Диккенс Чарльз
(1812-1870)
Жизнь и творчество
Английский писатель-реалист, известный представитель социально-бытовой прозы XIX века. Г. Честертон отмечал, что Диккенс имел два большие таланты - умение писать смешное и умение изображать ужасное.
Писатель исповедует просветительский идеал человека с врожденной добротой, порядочностью, справедливыми принципами жизни. «Романы воспитания» Диккенса рассказывают о становлении характера персонажа, начиная от детства (например, «Оливер Твист» (1839)).
Характерные особенности творчества: наличие мелодраматических элементов, упрощенность характеристики персонажей (добрые всегда добрые, а злые - злые), счастливая концовка произведения, детективные элементы.
Диккенс прославился в основном произведениями, которые были написаны в первый период его творчества: цикл «Рождественские повести» (1848), романы «Лавка древностей» (1841), «Домби и сын» (1848), позднее написаны «Дэвид Копперфилд» (1850), «Маленькая Доррит» (1857), «Большие надежды» (1861).
Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не снискал такой славы при жизни, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенса уже после первого рассказа и не покидало до последних дней, хотя сам писатель, его взгляды и творчество менялись. Секрет его популярности в том, что Диккенс остро чувствовал изменения в жизни Англии, был выразителем и надежд и стремлений тысяч людей. После смерти писателя его произведения начали подвергать острой критике, и только в XX веке стало вполне очевидное значение творчества Диккенса. Его биография нашла отражение и в сюжетах его романов, и в творческой манере. Диккенс детства самостоятельно зарабатывал деньги, потому что отец, бедный служащий, за долги попал в тюрьму. Работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отражал современные события и пытался понять причины, которые их вызвали. Ведущая тема творчества писателя - тема борьбы добра и зла раскрывается в каждом его произведении. Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отражает борьбу добра и зла в нем. Поэтому тема детства - одна из главных в его творчестве.
Тема детства в творчестве Диккенса раскрывает гуманистическое направления таланта писателя, утверждает добро и справедливость, осуждает равнодушие общества в отношении к детям.
Путешествие Скруджа в Рождественскую ночь как возможность постичь свою жизнь.
Основой сюжета рождественской сказки есть чудо праздничной ночи, когда начинается духовное возрождение человека, которая забыла, что она создана по образу и подобию Божьему. Дверной молоток превращается в лицо Джейкоба Марли, который умер именно в Сочельник семь лет назад, изразцы голландской печи, на которых изображены сцены из Священного Писания, вдруг закрывает лицо умершего, дух самого Марли предупреждает друга о последствиях жизни без Божьей искры в душе, Духи Рождества ведут Скруджа от детства до смерти, - и все это сплетается в события одной ночи, чтобы полностью изменить жизнь старого скряги.
Scrooge в переводе с английского - скряга. Душа его питомиц настолько, что его иногда называют именем умершего компаньона Марли. Автор изображает Скруджа сухим, морщинистым, холодным, словно ледяная глыба, жестоким и бездушным дельцом, который сидит в своей холодной конторе и не позволяет клерку купить хоть немного угля. Яки и контраст с племянником Скруджа Фредом, когда тот приходит к дяде, чтобы пожелать ему веселого Рождества: «казалось, от него дышит жаром, словно от печки. Щеки у него краснели... глаза блестели, а из роты шла пара»! Своего героя Диккенс сравнивает с забытым на морозе уличным краном, из которого потихоньку капала и капала вода, и он, наконец, превратился в кусок льда. «Твои губы дрожат, - проговорил Дух. -А что это катится по твоей щеке?» Душевное лед растапливает первая слезинка, душевный холод исчезает, и вот старому жмотихе уже жаль, что вия прогнал парня, который пел рождественский гимн, не сказал теплого слона своему клерку. После первой слезы Скрудж всхлипнул, а когда узнал в маленьком мальчике самого себя заплакал. И если сначала он не верит Марли, а Духа Прошлого Рождества просит погасить свой свет и даже пытается сделать это сам, то Дух Грядущего Рождества вия уже просит: «Веди меня куда хочешь... Если этой ночью ты тоже должен меня чему-то научить, пусть это пойдет мне на пользу». И не только с перепугу клянется исправиться и искупить прошлое нынешним и будущим, но и выполняет то, что обещал Бобовые Кречету.
Пять строф «Рождественской песни в прозе» - это гимн во славу Рождества, «дней милосердия, доброты и всепрощения... единых Дней в целом календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, - даже в бедных и обездоленных, - таких же людей, как и они сами, людей, которые идут одной с ними дорогой к могиле».
|
|