ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Трагедия войны в лирике Анны Ахматовой

До войны в Ленинграде работало 345 писателей. В осажденном городе их осталось 93. В том числе Анна Ахматова - живая легенда «серебряного возраста», что будто соединила XIX и XX столетия, века, пушкинское и свое. Она не оставила «свой край, глухой и грешный» в 20-е годы и навсегда осталась в России, где убили ее мужа, трижды арестовывали единственного сына, десятилетиями не печатали его стихов. На трагедию войны Ахматова откликнулась уже в июле 1941-го стихом, по-солдатски коротко и точно названным ею «Клятва»:

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Строки эти - своеобразный эпиграф к поэзии Ахматовой военных лет. Они и констатация факта, и обобщения (от безымянной девушки к «мы»), и клятва, и призыв к ее выполнению. Ахматова не только написала эту клятву, но и жила по ней. С противогазом через плечо Ахматова несла стражу как рядовой боец противовоздушной обороны, она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома. Теперь в этом доме музей Ахматовой.

Общий боль стал личным; когда читаешь у нее о том, как первый дальнобойный самолет фашистов «равнодушно гибель нес ребенку моему», забываешь о том, что в самой Ахматовой сын был уже взрослым, и беспокоилась она за чужих детей.

В стихотворении без названия ей «сквозь бомбежку слышится детский голосок», и хочется спасти всех:

Питерские сироты,

Детоньки мои!

Голодная, больная, Ахматова была уверена в победе и вселяла эту веру в своих сограждан:

Вражье знамя

Растает, как дым,

Правда за нами,

И мы победим!

В конце сентября Анну Андреевну эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент. Оттуда она выслала для печати в «Правду» «Мужество» с чеканными, будто выбитыми золотом в мраморе, строки, ставшие гимном и клятвой миллионов людей:

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Сотни километров отделяли ее от родного города, но она оставалась с ленинградцами: стариками, женщинами, детьми и новобранцами, которые слишком быстро повзрослели:

Важно с девочками простились,

На ходу целовали мать,

Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ахматова посвятит им стихотворение «Победителям»:

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки -

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, -

Внуки, братики, сыновья!

После снятия блокады, почти за год до окончания войны, Ахматова вернулась в родной город. В телеграмме, посланной из Ташкента с просьбой вернуть ее в Ленинград, Анна Андреевна написала: «Хочу быть полезным городу». И она стала полеВНОй и нужной ему.

В отличие от многих поэтов-соотечественников, Ахматова говорила с людьми не лозунгами, а живыми человеческими словами о Родине, о войне, о любви и о цветах:

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Это, конечно, про Летний сад.

«Всем смертям назло» в годы войны Ахматова продолжала работать над «Поэмой без героя», которой отдала почти треть жизни. В ноябре 1944 года она написала в предисловии к первому изданию: «Я посвящаю эту поэму памяти первых ее слушателей - моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время облоги. их голоса я слышу и вспоминаю, когда читаю поэму вслух...»

Вот почему на поэтическом вечере, который состоялся в Ленинграде в августе 1946 года в Большом драматическом театре, зал встретил Ахматову громом оваций, что длились минут пятнадцать.

О трагедии войны, как и о трагедии сталинского террора, Ахматова могла бы сказать словами из своего не опубликованного еще, но уже написанного «Реквиема»: «я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был». Это высшее, на что способен поэт в час испытаний.