Лиризм прозы и поэзии Ивана Бунина
Способность автора раскрывать свой внутренний мир, эмоциональное состояние в зависимости от тех или иных событий или явлений жизни, называют лиризмом. В этом смысле творчество И. О. Бунина удивительно лирическая. Это не удивительно, когда речь идет о поезію.Лірика и возникла, и существует по необходимости раскрыть свой внутренний мир. Но в прозе обычно сосредотачивают внимание на событиях, размышляют над ними, и мысль, а не эмоции, ведет читателя в прозе. Бунин ломает традицию. Его произведения возбуждают в первую очередь чувства. У читателя возникает впечатление, будто он - немой и незримый свидетель событий, конфликтов, которые нуждаются в его, читачевої, эмоциональной оценки.
Как и в лирике, в прозе Бунина тем немного: жизнь и смерть, любовь, природа. И в раскрытии этих тем автор очень откровенный и чувственный. Природа возбуждает в лирического героя произведений Бунина не просто переживание красоты, она дает толчок для развития его внутреннего мира. Например, в рассказе «Антоновские яблоки» автор изображает картину упадка дворянского имения, который для автора символизирует целую эпоху в жизни его родины. Автор понимает, что прогресс неизбежно ведет к упадку дворянской культуры. Но тоска, грусть, которые охватывают его героя,- это не чувство, которое вызывает потеря чего-то конкретного, это философский грусть от текучести времени, от неизбежности старения и умирания всего прекрасного и, вместе с тем, надежду, что жизнь бессмертно. Бунин создает именно чувственные картины. Читатель не только видит цвета осеннего сада, слышит шум падения листьев, но и чувствует запах антоновских яблок. Все это рождает в душе читателя тот же грусть, ту же печаль и те же чаяния, что и у лирического героя.
У Бунина была своя философия любви. Это чувство он воспринимал как прекрасный момент, что ведет к трагическому финалу. Именно так трактуется любви в лирическом цикле новелл «Темные аллеи». Само название цикла создает поэтический образ, который раскрывается в течение всего цикла. Любовь - это темные аллеи, где много неожиданного, таинственного, что не поддается толкованию. Оно может изменить всю жизнь, может его наполнить, иногда только в конце жизни человек понимает, что выпало ей на долю настоящая любовь, но она им пренебрегла. Именно так произошло с героем новеллы, которая дала название всему циклу. Новелла начинается описанием осенней дороги, по которой едет немолодой, уставший жизнью уважаемый человек. На одной станции он останавливается, чтобы сменить лошадей. У хозяйки постоялого двора он узнает девушку, которую когда-то любил. Жизнь героя сложилась внешне удачно, но старость он встречает внутренне опустошенным: жена изменила ему, не оправдал надежд и сын. Надежда, хозяйка постоялого двора, на всю жизнь сохранила верность юношеском любви. Новая встреча героев раскрывает их отношение к любви и своей жизни. Героиня верна любви, но никогда не сможет простить предательства. Герой только теперь осознал, что за всю жизнь он любил только один раз - ее, Надежду. Но это осознание приходит слишком поздно, когда ничего исправить нельзя.
Эта новелла по своему строению напоминает сюжет баллады о двух влюбленных, которым не суждено было счастье, которые поздно поняли, что такое настоящая любовь, которые не могут простить друг друга. Читатель чувствует эту поэтическую структуру, отраженную даже в описаниях природы, которая будто сочувствует героям. В финале новеллы читателя охватывают чувства, которые, видимо, переживает и герой: обиду на героя за его неспособность достичь любви, грусть, что не сложилось счастье.
Лиризм прозы Бунина заключается и в создании особой атмосферы, которая рождает любовь, молодость. В рассказе «Легкое дыхание» именно эта атмосфера становится предметом исследования автора. Героиня Оля и связанных с ними воспринимается читателями как воплощение юной женственности, жажды жизни, любви, которая делает человека счастливым, дает ощущение той самой «легкости дыхания». Бунин показывает, что все это мало совместимо с реальной жизнью. После смерти Оли ее классная наставница, которая живет больше мечтами, чем реальностью, ходит на ее могилу, чтобы почувствовать этот «легкое дыхание», которого ей так не хватает в жизни.
В поэзии и прозе Бунин проявил себя тонким лириком, который передает широкую палитру человеческих переживаний, чувств, воспроизводит в образах тончайшие эмоции своих героев.
|
|