ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

АДАМ МИЦКЕВИЧ

ДЗЯДЫ

В стихотворном вступлении «Призрак» юноша-самоубийца, восстав из гроба, тоскует по любимой и с нежностью вспоминает о прошлом. В прозаическому же вступлении автор объясняет, что Дзяды - это древний народный обряд поминок усопших, в основе которого лежит культ предков (дедов). Борясь с остатками языческих верований, церковь пыталась искоренить этот обычай, и поэтому народ производил Дзяды тайно, в молитвенных домах или домах, которые пустуют, возле кладбищ, где люди ставили ночью угощение, призвали неприкаянные души и пытались помочь им обрести вечный покой.

Ночью в часовне Волшебник с помощью заклинаний вызывает души умерших. Старец и хор подпевающих ему. Души двух невинных детей просят горчичных зернышек. Страшный призрак покойного господина вымаливает у своих крестьян хоть крошку хлеба - только тогда прекратятся страдания злодея. Но люди, которых заморил он когда-то голодом, превратились после смерти на воронов и сов и теперь вырывают еду в жестокого господина из глотки. Красавица Зося, что сводила парней с ума, но так никому и не подарила любви и счастья, теперь томится от тоски.

К женщине в трауре вдруг направляется призрак с бледным и ужасным ликом, с раной в сердце, что кровоточит. Не смотря ни на какие заклинания, призрак идет следом за женщиной, та же смеется в ответ.

Жилье ксендза. Ночь. Сам ксендз молится за усопших. Входит Отшельник в полотняном одеянии, покрытом листьями и травой. Он издалека вернулся в отчий край. «Кто любви не знает, тот живет счастливо»,- поет пришелец. Но пламя пылает в его груди!.. Он с горечью признается, что, начитавшись книг, искал идеальную любовь, объездил весь мир, а потом встретил ее, тут, рядом, «чтобы потерять навеки». Ксендз с сожалением смотрит на несчастного, который «здоровый на вид, но в сердце ранен тяжело». А безумец горячо и беспорядочно рассказывает про свою большую любовь, обильно пересыпая речь цитатами из Шиллера и Гете. Ксендз мягко замечает, что есть люди более несчастные, чем его гость. Но потому безразличное к чужим страданиям. Он оплакивает свою Марилю. Она жива - но мертва для него. «Мертв тот, кто всеми силами не помогает ближним!» - восклицает ксендз. Пришелец поражен: эти же слова сказала она ему на прощание. Друзья, наука, родина и слава - все это ерунда! Но ведь когда-то он верил в это! Высокие порывы ушли вместе с юностью...

Поет петух. Гаснет первая свеча. И ксендз вдруг узнает в пришельцу своего ученика Густава, «красоту и гордость молодежи», что пропадал где-то много лет. Но Густав отказывается остаться в ксендза: юноше нечем отплатить за любовь и заботу, всеми чувствами своими он несется к воспоминаниям. И все прошло... «Кроме души и Бога!» - откликается ксендз. Густав снова в отчаянии вспоминает любимую. Она предпочла почестям и золотую... Но он не винит ее: что он мог ей дать? Только любовь до самой смерти... Юноша просит ксендза не говорить Марыле, что Густав умер с горя,- и бьет себя в грудь кинжалом. Вторая свеча гаснет. Густав спокойно прячет кинжал и объясняет взволнованном ксендзу, что лишь повторил для назидания сделано гораздо раньше. Сюда же он явился, чтобы просить слугу церкви вернуть людям Дзяды: ведь покойным так нужны искренние слезы и молитвы живых! Сам Густав стал после смерти тенью своей любимой и будет с Марилею до ее кончины, когда они встретятся на небесах. Ведь он испытал рядом с ней райское наслаждение, а тот, кто на небе был хоть раз живым, мертвый туда попадает не сразу!

Бьют часы. Густав исчезает.

В прозе форме поэт рассказывает о страданиях Польши под властью Александра i и о безжалостные гонения, которые обрушились в 1823 г. на польскую молодежь, которая училась в Вильно и стремилась сохранить родной язык и национальную культуру. «В деле вич енських студентов есть что-то мистическое. <...> В высоком самоотречении <...> молодых заключенных все видят Божью кару, что упала на головы угнетателей»,- все это глубоко запало в мысли свидетелей и участников тех событий.

В Вильно, в монастыре родителей базиліанів, превращенном в тюрьму, спит узник Конрад. Ангелы и демоны спорят, борясь за его душу. Проснувшись, заключенный понимает: если его враги, «отняв у барда язык», отправят его в изгнание, туда, где песня его будет непонятной, то он станет для родной страны живым мертвецом.

Конрад снова засыпает. Дух же увлекается силой человеческой мысли.

Ночью заключенные, пользуясь сочувствием стража-поляка, собираются в камере Конрада, смежной с костелом, и празднуют Рождество. Томаш, которого юноши считают своим вожаком, объясняет схваченному сегодня Жеготе: сенатор Новосильцев, что впал в немилость «за то, что пьянствовал и воровал открыто», теперь пытается выслужиться перед царем, придумать заговор среди поляков, оболгать их и тем спасти себя. Благородный Томаш готов взять всю вину на себя.

Товарищи с иронией рассказывают Жеготе об ужасах приговоров, вспоминают о кибитки, которые отвозят закованных в цепи мальчиков в Сибири, о солдатах, которые тянут избитых до полусмерти заключенных. С тех кибиток часто слышать возгласы патриотов: «Вечная слава Польше!» Заключенные напевают веселую песенку о том, как будут добывать в Сибири руду, чтобы выковать топор для царя. Глядя на мрачного Конрада, друзья понимают: он охвачен вдохновением. Конрад поет гневную песню, призывая к великой мести,- и падает, теряя сознание. Друзья его разбегаются, заслышав шаги патрульных. А Конрад, поднявшись, говорит об одиночестве поэта. Не люди, а только Бог и природа поймут певца! Песня его - «произведение вселенной»! Он равен Творцу! Безмерно любя свой народ, поэт хочет «наставить и прославить его»,- и требует в Бога великой власти над сердцами человеческими. Горько упрекает Конрад Всевышнему, спрашивая, за что наказывает несчастных поляков?!

Юноша снова падает без памяти. Демоны злятся: если бы он в гордыне своей продолжил свой спор с Богом, они получили бы душу поэта! Но, увидев ксендза Петра, которого привел страж, черти разбегаются. Петр изгоняет из Конрада злого духа. Тот извивается и сопротивляется, но в конце концов вынужден поддаться благочестивому ксьондзу. Ангелы просят Всевышнего простить поэта, ведь хотя он и не чтил Бога, но любил свой народ и страдал за него.