11 класс
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА. СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
М. ПАВЛИН, П. ЗЮСКИНД
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
Динамика образа Атилії в рассказе М. Павлина «Дамаскин»
Образ Атилії, дочери господина Николича, в произведении, пожалуй, самый интересный, если не главный. С его помощью автор раскрывает ведущие проблемы произведения: проблема духовности и «необходимости восхождения по лестнице» духовного самосовершенствования человека, проблему греха и искупления за него.
В произведении много символов, которые помогают понять и сущность образа, и мнение автора. Так, река, которую видит из окна спальни Атилія, - новый путь, новый период . в жизни. Можно предположить, что образ героини будет показано в динамике.
С самого начала героиня вызывает интерес как у читателей, так и у других героев произведения: «Атилія нарисовала глаза и ресницы своей груди. Они смотрели сквозь вуаль на гостей каждая в свою сторону, немного сизоокі, но обворожливі, с блестяще-зелеными зрачками». Девушка выглядит одновременно и невинно, и эротично, что привлекает к ней внимание.
Образ Атилії загадочный и таинственный. Она поливает цветы музыкой, говорит о том, что есть песни, книги, картины или дома, что умеют любить или не любить людей, а дома, к тому же, как и люди, похожи на большие красивые или скучные письма. Речь девушки метафорическая и загадочная, да и сама она вроде бы вышла из книги.
Попытки разгадать этот образ порождают множество толкований, хотя разгадку его следует искать у самого Павлина. В этом случае следует обратиться к тексту «Хазарского словаря». В романе есть героиня Атех, две первых буквы имени которой совпадают с первыми двумя буквами имени Атилія. Это хазарская принцесса, чье имя толкуется как «название четырех состояний сознания у хазар». Например, первая буква означает «Верховную корону, мудрость, взгляд вверх и взгляд вниз, как между матерью и ребенком». Вторая буква означает невесту и связана с подметанием метлой, следовательно, «разрушение нечисти и возврат неверных, а также олицетворяет силу...»
Учитывая это, можно предположить, что Атилія - воплощение Мудрости, Софии, Вечной Жены, Невесты, Мысли. Тогда становится понятным, почему она рассказывает Дамаскин о том, что тот является его сыном. Лествичнику она «как дочь», а Дамаскин - ее сын.
Отец Атилії, за грехи которого было остановлено строительство храма, так и не изменился. Его дочь еще в начале произведения сказала ему, что его дела должен заканчивать сама. Она искупила его грехи. Первым шагом очищения для нее стали искренние слезы: «Атилія плакала над урнами, установленным когда-то вдоль дорожек несчастным Шуваковичем для сбора слез».
Но самым главным ее шагом было возвращение строителям отцовского долга и покаянное письмо Йовану Лествичнику.
Перед этим героиня получила послание от Дамаскина, который зашифровал его в названиях мебели. С помощью циркуля и компаса Атилія догадывается, что ей нужно ехать в монастырь. Там ее хорошо приняли. После возвращения домой Атилія рассчитывается с долгами отца, извиняется перед строителями.
Потом героиня понимает, что ее вновь зовет Дамаскин. Разгадав послание строителя, она нашла дорогу к только что построенного храма Введения, который, как оказалось, принадлежал ей. Священник вручил ей два обручальных кольца - подарок от двух Йованів и отрублен палец в ящике.
В начале произведения отмечалось, что в новелле есть большое количество деталей, которые через их символическое значение «подсказывают читателю путь к пониманию произведения. В связи с этим нужно сказать о такую символическую деталь, как циркуль. Плотницкий циркуль в Павлина является символом измерения жизненного пути героев, указывает выбор направления этого пути. Но чтобы понять направление движения, нужна внутренняя духовная работа, душевность, отзывчивость и доброта. Атилії присущи такие черты: она сердцем чувствовала, что всем на земле управляет любовь, еще в детстве вырастила во сне и в воображении дитя, она любит все живое на земле.
Циркуль - инструмент для вычерчивания совершенного круга. В средние века был символом космического порядка и запланированного действия. Особое значение ему оказывала тайная традиция строительства соборов. В древних книгах изображен Творца, который чертит земные круги. В свободных каменщиков разведены под прямым углом ножки циркуля указывают на идеальный баланс духа и тела. Угол над циркулем символизирует превосходство материального, проникновения или перекрещивания - равновесие духовного и материального, циркуль над углом - владение духовным. А это означает, что материальный мир отражает мир духовный, что все события в жизни человека зависят от чистоты его помыслов, а путь к храму лежит через покаяние и искупление грехов.
В Атилії ее поиск своего пути также связанный с этим символом: именно с его помощью она разгадывает послание Дамаскина и движется в правильном направлении.
Так, с помощью образа Атилії, динамики ее внутренних изменений Милорад Павич подводит читателя к мысли, что, выбирая свой жизненный путь, надо стремиться моральной чистоты (строить храм на небе), строить храм в собственной душе, и только при этом условии человек будет счастливо жить.
Атилія разгадала таинственные знаки Дамаскина и при помощи оставленного строителем циркуля нашла дорогу к храму, построенному для нее.