романа, ведь это рассказ о колдовстве, тайну зарождения любви и о его потере. Роман Шолом-Алейхема напоминает поэму о любви, богатую метафорами и символами. Каждая глава похожа на строфу лирического стихотворения. «Юношеский роман» Шолом-Алейхема лирический, полный светлой грусти, улыбки, обаяния.

Перед нами - начало юной жизни, когда самые волшебные мечты могут осуществиться - и уже осуществляются в любви Шимека и Буге. Но законы мира не совпадают с внутренними законами человека, и мечтатель Шимек оказывается слишком слабым, чтобы противостоять им. Отец Шимека считает, что сын его предал заветы древности, но сам юноша понимает, что трагедия его жизни заключается в том, что он не смог удержать любовь, которая еще только зарождалось, не освободил свою царевну.

Произведение Шолом-Алейхема имеет подзаголовок «юношеский роман», ведь тема юношества, воплощенная в этом романе, волновала писателя на протяжении всего его творческого пути. В «Песни песней» Шолом-Алейхем прослеживает судьбу своих главных героев от их детских волшебных игр и сказок, когда чувство любовь только зарождается, к взрослой жизни, прощание с детством. В финале Шолом-Алейхем называет свое произведение «истинным, скорбным романом»: любовь-очарование - то только последний солнечный луч детства, по сравнению с которым вся жизнь - призахідні сумерки.

Следовательно, произведение Шолом-Алейхема - это роман о романе: лирический роман о трагическом роман, о несбыточном любви. В детстве Шимек и Бузя были хозяевами своего мира: «наш дом - дворец. Я - принц. Бузя - принцесса... это наше небо, наш ветерок, наши птички - все наше, наше, наше!». Они были соединены в нем, как влюбленные Соломон и Суламіт в библейской «Песне песней». Но Бузя уже в детстве столкнулась с жестокостью мира: отец ее утонул, а мать бросила ее.

Шимек чувствует враждебность мира, когда детство уже в прошлом, а любовь потерянное: «наш двор уже не виноградник Царя Соломона, что в «Песне песней». Бревна и доски... уже не кедры и буки... Гора, что за синагогой, уже не гора Ливанська... Куда делся мой юный, свежий, ясный и светлый мир, мой мир из «Песни песней»?». Окружающий мир потерял свое метафорическое, символическое звучание.

Повествование ведется от первого лица, и благодаря особенностям повествования - обращением к читателю и повторам - читатель становится слушателем, почти собеседником автора. Рассказчик время от времени возвращает нас к началу романа, который был для него началом, источником и прекрасной мечты, и невтоленної печали,- ведь «начало, найпечальніший начало, лучший за радостный конец».

Символика и поэтический язык делают роман похожим на лирическое стихотворение: среди сказочных владений Шимека «великий луг, который тянется бесконечно, зеленым ковром укрыт, желтыми покрытый ромашками, красными цветочками украшен».

Роман проникнут не только символикой библейской «Песни песней», но и фольклорными, авторскими символами: это образы сказок из «Тысячи и одной ночи», которые Шимек рассказывает Буге (истории о царевне, страну карликов, полет над облаками), огоньки праздничных свечей и пасхальные молитвы, символы западного солнца, волшебной горки. Образ солнца, как и библейский образ Суламиты, связанный с героиней романа: «Тучка мелькнула по ее прекрасному личику. И мне кажется, будто солнце внезапно спряталось...Бузя перестала плакать, и уже ожило. Солнце сияло, как и раньше». Образ Буге, как солнце, освещает жизнь лирического героя, Шимека, но девушка, словно солнце, уходит за горизонты: в последней части романа Шимек остается сам и может только вспоминать о свою нежную Суламіт.

Мечта об идеальной любви остается нереализованной, но в финале рассказчик снова возвращается к началу своего романа и своей жизни - ведь «начало, найпечальніше начало, лучше радостный конец». Какие радости и печали не принесет дальнейшая судьба герою романа, его волшебная детская сказка останется в его памяти.

Лирический роман Шолом-Алейхема - один из самых поэтичных произведений еврейской литературы. «Песня над песнями» написана прозой, но язык и образы уподобляют произведение к прекрасной песни о любви.