ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Некрасов Николай Алексеевич

(1821-1877)

Жизнь и творчество

Известный русский поэт Николай Алексеевич Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился 22 ноября 1821 г. в Винницком уезде Подольской губернии, где жил в то время полк, в котором служил отец Некрасова. Мать, Александра Андреевна Закревская - варшавянка, дочь богача. Родители не соглашались выдать дочь за небогатого, мало образованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия.

В ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ матери, которая скрасила непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенной чуткостью его до женской половины человечества.

Детство Некрасова прошло в родовом имении, в деревне Грешнево Ярославской губернии, куда отец, вышедши в отставку, переселился. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили его взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой сына.

У1832 г. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5-го класса. Учился он плохо, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирические стихи), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г. 16-летний Некрасов отправился в Петербург для назначения в дворянский полк. Дело было почти улажено, но встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицьким, и знакомство с другими студентами вызвали в Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрег угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет университета.

С 1839 до 1841 г. проучился Некрасов в университете, но почти все время у него шел на поиски заработка.

Но дела его скоро пошли вверх: он давал уроки, писал статьи в «Литературной Газете», сочинял для лубкових издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александрийской сцене (под именем Перепельского). У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 г., с инициалами Н. Н-., под заглавием «Мечты и звуки».

Это интересно!

Когда впервые стихи Некрасова были напечатаны, Полевой похвалил дебютанта, по некоторым сведениям к нему благосклонно отнесся Жуковский, но Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Гоголю, некогда скупал и уничтожал «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», которые потому и стали большой библиографической редкостью (до И собрание сочинений Некрасова они не вошли).

В начале 40-х годов Некрасов становится сотрудником библиографического отдела «Отечественных записок». Белинский близко с ним познакомился, полюбил и оценил его ум. Он понял, однако, что в прозе с Некрасова, ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но одобрил его стихотворение: «В дороге».

У1843-1846 годах Некрасов выпустил в свет ряд сборников: «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга», «1 апреля», «Петербургская сборник». Особый успех имела последняя, в которой появились «Бедные люди» Достоевского. Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 г. он, вместе с Панаевым, приобрел у Плетнева журнал «Современник». Многие сотрудники «Отечественных записок» бросили Краевского и присоединились к Некрасову, Белинский также перешел в «Современник» и передал Некрасову часть тех материалов, которые собирал для сборника «Левиафан». Этим был обеспечен успех нового дела.

Примерно в середине 50-х годов Некрасов, казалось, смертельно, заболел на горловую болезнь, но пребывание в Италии улучшило его состояние. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период. Он попал в высокое общество: Чернышевский и Добролюбов становятся главными деятелями «Современника». Некрасов пишет преимущественно гражданскую поэзию. В 1866 г. «Современник» был закрыт, но Некрасов сошелся со старым своим врагом Краевским и арендовал у него с 1868 г. «Отечественные записки», подняв их на такую же высоту, какую занимал «Современник».

В начале 1875 г. Некрасов тяжко заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; операция ни к чему не привела. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы. Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, что сосредоточилось почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к числу его лучших произведений его музы. Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места захоронения. Похороны Некрасова, что сам собой устроился без всякой организации, был первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. На самом похоронах Некрасова завязалась или, точнее, продолжилась бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - Пушкиным и Лермонтовым.

Достоевский, сказал несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с определенными оговорками) эти имена рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова». Спор перешел в прессу.

Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. Он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует. И если понимать «искусство» как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов - художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов российского исторического жизни.

Все люди сороковых годов в большей или меньшей степени были плакальщиками горя народного; но их кисть рисовал мягко, и когда дух времени объявил старому порядку жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения стал Некрасов. Настойчиво, неумолимо бьет он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов, не боится обвинений в преувеличении. Несмотря на то, что большинство его произведений полна найбезрадісніших картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно, бодрит. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе имеет зерно исцеления. Однако звуками мести и печали о народном горе все содержание поэзии Некрасова не исчерпывается.

Некрасов тоже раньше Тургенева вывел человека, стремилась к свету, основными контурами своей психологии напоминает Елену «Накануне».

Поэма «Несчастные» (1856), несмотря на свою разбросанность и пестрота, имеет строфы сильные и выразительные. «Коробейники» (1861) имело серьезные по содержанию, но написаны оригинальным составом, в народном духе. У1863 г. появился найстриманіший из всех произведений Некрасова - «Мороз Красный Нос». Героиня - русская крестьянка, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но все-таки, благодаря выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального.

По общему складу к «Морозу Красному Носу» приближается раньше написанная прелестная идиллия: «Крестьянские дети» (1861). Ожесточенный певец горювань и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивим, как только дело касалось женщин и детей.

Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1873-1876). Лучшее в поэме - отдельные, эпизодически вставлены песни и баллады. На них особенно богата лучшая, последняя часть поэмы - «Пир на весь мир», что заканчивается знаменитыми словами: «ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь» и бодрым возгласом: «в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное».

Конец другой поэмы Некрасова - «Русские женщины» (1871-1872) - свидание Волконской с мужем в руднике - принадлежит к трогательных сцен всей русской литературы. Лиризм Некрасова возник на благодарной почве жгучих и сильных страстей, которые им владели, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До определенной степени живую душу спасли в Некрасові именно его «вины», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, что «укоризненно со стен смотрели на него.

Его этические недостатки давали ему живое и непосредственное источник порывистости любви и жажды очищения. Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннего покаяния. Кто заставлял его с такой силой говорить о свои нравственные падения, зачем надо было выставлять себя с невыгодного стороны? Но, очевидно, это было сильнее него. Поэт всецело отдавался душевному порыву. Покаянию, которое вызывает лучшие жемчуг со дна его души, обязан Некрасов одним из лучших своих произведений - «Рыцарь на час», которого одного было бы достаточно для создания первоклассной поэтической репутации. И знаменитый «Влас» тоже вышел из глубокого ощущения очищающей силы покаяния. Сюда же относится и прекрасный стих: «Когда из мрака заблуждения ...», о котором с восторгом отзывались даже такие мало настроены к Некрасову критики, как Алмазов и Аполлон Григорьев. Характерно, что российский модернизм, который объявил войну всем традициям 60-х годов, Некрасова ставил очень высоко.

«На смерть Шевченко»

Вырос М. О. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими ребятами. Впоследствии простой язык, богатый и певучий, завораживающий своей музы кой, которая была усвоена сыном помещика в ярославском селе, стали основным инструментом поэта. Его поэмы и стихи написаны народным языком так красиво и точно, что создается впечатление, будто из кружев сплетаются образы и картины нелегкого быта крестьян.

Опыт детства, знание жизни крестьян позволили Некрасову в стихотворении «На смерть Шевченко» точно проследить всю жизнь украинского поэта, выплеснуть боль крепостной, подневольной л к и человека, описать жажду свободы, которую не понять свободном. Каждая строка стихотворения обжигает вопросом: «Почему?» Почему Шевченко, самородок, талантливый художник и поэт, вынужден был добиваться того, чтобы его услышали? Кто распределяет роли на земле? Бог?

Некрасов восхищался талантом Шевченко, его стоицизмом и упорством, стремлением быть свободным если не телом, то мыслями и стихами. Шевченко «в нужде, неизвестный», «обиженный каждым невеждой», трудно шел к свободе. И вот, когда, казалось бы, Шевченко свободный, «закончились его несчастье»: Тут ему Бог позавидовал: Жизнь оборвалась.

Две последние строки стихотворения отличаются от общего размера стиха. Ритм жизни сбит, он оборван в найневідповіднішому месте, когда время жить и наслаждаться, радоваться и творить. Стихотворение Некрасова наполнено горячей любовью к человеку, талантом заработала себе лучшую жизнь, которая страдала за свой народ и любил его. Некрасов сам был очень близок к народу, чувствовал его, поэтому смерть одного из его талантливых представителей не оставила поэта равнодушным.