Поль Верлен
(1844-1896)
Жизнь и творчество
Поль Верлен, сын французского офицера невысоких чинов, родился в Меце. В раннем детстве кочевал с отцом и матерью по разным гарнизонам. В 1851 г. отец вышел в отставку (возможно, в связи с узурпаторством Наполеона III) и семья поселилась в Па-рыжик. Верлена отдали в пансион, он посещал классы лицея Бонапарта (переименованного в лицей Кондорсе). В 1862р. среднее образование было закончено, Верлен получил звание бакалавра и записался на лекции в училище правоведения, но занимался там только два или три семестра. Далее он пошел на службу - сначала в страховое общество, затем в одну из парижских мэрий, а затем перешел в городскую управу, где работал до лета 1871 г.
Отец его умер в конце 1865 г., сильно подорвав неудачными коммерческими предприятиями имущественное положение семьи (мать Верлена имела значительный материальный достаток, что доходил сначала до 400 тысяч франков, около 150 тысяч рублей золотом, но до дня ее смерти в 1886 г. в ней уже не оставалось ничего).
В 1869 г. Верлен познакомился с Матильдой Моте и осенью 1870 г., в первые недели франко-прусской войны, женился на ней. Семейная жизнь вскоре осложнилось. Очевидное несоответствие интеллектуального и культурного уровня не дала возможности мужу и жене стать друзьями. Кроме того, Верлен уже тогда был обычным потребителем алкоголя, и это повлекло ряд семейных конфликтов.
В дни Коммуны Верлен не оставил, как многие другие чиновники, своей должности в городской управе и, таким образом, стал «комунаром». Впрочем, а многими деятелями Коммуны, в том числе с будущим ее грозным прокурором Раулем Риго, он был знаком еще в студенческие годы, встречаясь на лекциях и в кабаках, а с Ксавье Рікаром дружил. После ликвидации Коммуны Верлен, опасаясь репрессий, оставил службу и Париж и жил, притаившись, в семье тестя.
К этому времени относится его знакомство и дружба с Артюром Рембо, которая привела к катастрофе. Рэмбо, тогда еще семнадцатилетний юноша, который уже определился как зрелый и замечательный поэт, после нескольких неудачных побегов из родного дома (его семья жила в Шарлевілі) в Париж, прислал Верленові, единственному, кого он «признавал» из современных ему поэтов, свои стихи и просил у него гостеприимства. Верлен от стихов был в восторге и открыл перед юным поэтом двери своего дома. Рэмбо поселился у Верлена. Это внесло новый разлад в семейную жизнь последнего. Рэмбо отличался тяжелым характером, был груб и лихорадочный; Верлен же нашел в нем ту родную душу и то понимание, которых ему не хватало. Друзья проводили время в бесконечных прогулках, беседах, попойках, в результате чего отношения Верлена с женой разладились вконец.
Верлен и Рембо отправились в Бельгию (летом 1872 г.), затем в Лондон, где прожили до весны. Верлен часто встречался с эмигрантами-коммунарами, что жили в Англии.
Далее осложнились отношения с Рембо, который решил расстаться с Верленом. Тот, находясь в истерическом состоянии, умолял друга остаться с ним, но после категорического отказа сделал два выстрела и легко ранил его в руку. За второй попыткой вытащить оружие Рэмбо позвал на помощь. Полиция задержала Верлена, найдя при нем оружие. Верлена предали суду по обвинению в покушении на убийство и приговорили к двухлетнему заключению.
Отбыв наказание, он вернулся во Францию, некоторое время жил в деревне у родственников, потом уехал в Англию, где провел два года, занимаясь преподаванием французского языка в разных школах. Его жена за это время успела получить развод и навсегда разлучила его с сыном, который родился в первый год их брака.
Верлен страстно тосковал за ребенком, и это было одной из причин нового перелома в его жизни. Среди его учеников был Люсьен Летінуа, сын фермера. Верлен горячо привязался к юноше, будто видя в нем потерянного сына, и, когда Люсьен закончил колледж и должен был уехать на родину, Верлен решил не расставаться с ним и стать фермером. Крестьянина из Верлена не получилось. Физически слабый, лишенный настойчивости, он вел дело спустя рукава, отдавая предпочтение прогулкам и беседам с Люсьеном и писанию стихов.
В конце концов Верлен бросил ферму и уехал с Люсьеном в Лондон. Осенью 1881 г. друзья попали в Париж, где Верлен возобновил литературные знакомства и быстро стал приобретать популярность. Вскоре, отбывая воинскую повинность, Люсьен заболел тифом и умер, Верлена поглотило безутішне горе.
Несколько лет Верлен жил в Париже, ведя серое и необеспеченное существование, безуспешно пытался снова устроиться на службу и потом внезапно снова решил «сесть на землю». Снова был куплен клочок земли, и Верлен поселился вместе с матерью в селе. Дела шли плохо. Верлен много пил, отношения с матерью стали портиться, и однажды разыгралась тяжелая сцена, во время которой Верлен грубо обошелся с матерью, за что попал под суд и сел на месяц в тюрьму.
Из тюрьмы он вернулся в Париж, и начался последний период его жизни - период бродяжничества, пьянства, попрошайничество (вскоре умерла его мать, и последняя опора его исчезла).
Верлен становится «богемой» в полном смысле этого слова, завсегдатаем кабаков, водит компанию со всяким сбродом, живет на чердаках и в подвалах и весь свой, уже немалый, хотя нерегулярный заработок тратит на алкоголь.
А слава его приобретает уже несомненные очертания. В 1894 г. умер Леконт де Лиль. Журнал «La plume» предложил поэтам избрать ему «наследника», «короля поэтов». Поэты откликнулись, и большинство голосов получил Верлен (77 против 38, поданных за Эредиа). Но «корону» ему пришлось носить недолго. Уже давно болен артритом, он умер 8 января 1896 г. Похороны взял на себя правительство, и в речах, произнесенных над его могилой, его уже называли великим.
Литературное наследие Верлена довольно большая: 30 книг стихов и прозы, сведены в шесть объемистых - по 400-500 страниц - томов полного собрания сочинений.
Литературная стоимость этих книг далеко не равноценная. Прежде всего проза Верлена имеет только историко-литературное и биографическое значение. Его «Исповедь», «Мои тюрьмы», «Мои госпитале» является ценным, хотя не бесспорным, биографическим источником. Его «Записки вдовца» представляют собой сборник фельетонов на разные темы, зарисовок, размышлений о случайные предметы - вроде хвалебное слово искусственным цветам и т. д. Это тоже интересно, это добавляет штрихи к образу Верлена, это в чем-то обогащает наши знания (например, статья о сборника «Современный Парнас», что дает почувствовать литературный «дух» эпохи), но все это - для историка или литературы, для литературного гурмана. Но несколько книг - драгоценное достояние мировой поэзии, первоклассные достижения гениального мастера, не только прекрасные сами по себе, но продолжают влиять на нас и сейчас. Гениальность Верлена в том, что ему было дано увидеть и почувствовать мир по-новому - так, как стали видеть и чувствовать его последующие поколения поэтов, вплоть до наших дней.
Это интересно!
Можно сказать, что он взглянул на мир глазами Каспара Гаузера. Каспар Гаузер... Мало кто сейчас знает о нем. У1828 г. на улицах Нюрнберга появился Щ И! мальчик лет шестнадцати; он плохо говорил; он плохо ориентировался в пространстве; он был крайне чувствителен к свету; он не знал, что солнце закатывается не навсегда; кожа на его пятках была так же нежна, как на ладонях. Выяснилось, что этот подросток с самого раннего детства находился в темном подвале, общался только со своим тюремщиком; не знал, что есть мир, небо, другие люди.
Затем его привели в Нюрнберг и бросили на улице. На мальчика обратили внимание, устроили его. Были предприняты безуспешные розыски, чтобы узнать, кто он и почему над ним сделали то, что сделали. Поиски эти, очевидно, встревожили кого-то, и в 1833 г. злополучный юноша был предательски убит ударом кинжала. О нем написано много книг, но тайна так и осталась нераскрытой... Верлен как-то отождествил себя с этой загадочной и грустной И фигурой (см. стихотворение «Каспар Гаузер поет» - в кн. «Мудрость»), И И он в значительной степени был прав. Он пришел в наш чрезвычайно сложный и страшный мир, И все видя и чувствуя и не умея в нем определиться.
Всякое миропонимание, правильное оно или ошибочное, всегда есть ориентированием и установлением тех или иных иерархий и систем, настоящих или иллюзорных. Мы «расставляем» в нашем сознании вещи, людей и явления в том или ином порядке - по их «ценностью» или «значимости». Но Каспар Гаузер И, выйдя из подвала и впервые столкнувшись с миром, не знал, что И важнее и интереснее: солнце или чувство голода, собака или боль в пятках, звон или городской голова. Но он видел, чувствовал и слышал это все вместе - чувственными глазами, обостренным слухом, нежной кожей... Так же, как и Верлен.
Поль Верлен - непревзойденный французский поэт-лирик, который с неординарным мастерством раскрывает в своих произведениях самые интимные переживания человека. Его поэзии свойственна исповедальность и свежесть чувств, игра полутонов, оттенков красок и чувств, нюансов впечатлений и эмоций.
В середине 60-х годов XIX ст. Верлен вместе с поэтами Рембо и Малларме стал основателем поэтической группы «Парнас» - могущественного течения французского символизма. Он имел еще одного литературного учите ля - Шарля Бодлера, чьи «Цветы зла» также отразились на тематике и общей пессимистической атмосфере его творчества. Верлен призвал к музыкального звучания поэзии, к постижению тонких нюансов и переливов чувств. Сам поэт владел этим искусством в совершенстве. Он отверг по этические правила парнасцам, пересмотрел понимание проблемы условности в поэзии в целом и таким образом вернул поэтической эмоции удивительную простоту, естественность и редкую изысканность.
Самой примечательной чертой верленівської нового поэтического языка является музыкальность. Под «музыкальностью» Верлена не следует понимать только безупречную организацию стиха (использование фонетических средств языка - повторов, аллитераций, внутренних рифм, тщательного подбора гласных и согласных и т.д. - ради создания эффекта «благозвучия»). «Музыкальная стихия» у Верлена - новый тип поэтического мышления и совсем новая поэтика. Верлен ослабляет логическую свяВНОсть, поэтического текста ради усиления ритмико-интонационной единства, единства впечатление от стиха. Благодаря этому его стихи воспринимаются читателями непосредственно, как воспринимаются слушателями музыкальные произведения. Это - шаг в направлении создания новой, универсальной поэтического языка, о которой так мечтали представители модернизма и авангарда. Не удивительно, что Верлен является едва ли не самым влиятельным поэтом новейшего времени:
Так тихо сердце плачет,
Как дождь шумит над городом.
Нет причин как будто,
А сердце ревностно плачет!
(Перевод М. Рыльского)
Творчество Верлена отметили и в украинской литературе. Первый отзыв на его поэзию в письме Василия Стефаника до Вацлава Морачевского от 22 апреля 1896 г.: «За состоянием своим я не могу Вам писать. Что-то так много на душе накипело, а такое печальное и бесконечное, что написано пером на бумаге загонит то ту унылость еще глубже, как перед тем. И слов не хватает. А вот разве Верлен, может, хоть в части Вам скажет то, чего я не могу».
Тихие рыдания. Печально рыдает
Осень вогкая,
Сердце дрожь обнимает,
Дикая же отчаяние,
Что на нем играет.
Блуджу полный боли
Миром зболеним.
Весь осунувшийся,
Как ветром битый,
По пустых полях
Листок увядший.
«Осеннюю песню» Верлена впервые перевел П. Грабовский 1897 года. И. Франко перевел два стихотворения Верлена, но критиковал Верлена за аполитичность и пессимизм. М. Зеров и С. Савченко изучали творчество французского поэта течение 20-х pp. Его произведения переводили М. Рыльский, М. Лукаш, Г. Кочур и др.
Поэзия Поля Верлена обостряет самые печальные ощущения. Поэт передает тонкие оттенки и глубокие противоречия душевных чувств. Звучит «Осенняя песня», и чувствуется, как осень влияет на подсознание человека и ЕГО прошлое, словно она хочет передать человеку свою злость и угрюмость:
Что же? До края надо плутать,
Ветер февраль дует в кости,
Как то листья, меня крутит
И швиря на все стороны.
Основное свойство его поэзии: комплексность переживания и взаимопроникновения самых острых и тончайших впечатлений при полном отсутствии «иерархичности». Изящная наивность, наивный изящество пронизывает поэтические концепции лучших его стихотворений. Это свойство коренится, конечно, в психике Верлена, «вечного ребенка», но питательным для его среды стала социальная атмосфера конца XIX и начала XX века, веяния которой он уловил значительно раньше, - чем и объясняется непризнание людьми его поколения и головокружительный успех у более молодого поколения. Эта атмосфера атмосферой грандиоВНОй борьбы исторических сил, во-первых, труда и капитала, а во-вторых - капиталистических группировок, причем эта борьба вовлекла в свое магнитное поле буквально все элементы жизни, начиная от больших философских концепций и заканчивая «проблемами» тенниса. Бурную жизнь больших городов, оглушительно орет всевидящее пресса, непрерывно мелькает сенсациями на «злобу дня» - все это смерчем врывается в человеческое сознание, постоянно требуя от нее утверждений и возражений, восторга и ненависти. Отсюда и «кризис сознания» у представителей промежуточных социальных групп. Чтение Верлена дает ощущение внутренней свободы, чувство непосредственности переживания. Верлена называли «декадентом», «упадническим поэтом». Он любил говорить о «меланхолии» и сравнивать себя с Римом времен упадка. Но поразительно, что никто не усмотрел в этом протеста против буржуаВНОго самодовольства, мертвотного в своей повседневной деловитости, не понял, что если поэту противно жить «в этом мире лживом, нечистом, злобному, некрасивом», то, крича об этом, он уже борется за другой, светлый мир! Пусть он рисовал мрачные пейзажи, - этим он вызвал стремление к других, светлых. Очень хорошо сказал в «Театральном разъезде» Гоголь: «Разве все это накопление низостей, отступлений от законов и справедливости не дает уже ясно знать, чего требует от нас закон, долг и справедливость?» И когда читаешь стихи Верлена с подчеркнуто социальным звучанием - его замечательное стихотворение «Ужин», его потрясающей силы поэму о коммунаров «Побежденные», его «Хромой сонет» и «Калейдоскоп», где выражены предчувствия надвигающихся социальных катаклизмов, - разве не становится ясно, что его проклинанням действительности есть мечта об идеале? Пусть он, замученный и раздавлен, метался туда-сюда, ища убежища и в католицизме, - он страстно любил жизнь и красоту и умел находить ее в самых никчемных крупицам. И вот эта жажда жизни, умение лирично влюбляться в любую мелочь, и отсюда - умение писать всем словам, от возвышенных до грубых, - дали мощный освобождающий толчок всей последующей поэзии. Произошло «тематическое раскрепощения». Верлен первый дал урбанистические стихи и описал индустриальный пейзаж. О художественное совершенство стихотворений Верлена, о его новаторские образы, ритмы, звукозаписи можно написать целое исследование. Верленівські произведения переведены на все европейские языки и многими азиатскими, и это свидетельствует о том, что лучшие его книги навсегда вошли в алмазный фонд общечеловеческой культуры.
|
|