Артюр Рембо
(1854-1891)
Жизнь и творчество
Жан Никола Артюр родился в 1854 году в небольшом городке на северо-востоке Франции в Шарлевілі и прожил короткую жизнь - всего тридцать семь лет. Однако Рембо-поэт умер задолго до официальной даты своей смерти: последний из известных его произведений - «Пора в аду» - был завершен летом 1873 года, когда поэту было всего девятнадцать. То есть эта гениально одаренный человек смог прожить еще почти два десятилетия, навсегда исключив поэзию из своей жизни.
В Шарлевілі Рембо получил школьное образование. Мать прививала детям благотворительность, любовь к Богу, а отец учил их умеренности и бережливости. С детства Артюр подарил родителям нешуточные надежды: был богобоязненным, послушным. Блестяще учился. Его способности всех поражали. Учитель Жорж Ізамбар поддерживал первые попытки юного поэта. С шести-семи лет он начал писать прозой, а потом стихами. Уже подростком Артюр поражал своих учителей не только чрезвычайными успехами в учебе, но и феноменальной зрелостью ума. В пятнадцать лет он написал стихотворение «Сенсация», опубликован без ведома автора в одном из парижских журналов в начале 1869 г. В августе 1870 года Рембо оставил Шарлевиль, добрался до Парижа, а затем отправился в Бельгию, где пытался заняться журналистикой. С помощью полиции мать вернула несовершеннолетнего сына домой. Находясь в постоянном поиске чего-то, Рэмбо пытается беспрестанно передвигаться. Постоянное обновление пафосу его поэтического мышления.
В судьбе этого поэта отразились переломные моменты современной истории Франции. События Парижской Коммуны помогли бунтареві «вырвать корни», уйти из прошлого, из буржуаВНОго Шарлевіля. Первый протест поэта был романтическим, романтизм вдохновлял и его лирику. Начинал Рэмбо с ученической преданности тогдашним авторитетам: В. Гюго, поэтам «Парнаса», ПИ. Бодлеру - то есть французским романтикам. Показательным для начала творчества Рембо есть большое стихотворение «Кузнец». Все в нем напоминает поэзию Гюго: исторический сюжет времен Великой французской революции, эпический содержание и эпическая форма, республиканская идея и монументальный стиль.
К осени 1870 года Рембо создал более десяти стихотворений, в которых наиболее ощутима зависимость от романтической традиции. Почти все они написаны александрийским стихом, который воплощал устоявшиеся нормы «правильного» французского стихосложения. При переходе к следующей фазе творчества тон и стиль поэзии Рембо почти не меняются. Патетика уступает место сарказму - от восхищения прошлым поэт переходит к описанию сегодняшнего дня. Образы величественные и возвышенные меняются образами никчемными и карикатурными. Появляются жесткие, резкие, вызывающие интонации.
В первый период творчества художника (до 1871 года) ориентируясь на В. Гюго и Ш. Бодлера, начал писать стихи, обличавшие ничтожность мещанства («Заседатели»), Вторую империю («Неистовство кесаря»), лицемерие служителей церкви («Наказание Тартюфа»). Рэмбо увлекается революционными идеями, которые привели к краху монархии. В те Времена свои надежды на переустройство общества он связывал с республикой.
В 1871 году, узнав о провозглашении Коммуны, Рембо бросает лицей и, добравшись до Парижа, участвует в революционных событиях. По воспоминаниям современников, поэт непосредственно принимал участие в жизни коммунаров, был даже некоторое время в национальной гвардии. Строго-ритмический «Свободный гимн Парижа», трогательный образ девушки-комунарки в стихотворении «Руки Жанны-Мари» - яркие свидетельства его настроений. Но позже, после разгрома Коммуны, отчаявшись в социальной борьбе, А. Рэмбо в письме к другу от 10 июля 1871 г. просит уничтожить свои произведения о коммунаров.
Осваивая опыт романтизма, Рэмбо за короткое время как бы повторил в собственном творческом пути этапы развития этого литературного направления. Каждый шаг поэтического рост поэта был обозначен странным на первый взгляд желанием - избавиться от того, что им самим уже создано.
Этапы пути Рембо-поэта измеряются иногда несколькими стихами. Поэзия Бодлера имела влияние на романтические произведения Рембо. «Цветы зла» упоминаются во время чтения его сонета «Венера Анадіомена». Этот сонет уже является новым этапом в развитии его эстетики. Поэт будто искореняет «литературное» представление о красоте. Воплощение любви (женщина) и символ любви (Венера) унижаются до карикатурного образа проститутки. Рэмбо покушается и на именно любовь, приближаясь к сплошного неверия.
Франко-прусская война набирала обороты, и свое шестнадцати летие поэт встречает стихами о войне. Это, в частности, сонет «Спящий в логе». Но, в отличие от традиционных сонетов, для которых считались обязательными сдержанность и строгость в отборе тем и тропов, сонет Рембо характеризуется жестоким, саркастическим тоном, стремительным ритмом, приближенным к разговорной поэтическим речью, лексичною свободой, использованием «прозаїзмів» и резкими изменениями стиля. Это почти гротескное сочетание сонетної формы и «земного» сатирического сюжета, полного анархического вызова. Сонет «Моя циганерія» - настоящий гимн богеме, человеку, которая оторвалась от общества и осталась наедине с небом и звездами. В стихотворении «Заседатели» торжествует заложена в «людях-функциях» тенденция к одревеснению, окаменелости. Исчезает любой намек на жизнь и действие. Человека вытесняет функция, а затем функцию заменяет ее внешняя оболочка, предметная характеристика. Так создается сатирический образ «человека-стула».
К периоду Коммуны - новой фазы в творчестве Рембо - принадлежат лишь четыре-пять стихотворений, но это действительно новая эпоха в развитии поэта. Все эти стихи поражают мудростью и глубиной, несмотря на то, что Рембо едва-едва исполнилось шестнадцать лет! Только он насмехался над бедными, измывался из женщин - и казалось, что нигилизм поэта не знает границ, - а теперь создает настоящий гимн женщине-работнице - «Руки Жанны-Мари» - символ, подобный «Свободы на баррикадах» Делакруа. Вдруг исчезают цинизм, напускная грубость.
Таким образом, поражение Парижской Коммуны, победа версальців осознаются поэтом как глубочайшая трагедия. Стихи, написанные Рембо в дни Коммуны, показывают, какое значение она для него мала.
Поражение восстания означала для Рембо победу «Заседателей» - «тех, кто сидит».
После гибели Коммуны Рембо все свои надежды возлагает лишь на искусство. Он прекращает обучение, несмотря на впечатляющие успехи, и вообще избегает каких-либо постоянной деятельности.
Писатель ищет иного пути в поэзии, которая, по его мнению, должно стать пророчицей и ясновидящей. В письме 1871 г. в своего школьного учителя Жоржа Ізамбара Рэмбо утверждает, что поэт - прорицатель и провидец - должен быть Прометеем, идти впереди человечества. В августе 1871 года, вернувшись к Шарлевіля, он посылает свои стихи Полю Верлену. Парень из провинциального городка очаровал своими строками известного поэта, и тот приглашает его к себе. Знакомство перерастает в дружбу. Верлен и Рембо отправляются из Парижа на поиски новых впечатлений в Бельгию, а затем в Лондон. Целый год они путешествовали вместе по Европе. Во второй период кратковременной творчества (с начала 1871 до начала 1872 года) поэзия Рембо приобретает трагическое звучание. Выделяется стихотворение «Пьяный корабль», Стефан Цвейг назвал «фантасмагорическим сновидением, бунтом красок, причудливой симфонией лихоманячих слов». Корабль сбился с курса и потерял управление, символически отражает творческие и жизненные поиски Рэмбо.
В символістському сонете «Голосівки» декларировались новые принципы искусства: преобразование слова на символ, внимание к смысловой окраски звуков, большое значение ощущений в восприятии мира и отражении духовной жизни человека.
В феврале 1872 года Рембо возвращается домой, но уже в мае снова едет в Париж. Затем совершает несколько поездок в Бельгию, Англию, опять во Францию и затем возвращается в Бельгию. В июле 1873 года Верлен во время очередного ожесточенного спора двух поэтов стреляет в Рембо,ранит его, а сам попадает в тюрьму. В начале 1874 года Рэмбо находится в Англии, затем в Германии, Италии; некоторое время живет в Шарлевілі, откуда уезжает в Австрии и Голландии. Эта бесконечная «путешествие» тянется вплоть до 1880 года, когда поэт окончательно покидает Европу. Это десятилетие нищеты, случайных заработков, странных экспериментов. Тринадцатого мая 1871 года он пишет письмо, в котором заявляет о своем намерении создавать новую поэзию: «Я хочу быть поэтом, и я пытаюсь превратиться в ясновидца... Речь идет о том, чтобы достичь неизвестного путем расстройства всех чувств...». Стремление к «ясновидения» прямо связывается Рэмбо с бунтом, а «расстройство чувств» противопоставляется «нормальном» социальному бытию.
В третий период творчества (1872-1873) Рембо пишет цикл «Озарения», который показал рождения необычной формы стиха, что можно назвать стихотворением в прозе, и ритмизованной прозой. Очаровательной красотой веет от загадочных картин, навеянных лихорадочной свободной фантазией поэта. Главное в «Озарениях» - фиксация личных настроений и ощущений, независимо от того, что их вызвало: «Есть в лесу птица, его пение задерживает вас и заставляет краснеть. Есть часы, который не звонит. Есть выбоина с гнездом белых зверушек. Есть собор, который загорится, и озеро, которое поднимается. Есть маленькая тележка, что, заброшенный в роще или же разукрашенный лента мы, катится по тропинке. Есть труппа маленьких актеров в костюмах, которые появляются на дороге перед стеной леса. Есть, наконец, и такие, что тебя прогоняют, когда ты жаждущий и голодный».
Артюр Рембо имел непостоянную и капризную натуру. Как в творчестве, так и в жизни он искал разных путей, иногда совершенно противоположных. Среди современников пользовался славой «скандального» поэта, который, по словам П. Верлена, «любил так же страстно, как и ненавидел». Криком души, криком человека, который уже не рассчитывает на чью-то помощь и все же зовет во Вселенной кого-то неизвестного, стала книга «Сезон в аду» (1873), единственная коллекция, изданная при жизни поэта. Но небольшой тираж (500 экземпляров) писатель не мог оплатить, и тюк книг так и остался на складе. Его нашли случайно через несколько десятков лет, до того существовала легенда, будто Рембо сам уничтожил весь тираж. Разрыв с Верденом, отсутствие средств, духовная неустроенность привели к острой творческого кризиса. В последних произведениях поэта чувствуется боль и отчаяние одинокой души, обреченной на бесполезную мольбу:
«Приходите все, даже маленькие дети, чтобы я смог утешить вас, раздать вам свое сердце, прекрасное сердце! Придите, бедолаги, рабочие! Я не хочу молитв, хватит мне вашего доверия, она даст мне счастье».
«Пьяный корабль» судьбы Рембо окончательно сбился с курса. Поэт ищет забвения в алкоголе, наркотиках, бурных страстях. Но это не утолило «боли жгучих противоречий», и Рэмбо решил изменить свою жизнь. После того, как ему исполнилось двадцать лет, он не написал ни одной поэтической строки. Отказавшись от искусства, бродил по Англии, Германии, Бельгии, торговал всевозможными мелочами на европейских базарах, нанимался косить траву в голландских деревнях, был даже солдатом голландских колониальных войск на Суматре. Побывал в Египте, на Капри, в Занзибаре. Рэмбо изучал язык негров Сомали, осваивал земли Африки, где не ступала нога цивилизованного человека, помогал императору Абиссинии готовить войну против Италии. В последние годы работал в торговой фирме «Віанне, Барде и К°», которая продавала кофе, слоновые бивни, кожу.
По-раВНОму трактуют исследователи разрыв А. Рембо с поэзией. Французский писатель А. Камю видел в этом «самоубийстве духа», а австрийский прозаик С. Цвейг - «оскорбление искусства, пренебрежение им». Существует версия, что поэт бежал из Парижа, чтобы найти себя в другом, чтобы утвердиться, но потом все же вернуться независимым и свободным, избавившись от «пьяного сна». В некоторых современных исследованиях утверждается мысль о том, что поэт подошел в своих экспериментах со словом до крайнего предела и, заглянув за нее, увидел лишь пустоту, он пытался еще писать, но уже не мог найти смысл поэтического творчества. Однако загадка поэзии Рембо и до сих пор не разгадана. Таинственным является не только его отход от искусства, а прежде всего то, что он успел написать за короткий период, который становится целой эпохой в мировой литературе.
Тридцати семи лет, уставшим, но еще полным сил, вернулся Артюр Рембо во Францию. Неизвестно как сложилась бы его дальнейшая судьба, и в 1891 году у него возникла опухоль правого колена, которая оказалась саркомой - следствие сифилиса. 10 ноября того же года он умер в марсельской больнице.
После смерти к поэту пришла всемирная слава. Его имя стало символом мирового поэтического авангарда. Без ясновидения Рембо не было бы великой поэтической революции Г. Аполлинера, французских сюрреалистов, других поэтов. Его творчество привлекало внимание и украинских поэтов. Значительный интерес к ней проявляли Юрий Клен и Василий Бобринский. Его поэзии также переводили М. Терещенко, Г. Кочур, М. Лукаш, Д. Павлычко, В. Стус, В. Ткаченко, М. Москаленко и др.
В голубые вечера стежками пойду я;
Колоть стерня, траву начну топтать:
Почувствует свежесть пиль тогда нога моя,
Я ветра голову позволю овівати.
«Ощущение» - это одно из первых стихотворений поэта, и уже в нем вы явились такие сквозные темы творчества, как блуждание по миру, стремление к неограниченной свободе.
В сонете «Голосівки» Рэмбо предлагает новый принцип формирования образа, который строится на свободной ассоциации между звуком и цветом, зрительных впечатлениях. В «Голоеівках» «поэт-ясновидец» все подчиняет своем сознании и способен видеть природу и мироздание лишенными объективных закономерностей; причинно-следственных связей. Как и большинство стихов Рембо, «Голосівки» имеют множество трактовок. Например, одно из них предлагает рассматривать стихотворение как символическую картину человеческого бытия: от темноты (черный цвет) света (белый цвет Е), через бурные страсти (красные и цвет И) и к мудрости (зеленый цвет) и познания тайны Вселенной (синий цвет А). Важную роль в «Голоеівках» играет принцип контрастности: черное - белое, смерть - жизнь; безобраВНОе - пре красное, мимолетное - случайное. Рембо использует форму сонета, который традиционно состоит из тезиса, антитезиса и их синтеза, то есть в самой его строении заложено противоречие, и это позволяет рассматривать «Голосівки» как образец символистского поиска «соответствий» между различными началами жизни, как панорамную картину Вселенной. Уподобление гласного звука цвета означало пренебрежение словом как смысловой единицей, как носителем определенного значения. Звук, изолированный от смыслового контекста, приобретает функцию «внушение», прямого воздействия на чувства, «внушаемости», с помощью чего и оказывается «нэпе дом». Такую литературную технику предвещал уже принцип Верлена «музыка прежде всего» (который, несомненно, напрямую повлиял на Рэмбо), но верленівський импрессионизм хранил как образ данной души, так и конкретный природный образ, а в Рэмбо непізнаванним становится все простое и ощутимое. «Голосівки» поражают своей динамикой, раВНОобразием образе н и чувств, изменениями интонаций, что помогает автору открыть многогранный мир человеческих ощущений, впечатлений, ассоциаций. Эксперименты А. Рэмбо продолжили следующие поколения символистов, ища таинственный смысл в области звуков и удивительных образов.
Стихотворение «Пьяный корабль», написанный поэтом в 15-летнем возрасте, - пер вый произведение, созданное согласно с традициями «объективной поэзии». Это один из самых динамичных, найекспресивніших произведений мировой литературы. В стихотворении говорится о корабль, потерявший управление и носиться в безграничном океане, ища спасение, счастье, любовь, красоту. По своему содержанию стихотворение является универсальным. Некоторые исследователи увидели в нем отражение бунта против утилитаризма, другие - произведение, в котором поэт прогнозирует свое будущее, кто-то проводил аналогии с событиями Парижской Коммуны и т. п. Словно человек, потерявший жизненные ориентиры, отчаялась, устала искать смысл бытия, «пьяный корабль» без руля и без ветрил, без капитана и моряков затерялся среди волн безграничного океана, ему угрожают рифы, скалы, он неизбежно столкнется с ними и, разбитый, погибнет, так и не увидев родного берега, который исчез за горизонтом давно и навсегда.
Итак, в стихотворении «Пьяный корабль» лирическое «я» - это «я» корабля, который, став свободным от руля и экипажа, странствует по безграничным просторам океана, бросая вызов стихиям:
Когда шумного я сбылся экипажа,
По воле год я мчался, куда я только желал.
Именно ощущение этого опьяневшего от неограниченной свободы, незабываемых впечатлений и чувств корабля («крайне терпкая любовь меня пьянила в море») передаются автором. Рэмбо находит яркие, свежие слова для создания неожиданных образов, фантастических морских пейзажей, использует своеобразную, непоетичну лексику, смело употребляет просторечия.
«Пьяный корабль» - это символ освобождения от обычной жизни и устоявшегося видения мира. В то же время этот образ символизирует собой бунтарскую и беспокойная душа поэта, стремящегося увольнения, рвется на поиски новых впечатлений и открытий, хочет жить по принципам нового сознания.
Возникают также ассоциации с бродячим жизнью самого Артюра Рембо - неутомимого скитальца миром, что желал познавать никогда и никем не познанное. Интересно, что на время написания «Пьяного корабля» Рембо еще не видел моря. Богатство и выразительность образов, многомерность символики, правдивость и естественность картин свидетельствуют о том, что пророческие эксперименты Рембо были небезосновательны.
Я видел, как шумят топи и верші,
Где в камышах гниет морской Левиафан,
Как падают в штиль первые гигантские волны,
Как даль врезается в бездонный океан.
Я созерцал солнце в пострахах мистических,
Что зблисло сгустками фиалковых луч.
Валы злые, словно актеры античных драм,
Віконничний свой дрожь катили вдаль...
Однако в финале стихотворения «пьяный корабль» предстает усталым и обессиленным от бурного и жестокого жизни, одиноким, отвергнутым и забытым всеми.
В бухтах спутанный весь морскими травами,
Я шквалом брошен, где и птицы не найти,
Откуда ни монитор, ни парусник не поднимет.
Разбит мой каркас, опьяневший от воды...
(Перевод М. Терещенко)
Он больше не может вернуться к своим безумных странствий и живет лишь воспоминаниями, однако ни о чем не жалеет и знает, что никогда бы не мог вернуться к прежнему спокойному и общепринятого существования.
Но вряд ли такая судьба выглядит жалкой, ведь пьянка миг свободы иногда дороже целую вечность в рабской покорности и в плену общепринятых обычаев. И «корабль» Артюра Рембо имеет право гордиться своим коротким триумфом.
«Подстановка», которая состоялась в «Пьяном корабле», ознаменовала формирование новой поэтической системы, основанной на символическом отражении действительности.
Вслед за «Пьяным кораблем» появился ряд стихотворений, написанных летом 1872 года во время скитаний поэта. Это последние стихи Рембо, и они опять-таки составляют особый этап его творчества. Поэт стал «ясновидящим». Образ общества почти совсем исчезает из его произведений. Может показаться, что последние поэзии Рембо - это будто странствующие зарисовки, сделанные очень наблюдательным поэтом во время его скитаний. Вот Брюссель, в котором так часто бывал Рембо; вот путешественник, устав, пьет («Слеза»), вот он рассказывает о своих мыслях («Добрые мысли утром»), о «юное супругов», возможно, стрінути по дороге («Мишель и Кристина»). Впрочем, в «Последних стихах» Рэмбо совершенно реальные, конкретные впечатления абстрагируются до уровня символа, который означает то ли «пейзаж души», то пейзаж Вселенной.
Вызревание прозаїчності в последних произведениях поэта делало предполагаемым то роковое освобождение от самого искусства, которым завершился путь Рембо. «Озарения» (1872-1873, опубл. в 1886 году) - так называется созданный в период «ясновидения» цикл «стихотворений в прозе».
|
|