ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Достоевский Федор Михайлович

(1821-1881)

Жизнь и творчество

Федор Достоевский - выдающийся русский мыслитель-гуманист, творчество которого проникнуто чувством любви к человеку и невыразимую боль за нее.

В художественном развитии человечества трудно назвать другого писателя, которого бы столько читали; и нет в истории мировой литературы другого художника, творчество которого было бы столь противоречивой, а биография такой драматичной; не знала литература и подобной наследия, вокруг которой происходили бы такие горячие дискуссии, идеологические битвы, которые начались еще при жизни автора и продолжаются до сегодня.

По природе своего индивидуального таланта Достоевский вошел в историю литературы как художник трагичный, бесконечно чувствительный до тончайших человеческих переживаний. Своими произведениями он будто говорил современникам и будущим поколениям: в этом жестком мире все так позорно и страшно устроено, что человек вынужден бесконечно страдать. И до него никто в мировой литературе не мог с такой силой изобразить эту безмерность человеческого страдания.

Жил он в чрезвычайно сложное и жестокое время, полон исключительно драматических событий. И сам был фигурой очень сложной и противоречивой. В письме к Фонвізіної (февраль 1854) он писал: «Я скажу вам про себя, что я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до могилы. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противоположных. Родился Федор Михайлович Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец работал врачом в Марийський больницы для бедных, на территории которой прошли детские годы мальчика. С детства он познал, а впоследствии и разделил жизнь и думы «бедных людей», что станет одной из ведущих тем в творчестве писателя. С надеждой вывести сына «в люди» отец против его воли везет в Петербург и устраивает слушателем Главного инженерного училища. Впоследствии писатель скажет, что это «была ошибка». Его влекла литература.

Свой творческий путь он начал повестью «Бедные люди» (1846), была одобрительно воспринята М. Некрасовым и В. Белинским, которым понравилось изображение в ней социальной трагедии «маленького человека».

Повесть получила автору популярность. Успех был ошеломляющим, его приглашают в петербургские литературные салоны. Состоялось знакомство с И. Тургеневым и многими выдающимися в то время художниками и критиками. Но следующие его произведения: «Двойник» (1846), «Хозяйка» (1847), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849) - не были приняты критикой.

Разрыв с В. Белинским вовсе не означал перехода Ф. Достоевского на реакционные позиции. Пытаясь осмыслить идеи социалистического и коммунистического общества в России писатель сблизился с кружком Петрашевского, На заседании кружка петрашевцев Достоевский читал открытое письмо В. Белинского к М. Гоголя, который было официально запрещено.

После ареста петрашевского кружка 23 апреля 1849 года Достоевский было предъявлено обвинение в распространении запрещенного письма и вынесен приговор к смертной казни, но за несколько минут до казни ее отменили по высочайшему распоряжению. Эти десять страшных минут ожидания смерти вошли в творчество писателя как символ человеческих страданий.

На писателя ожидали новые испытания. В Рождественскую ночь его сильно избили и этапом отправили в Сибирь. Четыре года каторги в Омске, далее - солдатчина в Семипалатинске.

В конце 1859 г. Федор Достоевский возвращается в Петербург, где выступает на литературных вечерах. Пребывание в ссылке привело к коренным изменениям в мировоззрении Ф. Достоевского. В течение 1859-1865 годов сформировалась новая система идей на основании осмысления уроков каторги и революционной ситуации в России. Этот период литературного творчества писателя называют «вторым дебютом», к которому принадлежат такие произведения: «Записки из Мертвого дома» (1861-1862); «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863); «Записки из подполья» (1864).

Можно сказать, что Достоевский с 40-х годов вернулся из Сибири сразу в годы 60-е. В России за это время произошли большие социальные и политические изменения. Ширилось революционно-демократическое движение, возглавляемое Чернышевским, Добролюбовым, Некрасовым. На эти годы приходится возвращении из ссылки Шевченко, который вместе с российскими друзьями выступает против царского деспотизма, крепостничества.

Достоевский сразу же начал активную литературную и общественную деятельность. Вместе с братом Михаилом он организовал и издавал журналы «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865), в которых печатались произведения не только Достоевского, но и других известных писателей того времени. В журнале «Время» писатель выступает против революционно-демократического движения, пропагандирует идею христианства, «покорности» русского народа (идеи революции ему чужие). Впоследствии свои идеи писатель отстаивает и в журнале «Эпоха».

У1862-1863pp. писатель, совершая зарубежные поездки,

интересуется европейским жизнью, людьми, их бытом и обычаями. Выходят в свет «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), «Записки из подполья» (1864), которые намного опередили проблематику и образную систему следующих романов.

До 1865 года в Ф. Достоевского сформировалась новая система идей, которая нашла свое литературное воплощение в романах, которые еще называют «великим пятикнижием»:

«Преступление и наказание» (1866),

«Идиот» (1868),

«Бесы» (1870-1872),

«Подросток»(1874-1876),

«Братья Карамазовы» (1878-1880).


Творчество - это жизнь Достоевского. Он реализует свой давний замысел - роман «Преступление и наказание», который с января 1866 г. начинает печататься в «Русском вестнике» и приобретает автору мировую славу. Долги и кредиторы заставили писателя поехать в Европу, где были написаны знаменитые романы «Идиот» и «Бесы». Но вне родины Достоевский не мог долго жить и работать, и он возвращается в Россию.

С 1873 г. начинает работать над «Дневником писателя». Сначала произведение печатают в журнале «Гражданин», а с 1876 г. он выходит самостоятельным изданием. Его художественная форма уникальна. Наряду с публицистическим, литературно-критическим материалом здесь содержатся «сюжеты» из жизни современной действительности, а также художественные произведения, «щоденникова проза»: «Бобок», «Сон смешного человека», «Мальчик с Христа на елке» и др.

В 1875 г. выходит роман «Подросток», в котором отражены главные философские, социальные духовные поиски писателя.

До автора знаменитых романов пришло всеобщее признание: он был известен в России и на Западе. Но здоровье писателя ухудшалось, давали о себе знать каторга и тяжелые годы борьбы за жизнь и творчество. В 1879-1880 гг. Достоевский работал над романом «Братья Карамазовы», последним произведением, который остался незавершенным. 9 февраля 1881 г. Достоевский умер.

«Преступление и наказание»

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение.

«Преступление и наказание» - первый из пяти лучших романов Достоевского. Сам писатель этому произведению придавал большое значение: «Повесть, которую я пишу теперь, возможно, лучшее, что я написал». От изобразил в произведении такое бесправие и беспросветность жизни, когда человеку уже «некуда идти».

Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления». Сам Достоевский в письме издателю М. И. Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, которая живет в крайней бедности,... поддавшись некоторым странным неоконченным идеям... решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху...» При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет использовать в благих целях: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и «потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга перед человечеством». В этом высказывании Достоевского нужно особо подчеркнуть две фразы: молодой человек, живущий в крайней бедности» и «поддавшись некоторым странным неоконченным идеям». Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной действий Раскольникова. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории, или теория, что стала причиной ужасного положения Раскольникова? Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, и потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство процентщицы задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, совершенное Раскольниковим, - это подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, переступив через свою человеческую натуру, через самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. Я не старуху убил, я себя убил», - признался он Соне Мармеладовій. Эта отделенность от общества мешает Раскольникову жить, его человеческая натура не принимает этого. Оказывается, человек не может идти без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому борьба героя становится все напряженнее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников, к прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же ас он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой, имея о них так же мучительно, как думает об убийстве Лизавети. он пытается не делать этого, потому как начнешь думать, то непременно должен будешь решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей. По логике его теории они относятся к «низшему» разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может упасть на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны.

Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Почему теперь я их ненавижу?» Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она с него смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.

Достоевский не показывает нравственного возрождения своего героя, потому что его роман вовсе не об этом. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея.

Таким образом, идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

Индивидуалистический бунт главного героя.

«Преступление и наказание» - это роман о россии середины XIX века, пережившей эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных потрясений. С первых страниц романа мы узнаем о том, что Раскольников решился на какое-то дело. У него есть мечта, к осуществлению которой он очень близок.

А месяц назад, почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи бабы, процентщицы, кольцо - подарок сестры. Большую ненависть и отвращение испытывает он к каприВНОй и никчемной старой, которая наживается на чужом горе, нищете. Позже, в трактире, Раскольников случайно услышал разговор студента с офицером о «глупу, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, старую, никому не нужную и, напротив, всем вредной».

Полгода назад Раскольников написал статью «О преступлении», где изложил свою теорию психологического состояния преступников на протяжении всего преступления. Он доказывал, что это состояние более похож на болезнь - помрачение ума, распад воли, случайность и нелогичность поступков. Мы почти ничего не знаем о той большой работе мысли, в результате которой в сознании Раскольникова развилась его идея. Она раскрывается лишь после убийства.

В ужасном гряВНОм трактире слушает Раскольников трагическую рассказ бывшего чиновника, а теперь пьяницы Мармеладова о семнадцатилетнюю дочь Соню, ее подвиг, жертву ради спасения семьи: она стала на путь проституции, чтобы зарабатывать хоть какие-то деньги для семьи. Пораженный услышанным, Раскольников делает вывод, что человек привыкает ко всему. Так и Мармеладов.

Еще один удар, шаг к бунту - письмо матери о Дуню, сестру, которая «восходит на Голгофу». Дуню, которая моральную свободу не отдаст за комфорт ради собственной выгоды. Встреча Раскольникова с пьяной обесчещенной девушкой тоже оказалась судьбоносной. Где же выход? Разве можно обойтись без жертв? Надо что-то сделать. «Или отказаться от жизни совсем! - крикнул он вдруг в пылу, - послушно принять судьбу такой, какой она есть, раз навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!» Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить».

Убийство старой нужное Раскольникову для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи. Логических возражений своей идеи Раскольников так и не увидел. Он был уверен в невозможности что-то изменить: человеческое страдание бесконечное, а мир поделен на угнетенных и на тех, кто подавляет, властителей и подчиненных, или, по Раскольниковим, - на «пророков» и «тварь дрожащую».

Признание своей вины - это для Раскольникова признание собственной несостоятельности и никчемности. Но идея незыблема. «Двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова.

Двойственность - характерный прием изображения у Достоевского. Двойственность реализуется, во-первых, через раздвоенность сознания героя. В нем будто живут двое: один за инстинктом стремится помогать, спасать униженных и потерпевших людей, а второй, рассудительный, цинично анализирует поступки первого и подвергает их критике. Во-вторых, в романе целый ряд героев, которые так или иначе интерпретируют обе названные стороны личности Раскольникова, их условно называют «двойниками» и «антиподами» главного героя.

«Двойниками» Раскольникова в романе является Лужин, Свидригайлов и Лебезятников. Они воплощают отдельные стороны проявления его «теории сверхчеловека», темной стороны его личности.

Лужин, в отличие от Раскольникова, не пойдет убивать, но не за высокие моральные убеждения, а за то, что привык все делать чьими-то руками, сохраняя безупречный моральный облик и респектабельность. За его «экономической» теории, можно пойти на что угодно ради собственной выгоды, выгоды. Не случайно Раскольников сразу почувствовал: если довести до логического конца рассуждения Лужина, то получится, что людей и убивать можно. Итак, получается, этот Лужин живет по его теории исключительную личность, Наполеона, которому все позволено.

Свидригайлов, услышав исповедь Раскольникова перед Соней, отметил, что они с Родионом «одного поля ягоды». Но, в отличие от Раскольникова, Свидригайлов не мучился вопросом о том, действительно ли так устроен мир. Он жил за теорией о вседозволенности для тех, кто имеет деньги и власть. И только решительное «нет» Дуни и ее выстрел заставили увидеть: не все можно купить. Более того: то, что продается, автоматически становится ненастоящим. Так перед ним раскрылась пропасть, в которую он давно упал, может, поэтому он и совершил самоубийство.

К «антиподам» Раскольникова принадлежат Разумихина, Порфирий Петрович и Соня. Все эти образы воплощают разные стороны светлого, доброго в главном герое.

Разуміхін - друг Раскольникова, который ценил в нем доброту, трудолюбие, талант. Это своего рода возможный путь развития И жизни главного героя. Не случайно именно Разумихина выбирает Дуня, сестра Раскольникова, себе в пару.

Порфирий Петрович - следователь, который ведет дело об убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны, - человек разумный, как и сам Раскольников. Не случайно их размышления совпадают, они имеют одинаковую логику. Но Порфирий Петрович оценивает факты с точки зрения закона, которым руководствуется в жизни. Это также один из вариантов жизни главного героя - возможна карьера самого Раскольникова, если бы он избрал путь Порфирия Петровича.

Соня - не просто по-другому повторяет преступление Раскольникова. ее преступление против морали - это преступление против себя, своей души. Вот только, в отличие от Раскольникова, она это точно усвідомлює. и молит Бога простить ей, потому что делает это не ради себя, а для спасения близких. Соня -- это воплощение христианской морали, которой нужно придерживаться при любых обстоятельствах: лишь тогда человек не ошибется, поддастся на выкладки «лукавого разума человеческого». Именно Соня спасает Раскольникова большой силой христианской любви.

«Двойники» и «антиподы» в романе отражают и подчеркивают противоречия характера главного героя, двойственность его натуры, и в то же время они детально описывают основные черты Раскольникова, подавая перспективы развития его идеологии и морали.

Жанровые особенности романа.

Жанровые особенности романа Достоевского «Преступление и наказание» нельзя очертить определенными пределами. И не только потому, что это произведение сложное по своему замыслу и большой по объему. Можно назвать несколько жанрово различных определений, и каждое из них будет по-своему справедливым. Роман - философский, потому что в нем возникает проблема осуждения воинствующего индивидуализма и так называемой «личности» находится в центре внимания. Роман - психологический, поскольку речь идет прежде всего о человеческой психологии, в различных ЕЕ, даже болезненных проявлениях. А к этому еще можно добавить и другие более конкретные жанровые особенности, связанные уже с самой структурой произведения: внутренние монологи; диалоги-дискуссии действующих лиц; картины будущего мира, в котором бы воцарилась идея индивидуализма. Также роман является полифоническим: каждый из героев утверждает свою идею, то есть имеет собственный голос. Итак, раВНОжанровость «Преступления и наказания» является в данном случае главным условием успешной творческой реализации масштабного авторского замысла (его дидактической установки).