ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Лев Николаевич Толстой

(1928-1910)

Жизнь и творчество

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, близ Тулы, где и прошли детские годы будущего писателя.

Писать Толстой начал с семи лет. До нас дошел его тетрадь, датированная 1835 p., который назывался «Детские забавы». Здесь были описаны различные виды птиц. Первоначальное образование Толстой получил дома, как это было принято в дворянских семьях. В семнадцать лет поступил в Казанский университет, но оставил его в 1847 году, потому что тогдашняя наука не удовлетворяла его.

В мае 1851 года с братом Толстой едет на Кавказ с твердым намерением стать писателем. На Кавказе Лев Николаевич пробыл до 1854 года, принимая участие в военных действиях сначала как доброволец, а впоследствии как юнкер и офицер. Здесь он написал повести «Детство», «Отрочество» и несколько рассказов из военного быта. Повесть «Детство», напечатана в 1852 году в журнале Некрасова «Современник», сразу же привлекла внимание читателей и критиков: преподнесла Толстого до величайших российских писателей.

Непосредственное участие Л. Толстого в военных действиях на Кавказе, а затем в Крыму дала писателю материал для рассказов о войне и военный быт. Кавказские впечатления Толстого отразились в рассказах «Набег» и «Рубка леса». Уже в этих рассказах, как и позднее в романе «Война и мир», настоящими героями являются люди простые, скромные, часто даже скромны, без каких-либо проявлений покаВНОй храбрости.

После возвращения с Кавказа Толстой был послан в Дунайскую армию, которая воевала против турок, а в ноябре 1854 года его переводят в Крым. Здесь Толстой принимает участие в славной обороне Севастополя. Его впечатления от севастопольской осады изображены в трех прекрасных «Севастопольских рассказах», два из них Толстой закончил в Крыму. Следует заметить, что он первый в мировой литературе правдиво показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с майоріючими флагами и гарцюючими генералами», а «в настоящем ЕЕ выражении - в крови, в страданиях, в смерти».

Приехав во второй половине ноября 1855року, после падения Севастополя, в Петербург, Толстой впервые оказался в литературной среде и познакомился с выдающимися русскими писателями того времени - Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Писемським, Фетом, Чернышевскому, которые относились к нему с большим уважением и часто даже с восторгом.

За год, который прошел после приезда из Крыма, Толстой закончил рассказ «Севастополь в августе 1855 года», повесть «Юность», написал рассказы «Метель», «Разжалованный», повести «Двое гусар» и «Утро помещика».

В 1857 году писатель путешествует за границей. Он посещает Францию, Швейцарию, Италию, Германию.

Вернувшись в конце 1857 года в России, Толстой жил то в Ясной Поляне, то в Москве. В то время он создал рассказ «Три смерти», роман «Семейное счастье». В течение 1858-1862 годов он открывает 21 школу в Ясной Поляне для простых детей.

В конце 1863року Толстой начал работать над романом «Война и мир». Более шести лет «невинной и исключительного труда», - как говорил сам Толстой, он отдал на создание «Войны и мира», «Война и мир» -- это произведение, равного которому - художественными свойствами, глубиной содержания и широким охватом жизни - не знает ни одна другая литература мира.

В марте 1873 году писатель начал работу над романом «Анна Каретная». Задумывая новое произведение, Толстой хотел показать в нем судьбу замужней великосветской женщины, которая «потеряла себя». В окончательной редакции «Анна Каренина» превратилась в роман, который вобрал в себя целую эпоху русской жизни.

На склоне жизни Л. Толстой написал пьесу «Живой труп» и повесть «Хаджи Мурат». В 1906 году он записал в дневнике: «Все больше и больше болею от своего достатка и окружающей нужды...».

В 1908 году Лев Николаевич написал статью «Не могу молчать!» - гневный протест против массовых казней, которыми царское правительство пыталось до конца уничтожить следы революции.

Начиная с 1909 года в дневниках Толстого все чаще появляются записи о том, что он должен покинуть свой дом. Осуществив свое намерение и втайне от близких, которые не разделяли его взглядов, уехав из Ясной Поляны, по дороге, в вагоне 3 класса, он, 82-летний старик, заболел воспалением легких. 20 ноября 1910 года Толстой умер. Тело его похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на месте, которое он сам выбрал заранее.

В творчестве Л. Толстого выделяют четыре этапа;

I этап: 1848/54-1862/63роки. Это поисковый период, когда нарабатываются эстетические принципы, типология героев, принцип психологического анализа, формируется творческая манера писателя. Произведения: «Детство», «Отрочество», «Казаки», «Утро помещика», рассказы о войне, «Люцерн», «Альберт».

II этап: 1860-1870 годы. Этот период творчества знаменовал первые шаги к перелому в мировоззрении писателя. Произведения: «Война и мир», «Анна Каренина».

III этап: 1871-1881 года. Л. Толстой осуществил новый перевод и толкование четырех Евангелий и изложил свою философию христианства; организовал издательство «Посредник». Произведения: «Исповедь», «В чем моя вера», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол», «Воскресение».

IV этап: начало XX века. Произведения: «Живой труп», «Хаджи Мурат», «После бала».

«Война и мир»

Что в мире есть прекраснее человека? Ведь она - самое совершенное творение этого мира. Возможно, именно поэтому человек является объектом исследования других людей. Каждая эпоха по-своему представляет идеал человека. На формирование этого идеала влияют различные факторы, в основном социальные.

В произведении «Война и мир» Л. Толстой раскрывает проблемы человека в поиске смысла бытия. Поэтому главные персонажи, изображенные автором, проходят через своеобразные психологические испытания и переломы.

Образы Кутузова и Наполеона.

Значительное место в романе-эпопее «Война и мир» занимают образы Кутузова и Наполеона. Через изображение двух великих полководцев автор пытается разрешить проблему, кто же является главным в историческом процессе: личность или массы. Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова роль командующих в боевых действиях? Возглавляя армии, Наполеон и Кутузов не только направляли военные действия, но также распоряжались судьбами людей, им подчиненных. Толстой в романе отразил свой взгляд на войну, на роль выдающейся личности и народа. Он открыто говорит о своем неприятии Наполеона, его захватнической политики, тем самым принижая достоинства и заслуги этого полководца. Симпатии писателя на стороне Кутузова, истинно народного полководца, которого не воспринимало высшее общество, осуждая его тактику ведения войны. Простота, доброта, скромность, близость к простому солдату - вот те черты, подчеркивает Толстой в Кутузова. Именно поэтому фельдмаршал не соответствует представлениям мира о командующего русской армии.

Наполеон - кумир своего времени, перед ним преклонялись, ему подражали, видели в нем гения и великого человека. Слава о нем облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого общего кумира, наоборот в романе развенчивает его как полководца и как великую личность. Вот как Толстой описывает «великую армию» Наполеона: «Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались ценными и нужными». Полководец, который считал себя властелином мира, был (по версии Л. М. Толстого) очень далеким от простого солдата и своей армии, благодаря которой он достиг высот величия. Это эгоист, который думает только о себе и свои желания, подчиняя все только своим прихотям. «Все, что было вне его, не имело значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Толстой показывает, что все это только капризы, самообман. Кроме высокомерия Бонапарту присущи лицемерие и позерство и фальшь. Даже перед портретом сына он играет роль: «с свойственной итальянцам способностью произвольно менять выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид замисленої нежности».

Наполеон твердый и вероломный. Ему безразлична судьба армии. Он равнодушно взирает на гибель уланов, переправляются через реку, он равнодушен к гибели простых солдат, потому что они только орудие для достижения им своих целей. Ему льстит любовь народа, но при этом Бонапарт не испытывает ни капли благодарности, поскольку считает, что все были обязаны беспрекословно подчиняться его воле: «Миллионы людей убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив».

Более всего поражает отношение французского императора к этой войне, что имеет целью порабощения Европы, России, всего мира. Он относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: «Вий - игра,люди - пешки, которые следует правильно расставить и двигать», «шахматы расставлены; игра начнется завтра».

Свое отношение к Наполеону автор выражает через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью: «Маленький человек в сером сюртучці... Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, который сходил на круглый живот, в белых лосинах, что обтягивают жирные ляжки коротких ног».

Совсем по-другому относится Толстой к Кутузова. Здесь и любовь, и уважение, и понимание, и сожаление, и восторг, и восхищение. С каждой новой встречей автор все больше и больше раскрывает образ народного пол-ководця. С первых минут знакомства мы начинаем уважать этого человека, так же, как и автор. Он близок к народу, искренний патриот. Мы видим его скромность и простоту, ему близкий и дорогой простой солдат. Он один из немногих, кто понимал нелепость, ненужность и жестокость этой войны. Великий полководец живет одной жизнью с простыми солдатами, их думами. Он скромен и прост в быту. Кутузов имеет военную мудрость, он немногословен, не кричит и не пытается доказать свою правоту, он всегда выжидает. Его любят и уважают простые солдаты. В романе Толстого - командующий и его армия едины. Две исторические личности, великие полководцы своих стран и эпох выступают не только персонажами романа, но и символами, которые определяют направленность духовного движения, притяжения других героев.

Вся глубина понимания исторических процессов, вся полнота знаний «последней правды» о россии и духовное слияние с русским народом сконцентрированы в образе Кутузова. Это - светлый полюс романа. Образ народного полководца для Толстого со всех сторон идеальный, так что Кутузову уже вроде и некуда развиваться: его духовное задача - постоянно жить на этой высшей ступени своего развития, не допустить для себя ни одного эгоистичного шага. Образ Наполеона - темный полюс романа. Холодный эгоизм, неправдивость, самовлюбленность, готовность ради достижения своих низменных целей жертвовать чужими жизнями, даже не смотря на них, - такие черты этого героя. Он тоже лишен перспективы, потому что его образ - предел духовной деградации. Вся дьявольская «наполеоновская идея», что с 1805 года интересовала российское общество, сконцентрирована, всесторонне проанализирована и затаврована Толстым в образе Наполеона. Духовный «вектор» героев «Войны и мира» может быть направлен к Кутузова, то есть к осознанию высшей правды, народной идеи развития истории, к самосовершенствования через самоотречение, до Наполеона - вниз, по наклонной плоскости: путь тех, кто боится постоянной напряженной духовной работы. Именно поэтому путь исканий любимых героев Толстого идет через преодоление в себе «наполеоновских» рис и идей, а путь других - за их принятия, приобщения к ним. Именно поэтому все герои «без развития», что остановились, выбрали легкий путь отказа от духовной работы, объединенные «наполеоновскими чертами» и образуют в российском обществе свой особый мир - прослойка светской черни, что символизирует «наполеоновский полюс» романа.

Образы Кутузова и Наполеона создают не только психологические, мало и историко-философские полюса. Осмысливая причины возникновения войн, психологию и идеологию завоевателей, их исторические и моральные черты, Толстой обнаруживает тайные механизмы действия законов истории. Он ищет те силы, которые противостоят завоевательным амбициям, ищет, как и когда появляется и набирает мощи идея свободы, что противостоит идее порабощения.

Другими словами, Лев Толстой стремится к глубокому философскому осмыслению идеи войны и идеи мира, воплощенных в романе в образах Наполеона и Кутузова. И герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные наполеоновскими чертами, в романе есть как бы «людьми войны».

Воспринимая войну как нечто не просто тяжелое и страшное, но как событие противоестественную, спровоцированную самыми низкими помыслами и желаниями, Толстой показывает, как появляются эти помыслы и желания, как развивается эта психология войны в людях, далеких от поля боя, - в Курагіних, в фрейлине Шерер, в Анне Михайловне Друбецькій, в Бергу., в Вере Ростовой...

В образе же воинской человека Кутузова воплощена для Толстого именно идея мира - неприятие войны, стремление победить не только французскую армию, но и саму античеловеческую идею завоевания.

Как Толстой характеризует войну 1812 года? Война - преступление. Толстой не разделяет тех, кто воюет, на нападающих и обороняющихся. « Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний... которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, что делали их, не смотрели как на преступления». А какова же, по мнению Толстого, причина этого события? Толстой приводит резы и взгляды историков. Но с одним из них не соглашается. «Всякая отдельная взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с масштабностью события...» Огромное, страшное явление - война, должно быть порождено такой же «огромной» причиной. Толстой не берется найти эту причину. Он говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас не понятными». Но если человек не может познать законы истории, получается, она не может повлиять на них. Человек - может песчинка в историческом потоке. Но в каких пределах человек все-таки свободен? «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которое тем свободнее, чем отстраненной ее интересы, и жизнь стихийная, ройове, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Это - ясное выражение тех мыслей, во имя которых создан роман: человек свободен в каждый данный момент действовать как ей заблагорассудится, но «сделанный поступок не вернуть, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, будет иметь историческое значение».

Сам Наполеон искренне не хотел войны, но он - раб истории - отдает все новые распоряжения, ускоряющие начало войны. Наполеон уверен в своем праве грабить и уверен, что награбленные ценности - его законная собственность. Восторженное обожание окружало Наполеона. Его сопровождают «увлеченные люди», он кладет подзорную трубу на спину «счастливого пажа, подбежал». Здесь царит один общий настрой.

Французская армия - это тоже какой-то замкнутый «мир»; у людей этого мира свои общие желания, радости, но это «ложное общее», поскольку оно основано на лжи, удаванні, грабительских устремлениях, на несчастьях чего-то другого общего. Причастность к этому общему толкает на глупые поступки, превращает человеческое общество в стадо. Восторженные единственной жаждой обогащения, жаждой грабежа, утратив внутреннюю свободу, солдаты и офицеры французской армии искренне верят, что Наполеон ведет их к счастью. А он, в еще большей степени раб истории, чем они, считает себя Богом, потому что «для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира... одинаково поражает и вводит людей в безумное самозабвения». Людям свойственно создавать кумиров, а кумиры с легкостью забывают, что не они создали историю, а история создала их.

Толстой ставит Наполеона в один ряд с Анатолем Курагіним. Для Толстого - это люди одной партии - эгоистов, для которых весь мир заключен в "их «я». Художник раскрывает психологию личности, что уверовала в свою безгрешность, в безошибочность своих суждений и поступков. Он показывает, как создается культ такой личности и как сама эта личность начинает наивно верить в всеобщую к ней любовь человечества.

А. В. Луначарский писал: «Все положительное в романе «Война и мир» - это протест против человеческого эгоизма, тщеславия... стремление поднять человека до общечеловеческих интересов, до расширения своих симпатий, возвысить свою сердечную жизнь». Наполеон олицетворяет этот человеческий эгоизм, тщеславие, против которых выступает Толстой. Наполеону далекие общечеловеческие интересы. Это - доминанта его характера. Но Толстой показывает и другие его черты - черты опытного политика и полководца. Конечно, Толстой считает, что царь или полководец не может познать законы развития и тем более повлиять на них, но у него вырабатывается умение ориентироваться в обстановке.

Диалектика души.

Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать диалектику человеческой души во всей ее глубине. В своих поисках, в своих находках, в своем творчестве Толстой продолжил начинания Лермонтова. Вот что писал Лєрмонтов в предисловии к журналу Печорина: «История души человеческой, хотя бы найд более ровной души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения зрелого ума над самим собою и когда она написана без напыщенного желание удивить». Эти лермонтовські слова могли бы по праву стать эпиграфом к творчеству Толстого. Дерзкая и глубокая мысль Лєрмонтов о первостепенную важность изучения души человеческой - первостепенную даже по сравнению с историей народа - стала любимой и задушевной мыслью Толстого-художника. Толстой шел по пути, проложенному Лермонтовым, но пошел дальше, чем Лєрмонтов.

Л. М. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пери вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями он изображает быт помещичьей России и мир аристократического общества, Здесь показаны представители различных слоев дворянства. Людьми передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией.

Андрей Болконский.

Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Волконским в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы. Описывая его внешность, писатель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был «усталый скучающий взгляд», часто «гримаса портит его красивое лицо». Андрей Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIH века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие качества, как верность чести и долгу.

Андрей Волконский с презрением относится к светскому обществу, это презрение ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет «глупым обществом», поскольку его не удовлетворяет это разрешительное, пустую, никчемную жизнь. Недаром он говорит Пьеру Безухову: «Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне». И еще: «Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти». Князь Андрей - одаренная натура. Он живет в эпоху французской революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни.

Сначала это мечты о «свой Тулон», мечты о славе, то есть «наполеоновские» искания. Он жаждет славы и любви людей за совершение подвига, но не может допустить того, чтобы его жизнь была зависимым от других людей. Ради своих желаний он готов пожертвовать и собой, и близкими людьми. Однако во время Шенграбенської битвы уже появляются первые сомнения - что является настоящим подвигом? всегда ли он приносит славу? История капитана Тушино продемонстрировала Болконському, что далеко не всегда слава является следствием подвига.

Далее князь Андрей посещает Вену, где, наблюдая за жизнью горожан, никак не может понять, что люди относятся к этой войне как «до войны трех императоров». Таким образом, ему еще надо понять, что существуют еще и другие критерии участия личности в историческом процессе, кроме славы и подвига.

Ранения на Аустерліцькому поле приводит героя к разочарованию, ведь он осуществил именно здесь такой желанный подвиг, который ничего не изменил в ходе битвы. Глядя в небо, князь Андрей понял бессмысленность всего, что происходит. Небо - это истина, тот единственный закон бытия, на фоне которого видна ложность или истинность того, что создал человек. Таким образом, именно на Аустерліцькому поле происходит перелом в сознании Андрея Волконского, но этот перелом был подготовлен всеми предыдущими событиями его жизни.

После ранения Волконский возвращается в свое имение. Здесь он осознает свою вину перед княгиней Лизой: он видит на лице ангела обвинения. Всю свою деятельность в имении он считает несерьеВНОй, поскольку важной может быть только та, что происходит на арене общественной жизни. Во время своей поездки до Отрадного два события изменили князя Андрея - ночной разговор Наташи Ростовой и Сони и дуб, который зазеленел за одну ночь. Волконский понял, что жизнь не заканчивается в 31 год, что критерием истинности или неістинності поведения, ощущений могут быть именно естественные законы, символом которых стал для него дуб.

Вообще история его жизни - это цепь разочарований: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви. Далеко не случайно, что Андрею суждено умереть на героическом взлете русской жизни, а Пьеру пережить его; далеко не случайно, что Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера станет женой. В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознает народный характер этой войны. Князь Андрей говорит Пьеру о том, что успех сражения «никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции». «А от чего же?» - спрашивает Пьер. И слышит в ответ: «От того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдату». Однако стать такими, как они, породниться душою с простыми солдатами князю Андрею не суждено. Вернувшись в Петербург, Болконский знакомится со Сперанским. Князю Андрею понадобится довольно много времени, чтобы увидеть его зеркальный взгляд, чтобы понять, что это повторение первого этапа его собственной жизни, чтобы осознать всю иллюзорность этого этапа. Качественный перелом в мировоззрении Андрея Волконского происходит во время Бородинской битвы. Самое главное в мире - это всеобъемлющая любовь. В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни емкого: «совершенно новым завистливым взглядом» он смотрит на «траву и полынь». И потом, уже на носилках, он подумает: «Почему мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не далась ему в руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоумения, неразрешимой тайны. Восторжествовало величественное, отрешенное от мирских треволнений небо, а вслед за ним наступила смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями характера и положением в мире людей. Его позабавили к себе, но ускользнули, оставшись недосягаемыми, те духовные ценности, которые сделал судьбоносными 1812 год.

Пьер Безухов.

Молодого Пьера Безухова Л. М. Толстой показывает нам впервые (так же как и Андрея Волконского) в салопе Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя не только общественного спокойствия, а и плавного течения вечера вообще. Среди публики он отличается умным, наблюдательным взглядом. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеих столиц.

Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым желанным женихом России и выдает за него замуж глупую и распущенная женщина, блистательную петербургскую красавицу Элен Курагіну. И делает это Толстой быстро, словно спешит, словно ему необходимо создать своему любимцу такие условия, в которых жизнь становится невозможным. Судя по косвенным авторских намеков, Пьеру в момент появления в Петербурге около 21 года. Он рассеян, толстый и неуклюжий. В начале романа к тому же гуляка и дебошир. Его жизнь хаотична и безрассудное. Однако оно имеет главный и, следовательно, существенный смысл - напряженную внутреннюю духовную деятельность. Пьер как бы символизирует постоянное становление и совершенствование. Везде и всюду он другой. Поиски приводят Пьера в масонскую ложу. На какое-то время он обретает иллюзию душевного успокоения. Однако здесь, как и раньше, как на ниве хозяйственной или иной деятельности, его ожидает разочарование.

Пьер Безухов очень добрый человек. Его доброта - этическая константа его души. Он любит Наташу Ростову. После скандала, связанного с неудачным похищением ее Курагіним, она поссорилась с князем Андреем, а Пьер-единственный, кто по-настоящему способен понять ее. Он добрый и уже поэтому заслуживает быть счастливым.

Пьер Безухов мечтает о славе. Он молод, и поэтому слава ему необходима. Он стреляется на дуэли и тяжело ранит обидчика. Склонен к разрушительным и непредсказуемым поступкам, Пьер Безухов хочет убить Наполеона. Но, кажется, среди своих сомнений, неудач и богатстве) он нашел главное. Душу. Свою бессмертную душу. ее нельзя запереть или убить.

Платон Каратаев - ласковый и ненавязчивый учитель праведного и спокойной жизни. В его образе Толстой воплощает представителя народа, который поможет Ему сблизиться и понять народ. У него Пьер Безухов перенял способность подчиняться естественному ходу событий, способность молиться и быть услышанным. Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и невнимательным человеком. Однако его внутренняя жизнь стало другим. Оно приобрело какой-то двойственности, вне религиоВНОй значимости. И это неожиданным образом меняет его жизнь: в столице неожиданно умирает Элен Безухова. Пьер счастливо женится с Наташей. Еще через семь лет Пьер - известный общественный деятель, отец семейства. И он, и Наташа искренне и очень сильно любят друг друга. Но о чем они думают, оставшись вдвоем? «Ты знаешь, о чем я думаю? - сказала она. - О Платона Каратаева. Как он? Одобрил бы тебя теперь?» И мы понимаем, что период становления и исканий закончился. Наступило время настоящей духовной зрелости. Что произойдет с Пьером дальше, мы не узнаем никогда. Для этого и был написан в романе такой счастливый эпилог, который может стать прологом к рассказу о дальнейшей судьбе этих людей.

Сказать, что Толстой создал целую галерею женских образов, - значит ничего не сказать. У Толстого мужские образы все-таки омрачают женские, потому что его герои, как и герои Достоевского, - это герои-идеологи. Но среди героинь Толстого есть одна, так сказать, не просто героиня, а героиня идеальна. По мнению Толстого, Наташа - это идеал женщины. Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда взялась эта чуткая, трогательная, удивительная девушка? Семья Ростовых, как и семья Волконских, резко выделяется среди обычных дворянских семей. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов и много других передовых людей XIX века. Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии - все это русское, национальное. Они вобрали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой.

Мать Наташи - ее лучший друг. Дочь рассказывает ей про все свои радости, печали, сомнения и разочарования. В их задушевных вечерних разговорах есть что-то трогательное. Наташа близка и с братом Николаем, и со своей кузиной Соней.

Самая яркая черта в Наташе - это поэтическое мироощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто ее окружает. Наташа, что у первых появилась на балу, так мало похожа на светских барышень, чувствуется такой выразительный контраст между ней и «миром». До Ростовых, и прежде всего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди - Андрей Волконский, Пьер Безухов, Василий Денисов.

Увлечение Наташи Анатолем Курагіним, этой ничтожной светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа - натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют никакие предрассудки, им руководит сердце. Наташа - это привлекательный образ русской женщины; она чувствует себя одинокой, чужеродной среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагін увлекает ее, и в этом ему помогает его развратная сестра Элен Курагіна. После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, мир не победил ее. У Наташи есть дар ощущения. Так, «она чувствовала, но не понимала».

Эта интуитивность позитивного настроения, что является движущей силой к изменениям к лучшему, является характерной чертой российского, национального, воплощением которого является Наташа Ростова.

Княжна Марья - представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX в. Образ этот чрезвычайно сложный. По художественной яркостью он занимает одно из первых мест среди героев Толстого. Нравственная высота, сила характера, женственность выделяют княгиню Марью среди многих женских персонажей мировой литературы. Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречивость, необыкновенно поэтическим, цельным, законченным, обаятельным. Княжна боится отца, не смеет шага сделать без его ведома, подчиняется ему, даже когда тот не прав. Марья, горячо любит своего отца, не может, боясь вызвать взрыв отцовского гнева, даже приласкать или поцеловать его. Жизнь ее, еще молодой девушки, очень тяжелое. Вся ее утешение - это письма Жюли Курагіної, которую Марья и знает больше по листьям. В своем уединении княжна сближается лишь со своей компаньонкой-француженкой

Вынужденное затворничество, тяжелый характер отца и мечтательная натура самой Марьи делают ее набожной. Бог для княжны Болконської стал всем в жизни: ее помощником, наставником, строгим судьей. Порой ей становится стыдно собственных земных поступков и мыслей и она мечтает посвятить себя Богу, уйти куда-нибудь далеко-далеко, чтобы освободиться от всего грешного и чужого.

У княжны Марьи нет подобного всепоглощающего чувства любви к одному человеку, которое есть у Наташи Ростовой, поэтому она стремится любить всех, как и раньше, много времени проводит в молитвах и житейских заботах. Душа ее, как и Наташина, ждет любви и обычного женского счастья, но княжна не признается в этом даже самой себе. ЕЕ сдержанность и терпеливость помогают ей во всех жизненных трудностях.

Таким образом, несмотря на внешнее различие, непохожесть характере ее, данных не только природой, но и сформированных под влиянием тех условий в которых жили Наташа Ростова и княжна Марья, эти две женщины имеют очень много общего. И Марья Волконская, и Наташа наделены авто ром богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Волконский и которой восхищается Николай Ростов в своей жене - Марьи.

«Анна Каренина»

Лев Николаевич Толстой - непревзойденный мастер прозы, причем прозы великой и глубоко психологической, проблема любви и долга в его произведениях занимают заметное место. Ф. Достоевский в «Дневнике писателя» писал: «Анна Каренина" есть совершенство как художественное произведение... до которого ничто подобное из европейских литератур не может сравниться...».

Автора прежде всего интересует любовь, которая способна быть единственной в жизни, такой чтобы ставила определенные обязанности перед человеком, а не только находила свое, собственное удовольствие. Потребность в такой любви коренится, по Толстому, в природе человека. Изображая такую любовь, художнику необходимо было решить: способна ли она в период своего цветения набрать такой силы, сосредоточить в себе такое богатство чувства, чтобы его хватило на целую жизнь. Способна ли она на протяжении долгих лет оставаться поэтической стороной жизни семьи, не увядая, не впадая в прозу, не вироджуючись.

Зарождение и подъем любви на вершину охватывает в произведениях Толстого значительный период - нередко целые годы. Случается, конечно, что кратковременное сближение ведет к счастливому браку на долгие годы. Однако Толстой не позволит себе воспользоваться опытом такого везения. Ведь он описывает зарождение и любви не просто в реальных, а в самых реальных из реальных условий.

В. Г. Белинский считал, что ценность художественного произведения определяется еще и тем, как и насколько досконально в нем выражены человеческие характеры. Эта мысль критика с наибольшей глубиной и силой воплощена в творчестве Л. М. Толстого, особенно в его романах «Война и мир» и «Анна Каренина».

Главная тема романа - исследование проблемы семьи, анализ кризисных явлений в современной писателю семье.,

Роман состоит как бы из двух произведений, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной и судьба дворянина, который живет в деревне и занимается совершенствованием своего хозяйства и отношениями с крестьянами, Константина Левіна. их пути пересекутся лишь однажды, да и то это ничего не изменит в жизни героев. Но их объединяет внутренняя связь: оба героя ищут защиты от лжи.

Основные идейные линии романа.

Жизнь без любви. Анна - замужняя женщина, у которой есть маленький сын Сережа и нелюбимый муж, крупный государственный чиновник. И вот настало время, когда она полюбила другого мужчину, потому что жить без любви не могла.

Полюбить достойного. Анна полюбила Вронского со всей силой женщины, которая устала жить без любви. Но Вронский был и остался дилетантом как в искусстве, хозяйственных делах, так и в любви. Он эгоистичный и бесчувственный.

Почему это любовь трагична? В отношениях с Вронским реализуется лишь часть души Анны, которая не может порвать с прошлым, ведь там ее сын, ее материнские чувства. А кроме того, к покинутому мужу она испытывает нежную доброту как к отцу своего ребенка. Душа Анны раздваивается. Кроме того, Анна теряет свой социальный статус после разрыва с Карениным. Оказалось, что общество поощряет измену, но не откровенные искренние чувства. Она становится одинокой.

Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Толстой показывает, что семья невозможна без любви. Но не менее драматичный разрыв семьи, потому что это влечет за собой нравственное возмездие. Кроме того, нельзя забывать о духовном связь супругов. Такой связи не было у Анны с Вронским.

Открыть тайну гармонии. Над этим работает Левин, мечтая найти путь к гармонии. Он постепенно для себя выясняет, что разгадка гармонии в том, чтобы найти равновесие между духовным и физическим. Жить надо не только для себя, руководствуясь лишь эгоизмом. Жить - значит развиваться. В том числе и в семейных отношениях.

Из предисловия Т. Манна к американскому изданию «Анны Карениной»: «Я не колеблясь назвал «Анну Каренину» величайшим социальным романом во всей мировой литературе».