ЛИТЕРАТУРА РЕАЛИЗМА
Примерно от середины до последней четверти XIX века «погоду» во всемирном литературном процессе делали преимущественно писатели-реалисты. Россияне Ф. Достоевский и Л. Толстой уверенно приняли эстафету французов Стендаля, О. Бальзака, Г. Флобера, англичанина Ч. Диккенса и пошли дальше своих предшественников. Достаточно вспомнить произведения той эпохи, которые вошли в сокровищницу всемирной литературы: Униженной попранные» (1861); «Игрок» и «Преступление и наказание» (1866); «Идиот» (1868); «Бесы» (1871); «Братья Карамазовы» (1879-1880) Ф. Достоевского; «Война и мир» (1863-1869); «Анна Каренина» (1873-1877), «Воскресение» (1889-1899) Л. Толстого.
Творчество Достоевского и Толстого стала вершиной не только российского, но и мирового реализма. Они обогатили всемирную литературу (в частности и прежде всего жанр романа) уже самим взглядом на извечные проблемы человечества: признание-непризнание отдельной личностью общественных законов и норм, право «переступить» через эти законы и нормы («Преступление и наказание»); видение проблем войны и мира, войны и народа, «мысли народной» («Война и мир»); проблемы семьи, «мысли семейной» («Анна Каренина») и др. Глубокий психологизм произведений этих писателей до этого времени поражает как литературоведов, так и рядовых читателей. Творчество Достоевского и Толстого действительно бессмертна, она пережила и еще переживет много литературных мод И даже общественных формаций, ведь как по содержанию, так и по форме произведений они достигли общечеловеческих, действительно всемирных высот. В настоящее время в мировой литературе преобладали такие направления, как натурализм и позитивизм.
Натурализм (от лат. nature - природа) - название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х pp. XIX в. и особенно широко развернулась в 80-90-х pp., став тогда самым влиятельным направлением. Основные элементы натурализма в литературе существовали значительно раньше; в 80-х гг. это течение получило название и теоретическое обоснование, данное Эмилем Золя в книге «Экспериментальный роман» (1879) и в статьях о театре. В дальнейшем под термином «натурализм» объединялись понятия весьма раВНОродные и отличные от представления о нем его основоположников, в частности Золя. Объясняя выбор этого термина для определения нового литературного стиля, Золя начинает с отречения от реализма: «Меня спрашивают, почему я не довольствуюсь словом «реализм», которое використовуймося 30 лет назад? Я поступил так лишь потому, что тогдашний реализм сужал художественно-литературный кругозор; мне казалось, что слово натурализм» расширяет область наблюдения» («Натурализм в театре»). В эту область отныне входят запрещенные к натурализму темы л области патологии и физиологии, проблемы труда, той или иной профессии («Жерминаль»). Вводя новое определение для литературного стиля, Золя все же определяет основу этого литературного течения реализм, который играл ведущую роль во французской литературе второй половины XIX века. Позитивизм - социально-философское направление, характеризующееся стремлением исходить из данного, фактического, устойчивого, несомненного (положительного), чтобы создать социальную теорию:
- свободной от метафизических объяснений;
- доказательную и загальнозначущу;
- основанную на методологии, свойственной естественным наукам. Где-то в конце XIX века удельный вес литературы реализма
в выражении художественных устремлений эпохи начала уменьшаться, набирали силы модернистские направления и течения.
|
|