ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Оноре де Бальзак

(1799-1850)

Жизнь и творчество

Оноре Бальзак вошел в мировой литературы как выдающийся писатель-реалист. Бальзак был сыном мелкого буржуа, внуком крестьянина, он не получил того воспитания и образования той, которую дают своим детям дворяне (доля «где» была им присвоена).

Писатель ставил основной целью своего творчества «воспроизведение рис грандиоВНОго лицо своего возраста через изображение характер них его представителей». Он создавал соти, тысячи непохожих друг на друга персонажи, жизнь которых, на первый взгляд, может показаться хаотичным, диффузным движением. Но все это движение стихийно укладывается в определенное русло, подчиняется определенным законам. Бальзак интуитивно проник в суть социальных процессов, через художественный анализ дошел до синтеза, причем его изучение законов развития общества вы было настолько глубоким, что специалисты (социологи, экономисты, юристы) признают его первенство над ними.

Оноре де Бальзак начал писать немногим позже Стендаля. Слоевища предшествовала юридическая карьера и работа журналиста. Бальзак даже успел открыть собственную типографию, которая вскоре прогорела. Он взялся создавать романы ради заработка. И очень быстро удивил мир абсолютной зрелостью своего стиля. Романы «Последний шуан, или Бретань в 1800році» (1829) и «Сцены частной жизни» (1880) понравились читателям, хотя критика встретила их сдержанно. После этих произведений Бальзак уже больше не рос как художник, а просто выпускал в свет одно произведение С другим, за две недели создавая очередной роман.

Одной из самых серьезных страстей Бальзака, начиная с детских лет, была философия. В школьном возрасте он чуть с ума не сошел, когда в католическом пансионе ознакомился со старинной монастырской библиотекой. Он не начал серьезную писательскую работу, пока не проштудировал труда всех более-менее выдающихся философов старых и новых времен. Поэтому и возникли «Философские этюды» (1830-1837), которые можно считать не только художественными произведениями, но и достаточно серьезными философскими трудами. В «Философских этюдов» принадлежит и роман «Шагреневая кожа» (1830-1831), фантастический и в то же время глубоко реалистический.

Бальзак любил повторять: «Самим историком должно быть французское общество. Мне остается лишь служить его секретарем.» Эти слова указывают на материал, на объект изучения творчества Бальзака, но умалчивают средства его обработки, которые «секретарскими» назвать нельзя. Бальзак, создавая образы, опирался па то, что видел в реальной жизни (имена практически всех героев его произведений можно найти в газетах того времени), но на основе материала жизнь он выводил определенные законы, по которым существовало, и, к сожалению, существует общество. Он делал это не как ученый, а как художник. Поэтому такое значение приобретает в его творчестве прием типизации (от греческого typos - отпечаток). Типичный образ имеет конкретное оформление (внешность, характер, судьба), но одновременно он воплощает определенную тенденцию, которая существует в обществе на определенном историческом отрезке.

Бальзак создавал типичные образы по-раВНОму. Он мог быть нацеленным только на типичность, как например, в «Монография о рантье», а мог обострять отдельные черты характера или создавать острые ситуации, как, например, в повестях «Евгения Гранде» и «Гобсек». Вот например описание типового рантье: «Практически все особи этой породы имеют на вооружении трость или табакерку... Подобно всем особям рода «человек» (млекопитающие), он имеет семь клапанов на лице и, скорее всего, владеет полной костной системой... Его лицо бледное и часто имеет форму луковицы, оно не имеет характеристик, что и является его характерным признаком». А вот набитый испорченными консервами, никогда не топленый камин в доме миллионера-Гобсека, безусловно, с чертой заостренной, но именно эта обостренность подчеркивает типичность, разоблачает тенденцию, которая существует в реальности, предельным выражением которой и выступает Гобсек.

Власти денег Бальзак боялся больше, чем власти феодалов. На королевство он смотрел, как на единую семью, в которой король является отцом и где существует естественное состояние вещей. Относительно правления банкиров, которое началось после революции 1830 г., то здесь Бальзак увидел серьезную и» грозу для всего живого на земле, потому что почувствовал железную и холодную руку денежных интересов. А власть денег, которую он обличал постоянно, Бальзак отождествлял с властью дьявола и противопоставлял ее власти Бога, естественному ходу вещей.

Главным объектом изучения в творчестве Бальзака есть мощная сила сегодняшнего времени - буржуа, те самые «ангелы денег», которые приобрели значение главной движущей силы прогресса, Бальзак разоблачает их обычаи, детально и скрупулеВНО, как биолог, что исследовал привычки определенного вида животных.

Увеличение капитала становится почти инстинктом в характере Гранде перед смертью он «страшным движением» хватает золотой крест священника, который склонился над бессознательным человеком.

Гобсек - «рыцарь денег», главный герой одноименной повести (1835) приобретает значение единого бога, в которого верит современный мир, Выражение «деньги правят миром» ярко реализуется в повести. Миленькая, неприметная, на первый взгляд, человек, держит в своих руки х весь Париж. Гобсек наказывает и милует, хотя он по-своему справедливым может жестоко наказать того, кто пренебрегает благочестием и через это влезает в долги (графиня де Ресто), а может и отнестись благосклонно, как например, в белошвейки по прозвищу Огонек.

Люди уничтожили старого Бога, который руководил феодальным миром и назначал королей, и создали нового бога, Идола Денег, от имени которого правят миром Гобсек, Гранде и выдающийся преступник, «Наполеон каторги», Жак Коллен (он же - Вотрен, он же - испанский аббат Карлос Эррера). Жак Коллен под разными именами действует в романе «Отец Горио» (1834-1835), «Утраченные иллюзии» (1837-1843), «Блеск и нищета куртизанок (1838-1847), в пьесе «Вотрен». Коллен - титанический характер. Его якобы вырезан из цельной глыбы. И результаты его деятельности тоже есть титаническими: он уничтожает вокруг себя все проявления нравственности и преображает души людей на пустыне

Отношения между людьми в Бальзака преимущественно определяются деньгами, но не только они интересовали автора.

Мысль о создании единой системы произведений, которая могла бы реализовать стремление писателя изобразить широкую панораму жизни Франции XIX в. возникла у Бальзака в 1833 г. Так началась «Человеческая комедия» с персонажами, переходящие из романа в роман «Человеческая комедия» обобщает всю творческую деятельность Бальзака. Это многотомное издание включает 93 романы, в которых действуют 2000 персонажей. Романы «Человеческой комедии» автор группировал по трем разделам И «Этюды о нравах», «Физиологические этюды» и «Аналитические этюды».

«Этюды о нравах», в свою очередь, разделяются на «Сцены при ватного жизни», «Сцены провинциальной жизни», «Сцены политической жизни», «Сцены военной жизни», «Сцены сельского жить-таким образом, перед нами предстает огромная панорама всей Франте времен первоначального накопления капитала. Мы видим огромный живой организм, который постоянно движется. Ощущение постоянного движения и единства, синтетичности картины возникает благодаря персонажам, которые возвращаются («сквозные персонажи»). Например, Люсьен Шардон впервые встречается в «Утраченных иллюзиях», где пытается покорить Париж, а в «Блеске и нищете куртизанок» Люсьен Шардон, уже покоренный Парижем и превратил в безропотное орудие дьявольского честолюбия аббата Вотрена (еще один сквоВНОй персонаж).

Максим де Трай, семья де Ресто постоянно появляются на страницах разных произведений, и у читателя возникает впечатление об отсутствие точек в конце отдельных романов. Это не просто собрание сочинений, а панорама жизни. «Человеческая комедия» - яркий пример саморазвития произведения искусства, который никогда не уменьшает величия произведения, а наоборот - придает ему силы, что идет от Природы. Именно такой могучей, намного превышающей личность автора, и есть гениальная творчество Бальзака.

«Гобсек»

Повесть «Гобсек» входит в состав первого раздела «Человеческой комедии» («Этюды об обычаях»), в котором Бальзак создал галерею типичных образов своих современников раВНОго социального статуса и разных профессий.

Повести «Гобсек», как и всем произведениям великого романиста, свойственна многоплановость. Это дает возможность писателю в пределах небольшого произведения шире и глубже охватить зображувану действительность, показать проявления страшной власти денег в разных слоях буржуаВНОго мира. Эту уродливую власть с исключительной силой и правдивостью раскрыто в отношениях старого ростовщика Гобсека и его многочисленных жертв, которые тщетно борются с ним, пытаются даже кричать, чтобы затем замолчать, как наконец умолкает зарезана на кухне утка. Великий реалист, Бальзак изображает и мир, и человека В действии, в движении, в динамике.

Имя центрального персонажа этого произведения - ростовщика Гобсека - стало нарицательным. Однако именно в его образе О. Бальзак не только изобразил типичного ростовщика, а ярко воссоздал особый психологический тип человека, который живет только одной страстью - стяжательством в чистом виде. Деньги - вот единственная цель, единственная любовь призвание Гобсека. В одном из Черновых вариантов повести Гобсек был чуть ли не образцом доброты и сердечности. Но писатель понял, что хмурая буржуазная действительность не знает добропорядочных ростовщиков, и переделал произведение. Характерно, что именно тогда, когда повесть стала жизненно правдивой, буржуазная критика подняла шум, якобы Гобсек, что дошел до маразма, - просто выдумка Бальзака. Но в том и заключается рыла великого реалиста, что, даже описывая исключительные явления, пин убедительно доказывает: они - неизбежное следствие законов буржуаВНОго мира.

В образе Гобсека обобщены черты частнособственнической психологии, доведены до логического завершения (хотя почти абсурдные с точки зрения нормального человека). Вот жизненная философия Гобсека: «Что может удовлетворить наше «я», наше тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы удовлетворить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности и усилия. В золоте все это в зародыше, и оно на самом деле дает все». При этом Гобсек не пытается воспользоваться упомянутыми им возможностями золота, ему достаточно его иметь. Не ради чего-то другого. Для Гобсека не существует никаких удовольствий, кроме осознания наличия своего богатства.

Когда-то дерзкий, жестокий корсар и работорговец Гобсек, став ростовщиком, превратился в тихого, внешне совсем не примечательного человечка, хоть на самом деле был тайным обладателем буржуаВНОго Парижа. Гобсек фанатично любит золото. «В золоте воплощено все человеческие силы... - говорит он. -А жизнь? Разве это не машина, которую приводят в движение деньги?.. Золото - вот духовная сущность настоящего общества». Гобсек знает весь Париж. Он пристально следит за богатыми семьями, чтобы в критический для них момент коршуном упасть на их состояние.

Были ли у него другие черты? Через яркость главной черты, его жизненного сверхзадача, их почти незаметно. «Это был человек-автомат, которую ежедневно заводили», - пишет о нем Бальзак.

Гобсек - этот ходячий вексель - человек незаурядного ума. Он ловкий, бесстрашный и даже способен делать философские обобщения относительно природы общества, анализировать его движущие силы. Знает он и психологию людей. Чтобы сделать вывод о всевластии золота и создать собственную философию, тоже надо уметь мыслить. Следовательно, он умный человек, но его страсть оказывается сильнее разума. Власти золота, о которой он столько торочив, делает своей жертвой самого Гобсека, он сам себе создает ловушку.

Осознав силу денег в обществе, где кипит неугасимая «борьба между бедными и богачами», Гобсек пришел к выводу, что лучше давить самому, чем терпеть притеснения от других, и, развязывая петлю мешка с золотом, чувствует себя настоящим властелином мира. Этот своеобразный философ вырастает в глазах честного адвоката Дервиля в романтизированный символ власти золота. Но Бальзак-реалист снимает с него романтический ореол, показывая, что жажда накопления приводит к потере здравого смысла.

Что может быть абсурднішим за смерть от голода посреди несметного богатства? Но несмотря на абсурдность, смерть главного героя является логичной: Гобсека убивает собственная идея о всевластии золота и его непревзойденную ценность. Он настолько боялся потерять свое состояние, что уничтожил его в физическом смысле: дорогие ткани, посуда, картины - все испортилось, потому что было заперто в кладовке и этим богатством ни один человек не пользовалась. Этот нарочитый внешний абсурд - естественное завершение подобного отношения к жизни.

Сурово и безжалостно осуждает Бальзак жажду накопления и собственно процесс обогащения человека. Ни Гобсеку, ни другим золото не дает счастья. И пусть образ Гобсека - предельный случай, он показывает, к чему приводит путь стяжательства.

«Есть ли у этого человека Бог?» - риторически спрашивает другой герой произведения - Дервіль. Да, есть: это Мамона, иначе говоря - деньги. Служению этому идолу подчинено жизни Гобсека.

Автор знакомит читателя с жизнью многих других персонажей, наделяя каждого четкой не только психологической, но и социальной характеристикой, то есть предоставляя им черт, присущих целым социальным группам общества. В повести развернута галерея социальных портретов: аристократы раВНОго сорта - от респектабельной високородної семьи Гранльє до великосветского бандита Максима де Трая, ростовщики Жигонне и Вербруст, что готовы, как и Гобсек, поживиться там, где пахнет паленым, наконец люди из народа - трудолюбивая гризетка Фанни Мальвы и сам Дервіль, выходец из буржуаВНОй мелочи, что учился на медяки. Все симпатии писателя на стороне этих последних, о чем свидетельствует красноречивое сопоставление: с одной стороны - трудолюбивая и чистая Фанни и ее муж Дервіль - честный труженик, лишенный мелочных предрассудков и ложного самолюбия, а с другой - блестящая красавица, графиня Анастази Ресто, которая разоряет своего мужа и детей ради любовника - духовной чудовище с ангельским лицом.

История семьи Ресто иллюстрирует ужасную силу денег, что уничтожают родственные связи и побуждают к преступлений: графиня, словно воровка, шарит в бумагах умершего человека, тело которого еще не остыло. Обычаи семьи Ресто типичные для французского общества времен Реставрации.

Закономерности общественной жизни раскрываются в случае Гобсека, который все же является романтическим героем, что живет одной страстью: характер и поведение Гобсека прочно связаны с обстоятельствами, - он лишь с большей степенью концентрации выражает типичное явление времени.