ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

«Чтоб добрым быть, я выбрал жестокость...» (Размышления по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)

У каждого народа и у каждой эпохи свои представления о Добре и Зле, свое понимание чести и силы, вины и искупления. Но какие бы идеальные представления не существовали, какие бы светлые или темные краски люди для этого не использовали, я уверена, что конкретный человек воспринимает Добро и Зло не застывшим, статичным монолитом, а видит в них оттенки и полутона, идет на пути к пониманию этого на компромиссы, испытывает разочарование, укрепляет или, наоборот, теряет веру в лучшее, борется за свой идеал или отступает от него. Однозначных рецептов в жизни нет. Поэтому и путь к своей цели у каждого свой, собственный, и средства борьбы на этом пути свои. Иногда можно услышать: «Цель оправдывает средства». А если подумать: можно дойти до светлой цели, коснуться идеала чистоты грязными руками?

Видимо, поэтому нас привлекают произведения, где герои решают подобные проблемы. Видимо, поэтому и через пять веков кажется современником шекспировский Гамлет. Его личность интересна и близка, понятна и таинственная. Он и сегодня жив человек! Можно соглашаться с его поступками и мыслями, можно осуждать и вовсе не воспринимать их, но о них хочется рассуждать. Поражает путь Гамлета к Истине, его страх перед возможной ошибкой - не за себя, а за другого человека, даже врага.

Не отвергая возможности появления Призрака и разговора с ним, герой проверяет его версию, как слова любого человека. Хоть бы Клавдий был ему трижды неприятный - на человека нельзя возводить клевету, Впечатляет при этом его изобретательность, талант психолога и режиссера ситуации, когда дает задание актерам разыграть эпизод отравления своего отца, чтобы быть уверенным в своем праве наказывать.

ПокаВНОе безумие Гамлета - тоже своеобразная «ловушка», что заставляет других героев раскрыться. Кроме того, безумие Гамлета символическое: у Шекспира сумасшедшие и шуты - носители справедливости, самые мудрые.

Правда, не очень размышляя, можно заколоть Полония - лицемерного министра (помните его диалог с Гамлетом о облачка?), полагая, что за ковром сам Клавдий, Гамлет даже нисколько не жалеет, что убил человека, да еще и отца своей возлюбленной:

Ты, жалящий, суетливый шут, прощай!

Я метил в учреждения высшего, примы свой жребий.

Вот как опасно быть не в меру шустрым.

Наверное, он так спокойно воспринимает свою ошибку, а потом так сдержанно переживает смерть Офелии, потому что уже сделал для себя трудный выбор: «Быть или не быть?» «Не быть» - значит «покориться, пращам и стрелам яростной судьбы», терпеть

...глумленье века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге...

«Быть» - значит, «ополчась на море смут, сразить их Противоборством». Мы чувствуем, насколько трудно для Гамлета сделать этот выбор. Не потому, что он не верит в собственные силы и не рассчитывает выстоять против Зла и победить. Потому, что он знает: защищая Добро, ему надо становиться жестоким и беспощадным. Гамлетові жутко: а если то светлое, за что он борется, исчезнет в нем самом под натиском той жестокости безвозвратно? Его короткий жизненный путь - гуманного, талантливого юношу, философа, мечтателя, который готов был творить и строить - стал дорогой воина с мечом в руке, что потерял все: отца, мать, друзей, любимую, даже сама жизнь. Все, кроме чести, достоинства и веры.

Гамлет пытался открыть матери глаза на события, но королева выбрала мужа и трон, предав сына. Это Гамлет тоже ставит в вину Клавдиево. Любимая сошла с ума после смерти убитого им отца, но она тоже готова была предать его, согласившись доносить Полония все слова Гамлета. Два школьных товарища - прежде всего придворные, потому, не колеблясь, везут Гамлета в ловушку, на верную смерть. Удостоверившись в этом, Гамлет подменяет приказ:

В том и забава, чтобы землекопа

Взорвать его же миной; плохо будет,

Коль я не вроюсь глубже их аршином,

Чтоб их пустить к луне.

Благородный юноша Лаэрт, не раздумывая, вызывает Гамлета на дуэль. Помета за отца вполне понятна, но зачем же оружием высокого чувства избирается предательски отравленная рапира? Только перед смертью, переживая справедливость Божьего наказания, Лаэрт не просто признается Гамлету - он вполне оправдывает соперника:

Простым друг другу, благородный Гамлет.

Да будешь ты в моей безвинен смерти

И моего отца, как я в твоей!

«Быть» для Гамлета еще и в том, чтобы довести до конца высокую помету, воздать по заслугам Клавдиево, а также рассказать миру правду о себе. «Быть» - еще и в том, чтобы решить судьбу своей страны, отдавая свой «умирающий голос» Фортинбрасові, ибо нет хуже для государства, как остаться среди раздора. Он воспринимает Фортинбраса не как врага, а как достойный мужественного человека, пришедшего отомстить за отца, схожую с судьбой на него самого. То есть Гамлет реально воспринимает ситуацию, не придумывая абстрактного соперника.

Гамлет не хотел быть воином - ему пришлось стать им. Он не успел создать доброе и прекрасное - он ценой своей жизни расчистил для него место, сохранив добро в собственной душе.