ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Антон Павлович Чехов

(1860-1904)

Жизнь и творчество

Антон Павлович Чехов - выдающийся русский прозаик и драматург. Он поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы и сказки и новое слово в драматургии.

А. П. Чехов родился 17 января 1860 в г. Таганроге. Его отцу принадлежала небольшая лавочка. Торговали в ней с 5 час. райку до 11-ти вечера. Павлу Игоревичу помогали сыновья. Отец был очень одаренным человеком: любил петь, играл на скрипке, рисовал. Но любовь и ласку в семье дети видели только со стороны матери, доброй, кроткой женщины. Чехов говорил: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Отец дал своим сыновьям образование: учились в гимназии, занимались музыкой, изучали иностранные языки. Чехову было тринадцать лет, когда он впервые попал в театр. С того времени началось увлечение будущего писателя сценой.

У1876 г. отец Чехова обанкротился и переехал в Москву вместе с семьей. Антон остался в Таганроге заканчивать гимназию. Все эти годы ему приходилось тяжело работать. Он должен был не только содержать себя и платить за обучение, но и помогать семье, которая жила в Москве в страшной бедности. После окончания гимназии Антон Павлович переехал в Москву, где стал студентом-медиком, а вскоре и сотрудником юмористических журналов.

Это были тяжелые времена. Рассказы молодого Чехова стали появляться в журналах «Осколки», «Стрекоза». Первый сборник рассказов Антона Павловича Чехова «Сказки Мельпомены», что выходит в 1884 году и в который вошли шесть рассказов из жизни людей театра, положительно оценен критикой.

Чрезвычайно удачным для Чехова выдался 1884 год. Заканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как «Хирургия», «Хамелеон», «жалобная Книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые позже станут программными в его творчестве. Все они возникли из небольших историй, анекдотов, смешных сценок и по сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности. Его рассказы-новеллы - это эпические произведения, в которых ставятся большие морально-психологические проблемы. Чехов в своих произведениях - мастер художественной детали.

После окончания медицинского факультета Московского университета в 1884 г. писатель вместе с семьей переезжают на лето в г. Воскресенск недалеко от Москвы, где он практикует, а впоследствии заведует больницей в Звенигороде. Медицинская практика, без сомнения, расширил и жизненный опыт писателя: ведь к нему шли люди не только с разными заболеваниями, но и с разными судьбами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в чеховских произведениях встречаются люди разных характеров и социальных слоев.

1886 год стал переломным в творчестве Чехова. Выпустив в свет книгу «Пестрые рассказы», он словно подвел итог сделанному, чтобы перейти на новую, высшую ступень творческого развития.

Доктора становятся главными героями его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинською тщательностью. Это рассказ «Палата №6», «Случай из практики», «Скучна история», «Припадок».

Критики часто обвиняли Чехова в том, что в своих рассказах он изображает мрачный и серый мир, в котором нет места «живому человеку», как будто этот мир видится глазами больного. Однако писатель по своей натуре был веселым и жизнерадостным человеком. Он был привязан к своей семье, любил сестру и братьев.

Другие рассказы Чехова «Черный монах», «Человек в футляре», «Ионыч», «Дама с собачкой» - также стали шедеврами, в которых мы видим глубокий анализ действительности, данный в законченных художественных образах. Писатель отказывается от моральной проповеди, глубоко исследуя зато жизненные явления.

До путешествия на Сахалин в поиске литературных образов и человеческих судеб Чехов готовился очень тщательно. Читал книги по истории, этнографии, метрологии. В августе 1890 г. больной туберкулезом врач и писатель вы двинулся в дальнюю дорогу. Чехов прожил на Сахалине 2 месяца. Занимаясь общественной деятельностью, он не прекращал и литературной деятельности. Из-за болезни ему пришлось переехать в Ялту. Антон Павлович купил себе участок земли. В ноябре 1898 г. началось строительство и посадка где рев. Страдая от тяжелой болезни, Чехов все равно живо интересовался всем, что происходило вокруг. До Чехова всегда приезжали ученые, литераторы, профессора. В январе 1900 г. Антон Павлович получил письмо с уведомлением о том, что его избрали в почетные академики, однако уже в 1902 г. Чехов отказался от этого звания за то, что такс же звание забрали у Горького, с которым он часто встречался в Ялте.

Большой радостью для писателя был приезд Московского художественного театра в Крым на гастроли. Одной из первых постановок театра была пьеса Чехова «Чайка». Рукопись пьесы он прислал в Петербург, в Александровский театр. Осенью 1896 г. состоялась постановка пьесы, но она оказалась неудачной. Лишь через два года 17 декабря 1898 г. в Художественном театре состоялся первый спектакль. «Чайка». Он прошел с феноменальным успехом. И сегодня на сером занавісі Московского художественного академического театра зрители могут увидеть изображение чайки, которая стала его эмблемой.

Осенью 1904 г. здоровье писателя резко ухудшилось. Врачи настаивали на переезде до курорта для легочных больных в Швейцарии. 2 июля 1904 г. Чехов умер.

Творчество Чехова тесно связана с Украиной. Весной 1887 г. он путешествовал по Донецкому краю. Летние месяцы 1888 и 1889 гг. провел под Сумами, посетил Гоголю места на Полтавщине и Харьковщине. Люди и природа Украины изображены им в повести «Степь»; рассказах «Святой ночью», «Мечты», «Счастье», «Казак», «Человека в футляре». Увлекался «Кобзарем» Шевченко, знал и высоко ценил творчество Котляревского, Карпенко-Карого, Кропивницкого и др. Переписывался с Марией Заньковецкой. «Украина мила и близка моему сердцу. Я люблю ее литературу, музыку, прекрасные песни, полные чарующих мелодий. Я люблю украинский народ, который дал миру такого титана, как Тарас Шевченко». Музеи Чехова открыто в Сумах и Ялте.

«Человек в футляре»

«Нет, больше так жить невозможно!»

Сельским учителям и земским врачам, что просто и скромно делают свое дело, Чехов посвятил много прекрасных страниц.

Как тепло писал Чехов об учителях, какие раВНОобразные характеры, созданные им. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» объединяют не только лица: учитель гимназии Буркін и ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, но и совместная глубокая мысль: если люди боятся нового, отгораживаются от окружающего их жизнь, все силы тратят на достижение цели, важной только для них, если им дальние общие интересы и жизнь других и нет желания преодолевать препятствия, которые возникают, они морально умирают.

В рассказе «Человек в футляре», написанном в 1898 г., в какой-то мере отразилась атмосфера гимназии, где учился Чехов, а в Бєлікові товарищи Антона Павловича узнали учителя латыни, который доносил классным надзирателям на учеников, директора - на учителей, попечителю учебного округа - на директора. Нужно изменить жизнь. «Больше так жить невозможно - это основная мысль рассказа «Человек в футляре».

«Чайка»

Слава Чехова-драматурга начинается с пьесы «Чайка», которую он начал писать в конце 1895 г., а закончил в июне 1896 г. Это была пьеса о судьбе художника и служение искусству. Нине Заречной, актрисе по призванию, выпадают на долю тяжелые испытания. Живя в разлуке с любимым мужем, который бросил ее, и потеряв ребенка, она все же нашла свое место в жизни: Нина стала настоящей актрисой, своей игрой она пленяет сердца зрителей. Она говорит Треплєву: «Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене...» Треплєв не доволен традиционным искусством и стремится создать драму яркую, сильную и самобытную. Однако он не идет дальше субъективных желаний. Холодная риторика, абстрактность образов губят его пьесу. Поиски Треплєвим новых форм не подкреплены поисками новых идей, не имеющих под собой мировоззренческих основ. Увидев бесполеВНОсть своего искусства, Треплєв убеждается в ненужности своей жизни. Не убив себя через несчастную любовь, Треплєв покінчує с собой, потерпев поражение в искусстве.

Другой писатель в пьесе - Тригорин выступает за правдивое, реалистическое искусство. Он высказывает много правильных мыслей, однако его не вдохновляет великая идея, цель. Процесс творчества для Тригорина болезненный. В Тригорина много хорошего, ведь не случайно его любят и Нина, и Аркадина, с уважением относится и Маша, но он человек, в которые іі сочетается горения таланта с вялостью и безразличием.

Качествами настоящего художника наделена Нина Заречная. В ее представлении служение искусству - подвиг, она требует всей жизни. На такой подвиг способна Нина. Если этого нет, если удаче не проявляется - человек погибает, как Треплев. Чехов проверяет своих героев на их верность чувству, на их способность подчинять свою жизнь искусству.

Заметное место в пьесе занимает образ Дорна. Это врач, умный, пронзительный и человечный. Жизнь он прожил достойно. Это один из лучших образов у врача Чехова в ему писатель передает глубокие размышление и об искусстве, в частности оценки произведения Треплева. Можно с уверенностью сказать, что это мысли самого писателя.

Итак, ведущий конфликт пьесы - поиск жизненной цели и смысла искусства в столкновении с реалиями жизни.

Особенности пьесы определил сам Чехов: «Комедия, три женских ролл и, шесть мужских, четыре акта, пейзаж; много разговоров о литературе. Мало действия, пять пудов любви». Ослабленность сюжета («мало»), лирическая наполненность, использование пейзажа с целью раскрытии! философского содержания и звуковое оформление, переход действия в подтекстовый план - все было новым для театра. Важным нововведением Чехова было то, что быт и повседневную жизнь героев представлены в ней в такой сложности, противоречивости, что за внешней малозначущістю читатель и зритель испытывают большие мысли.

Для обозначения этого глубинного жизнь, что протекала за внешне незначительными событиями, выдающийся режиссер Станиславский ввел термин «подводное течение».

В историю русской литературы А. Чехов вошел не только как мастер слова, но и души человеческой, он исследовал ее тонкие стороны и пытался поделиться своими наблюдениями с читателем. Он автор рассказов-новелл и драм, которые имеют интеллектуально-философский характер и большое значение в развитии драматургии. Творчество Чехова привлекла внимание как российских критиков и писателей, но и зарубежных. В его новаторстве в драматургии и поздней прозе Чехове ставили рядом с драматургом-новатором Г. Ибсеном. Бернард Шоу. последователь Ибсена, отмечал: «В плеяде великих европейских драматургов, современников Ибсена, Чехов сияет как звезда первой величины, даже рядом с Толстым и Тургеневым».