ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО МОДЕРНИЗМА
Основные тенденции и направления развития литературы конца XIX - начала XX века.
Влияние философских учений на развитие литературы
Начало нового века характеризуется крупными сдвигами в искусстве и литературе. Особого влияния претерпело искусство после осознания того, что «умерли все боги, осталась один человек» (Фридрих Ницше). Человек становится центром художественного произведения и олицетворяет целый мир, который является высокодуховным, но одновременно оригинальным и полным противоречий. Задачей писателей становится познание внутреннего мира человека, его духовной эволюции, ее места во Вселенной и в истории человечества.
Наиболее влиятельным философским течением становится позитивизм, представители которого считали, что подлинное (позитивное) знание является результатом достижения социальных наук, которые в свою очередь главной задачей ставили описание фактов и явлений реального мира, а законы природы переносили на жизни людей, что нашло наибольшее отражение в трудах последователя позитивизма Огюста Корта. Другой немецкий философ Роберт Спенсер опирался на эволюционное учение, подвел к абсолюту существования общественного неравенства и определил ее как вечный закон бытия.
Позитивистская философия стала основой появления натурализма, однако символами этой эпохи при всей распространенности других направлений становится искусство декаданса, модернизма и генетически связанный с ним авангардизм. Декадентство стало идеологическим (политическим) явлением на рубеже ХІХ-ХХ вв. Оно отличалось настроениями безнадежности, неприятия жизни и опиралось на философские идеи Шатобриана и Шопенгауэра. В основе этого учения лежит утверждение, что цивилизация исчерпала себя и вступила в стадию спада и угасания. Основные черты декаданса: '- неприятие действительности;
- отказ от общественного в искусстве;
- культ красоты как высшей ценности;
- мистицизм, вера в сверхъестественные силы;
- индивидуализм;
- отказ от морали буржуаВНОго общества. Эстетические принципы декаданса:
- поэтизация слабости, угасания, разрушения;
- индивидуализм и эстетизм как бунт против бесчеловечного буржуаВНОго общества;
- искусство для искусства;
- внешняя правдоподобность.
Черты декаданса наиболее четко проявились во французском символизме (в поэзии Поля Верлена), в творчестве натуралистов.
|
|