ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Эмиль Золя

(1840-1902)

Жизнь и творчество

Творчество Эмиля Золя ознаменовало новый этап в развитии французской литературы. Он был новатором в литературе, смелым писателем, который разрушил устоявшиеся формы, соединил «беспощадность реализма с мужеством политического действия» (Л. Арагон) и был страстным защитником демократии и гуманизма.

Биография Золя - это прежде всего непрерывная, титаническая работа, которой было отдано все его жизни. Е. Золя родился 2 апреля 1840 г. в Париже в семье инженера. Его детские и юношеские годы прошли в Провансе, в небольшом городке Экс, что впоследствии под именем Плассана станет местом действия многих его романов. Ранняя смерть отца и материальные трудности заставили семью переехать в 1858 г. в Париж. Для Золя потянулись годы нищеты. В 1862 г. он поступает на службу в солидное парижское издательство «Ашетт», что позволяет ему не думать больше о хлебе насущном и все свободное время отдавать литературным занятием. Он жадно читает, внимательно следит за книжными новинками и рецензирует их в газетах и журналах, знакомится с известными писателями, а главное - много пишет сам, пробуя силы и в поэзии, и в прозе.

Первый период творчества.

В 1864 г. Золя издает первую книгу «Сказки Нінон», объединившую рассказы разных лет. Она открывает собой ранний период творчества писателя (1864-1868), отмечен несомненным влиянием романтизма. В романах «Исповедь Клода» (1865), «Завет умершей» (1866), «Марсельские тайны» (1867) находим традиционное противопоставление мечты и действительности, историю возвышенной любви, идеального героя. Золя использует стилистические приемы, напоминающие страницы произведений Гюго, Санд, Сю.

Новая литературная школа. Писателя все больше интересует живая жизнь с его невыдуманными сюжетами и конфликтами. Он мечтает о создании нового типа романа, который вполне будет соответствовать времени, а «это - реализм, или, точнее говоря, позитивизм». В своих поисках Золя опирается на труды ученых по естественным наукам (теория происхождения видов Дарвина, «Трактат о наследственности» Люка, «Вступление к экспериментальной медицины» Бернара), работы философа-позитивіста и историка литературы И. Тэна, творчество художников-импрессионистов, современную ему литературу, и прежде всего на роман братьев Гонкуров «Жерміні Ласерте». Натуралистическая теория формируется в Золя в течение многих лет, она постоянно уточняется, дополняется и находит свое выражение в предисловии к роману «Тереза Ракен» (1867), очерка «Различие между Бальзаком и мной» (1868-1869), сборниках статей «Что мне ненавистно» (1866), «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881), «Натурализм в театре» (1881). Золя видит в натурализме естественное и закономерное развитие реализма Бальзака и Стендаля в новых исторических условиях. Цель искусства для писателя заключается, как и прежде, во внимательном изучении действительности, что «в принципе не может иметь пределы». Однако сегодня, считает Золя, роман, чтобы стать «современным орудием познания», обязан быть научным, то есть «придерживаться только фактов, доступных наблюдению», а писатель должен уподобиться натуралисту, что ставит опыт. Золя отказывает художнику в праве оценивать изображаемые им события и людей, выносить приговор и делать выводы: «Романист всего лишь фиксатор фактов... его произведение становится как бы безличным, приобретает характер протокола действительности». Это утверждение писателя является очевидным прямым и категоричным переносом научных методов в сферу искусства, когда игнорируется условность, вымысел, фантазия как неотъемлемая и важнейшая составляющая творчества. «Натура не нуждается в домыслах» - лозунг Золя и новой литературной школы.

Но Золя явно недооценивает роль социальных факторов в формировании личности, которые глубоко исследовал еще Бальзак. В целом же концепция натурализма, предложенная Золя, полна противоречий и крайностей (к примеру, оспаривая авторское начало в творчестве, она в то же время отмечает, что «произведение искусства есть не что иное, как выражение личности художника»), а главное, она не исчерпывает собой творческую практику писателя. Золя-художник оказался сильнее Золя-теоретика.

В этом убеждает и его роман «Тереза Ракен» (1867), воспринятый современниками как художественный манифест натурализма. В нем автор ставит себе цель «изучить не характеры, а темпераменты». Сознательно отказываясь от постановки каких-либо социальных и политических вопросов, опуская все приметы времени, Золя сосредоточивает внимание на истории «индивидуумов, которые полностью подчинены своим нервам и голосу крови...».

У1868 г. выходит в свет второй натуралистический роман «Мадлен Фера», который окончательно закрепил славу Золя как одного из ведущих художников Франции.

Однако все написанное им за четыре года было лишь подготовкой к главному делу жизни - серии «Ругон-Маккари», над которой Золя работает с 1868 до 1893 года. Она составила второй период его творчества. В это время окончательно складываются политические и эстетические взгляды писателя. Как убежденный республиканец и демократ, Золя сотрудничает в оппозиционной прессе, печатает статьи, разоблачающие реакционный режим Наполеона III и французский вояччину. Однако он не принял и Парижскую Коммуну, хотя и стал на защиту розстрілюваних версальцами рабочих.

У1872 г. Флобера Золя знакомится с И.С. Тургеневым, с участием которого вскоре становится постоянным сотрудником журнала «Вестник Европы». В этом издании с 1875 до 1880 года были опубликованы 64 корреспонденции Золя под общим названием «Парижские письма», в которых он изложил свои взгляды на литературу и искусство.

В 80-х годах в процессе работы над «Ругон-Маккарами» писатель, по его словам, все чаще «натыкается на социализм». Социальные конфликты эпохи, будущее человечества, пути перестройки общества на началах добра и справедливости - эти проблемы займут ведущее место в произведениях Золя последнего периода творчества (1894-1902). В это время он создает цикл «Три города», включающая романы «Лурд» (1894), «Рим» (1896), «Париж» (1898). Политика, к которой раньше Золя относился с предубеждением, становится в 90-е годы неотъемлемой частью его творчества. 1 января 1898 г. Золя публикует открытое письмо президенту Французской республики Феликсу Фору «Я обвиняю», в котором бесстрашно поднимает свой голос в защиту «правды и справедливости». В судебном процессе, что следовал за этим выступлением, Золя был признан виновным в оскорблении власти и приговорен к году тюрьмы и крупному денежному штрафу; его лишили ордена Почетного легиона; продажные журналисты обливали имя писателя грязью на страницах газет; фанатичная толпа швыряла камни в окна его дома и требовала физической расправы. Золя вынужден был спешно покинуть Францию и под чужой фамилией поселиться в Англии. В глазах же передовой Европы он стал символом писателя-гражданина, пиеьменника-борца. В Англии Золя приступает к работе над тетралогією «Четыре Евангелия» («Плодовитость», 1898; «Труд», 1901; «Истина», 1902; четвертый роман не был написан), в которой он видит «естественное завершение всего творчества, следствие долгого исследования действительности, продленного в будущее». Героями своих произведений писатель делает борцов за истину, проповедников нового учения - социализма (в его утопической форме). И не случайно они имеют имена евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна. Эти романы-утопии мыслились Золя как своеобраВНОе Евангелие современности. Отсюда их открытая публицистичность, дидактизм, преимущество, поучения над отражением жизни, что заметно снижает их художественный уровень.

После пересмотра дела Золя возвращается во Францию и продолжает работу над серией «Четыре Евангелия».

Его имя всемирно известно, в его лице поздравляют не только великого писателя, но и мыслителя, который указал человечеству путь к прогрессу и свободе. 29 сентября 1902 г. Золя нашли мертвым в его парижской квартире. Официальная версия - отравление угарным газом из-за неисправности дымохода. Однако и сегодня обстоятельства гибели писателя остаются до конца не просветленными.

В историю мировой литературы Золя вошел прежде всего как автор социальной эпопеи «Ругон-Маккари». В ней, как в зеркале, отразились слабые и сильные стороны его мировоззрения и художественного метода.

Писателю видится плодотворным объединить в своем будущем произведении физиологический план и план социальный и через историю одной семьи раскрыть историю общества.

Задачи, стоящие перед ним: «Первое. Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды... Второе. Изучить все жизнь Второй империи от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество, злодеев и героев». Серия получила название «Ругон-Маккари. Естественная и социальная история одной семьи в период Второй империи». Эпопея состоит из 20 романов («Карьера Ругона» (1871), «Добыча» (1871), «Чрево Парижа» (1873), «Завоевание Плассана» (1874), «Проступок аббата Муре» (1875), «Его высочество Эжен Ругон» (1876), «Западня» (1877), «Страница любви» (1878), «Господина» (1880), «Накипь» (1882), «Дамское счастье» (1883), «Радость жизни» (1884), «Жерминаль» (1885), «Творчество» (1886), «Земля» (1887), «Мечта» (1888), «Человек-зверь» (1890), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892), «Доктор Паскаль» (1893). В каждом из этих романов судьба того или иного члена семьи Ругон-Мак-каров включается в широкую картину жизни французского обществе! второй половины XIX века. В этой масштабной панораме представлены все классы и социальные группы: финансовая и торговая буржуазия («Деньги», «Чрево Парижа», «Дамское счастье»), ремесленники и рабочие («Западня», «Жерминаль»), церковники («Завоевание Плассана», «О вина аббата Муре»), политики («Его высочество Эжен Ругон»), военные («Разгром») и др. Действие романов происходит в Париже и провинциальных городах, в дворянском особняке и в лачуге бедняка, в фешенебельном магазине и на рынке, в шахте и на полях сражений, в приемной министра и будуаре куртизанки. События приобретают невиданный размах: катастрофа крупного финансового предприятия («Деньги»), забастовка вуглекопі» («Жерминаль»), франко-прусская война и Парижская Коммуна («Разгром»). В процессе работы над серией «биологическая» история все больше уступает место истории социальной, которая и завершается романом «Разгром».

«Карьера Ругона»

Своеобразным прологом ко всей эпопеи стал роман «Карьера Ругона» (1871), который имеет еще «научный» подзаголовок «Происхождения». Действительно, в нем говорится о происхождении семьи Ругон-Маккарів и о рождении II Империи. Основательницей рода стала Аделаида Фук, единственная дочь богатых мещан Плассана. От отца, который умер в сумасшедшем доме, она унаследовала «отсутствие уравновешенности, какое-то расстройство умственной деятельности и сердца», что заставляли ее «жить не обычной жизнью, не так, как все». Аделаида выходит замуж за крестьянина Ругона, а после его внезапной смерти становится любовницей контрабандиста по прозвищу «Маккар-бродяга», убитого через пятнадцать лет стражником на границе.

От брака с Ругоном пошло потомство уравновешенное, солидное, процветающее в делах (сын Пьер и его дети: Эжен, Аристид, Паскаль, Марта, Сидония). Дети Маккара (Антуан и Урсула), психически неустойчивые и обремененные наследственным алкоголизмом, образовали семейную области. Маккарів, для которой характерна постепенная деградация и вырождение. В каждом из представителей обеих линий сложно переплелись биологические и психические особенности их родителей. Золя в последующих романах на конкретных судьбах потомков Аделаиды Фук внимательно проследит действие биологических законов в процессе формирования индивида, выполнив тем самым задачу писателя-натуралиста.

Однако стремление воссоздать черты эпохи, нарисовать среду, в которой могла возникнуть авантюрная II Империя, воплотить в ярких образах тип буржуа в новых исторических условиях, сделали «Карьеру Ругона» реалистичным в своей основе произведением.

Золя изображает небольшой провинциальный город Плассан накануне и в момент государственного переворота в декабре 1851 г. За внешним спокойствием и медлительностью буржуа таятся «предательство, коварные убийства, тайные победы и тайные поражения». Ненависть к Республике, которая возникла из страха за свой кошелек, за свое беззаботное эгоистическое существование», объединяет рантье и торговцев с дворянами и духовенством. В этих условиях «час Ругона» наступила. Трусость и подлость Пьера Ругона и ему подобных позволили утвердиться режиму Второй империи, что ее Е. Золя называет «эпохой безумия и позора» во Франции.

Прямое влияние Е. Золя проявляется в творчестве многих европейских и американских писателей XX в. А. Барбюс писал: «Надо ставить эту большую тень не за нами, но перед собой... вернуть ее не до XIX века, но в XX и до будущих веков...»