ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Лермонтов Михаил Юрьевич

(1814-1841)

Жизнь и творчество

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье капитана в отставке. Рано остался без родителей. Воспитывался бабушкой Есть. О. Арсеньєвою, которая дала ему раВНОстороннее образование. Детство Лермонтова прошло в ее имении - с Тарханы (Пензенская пыль.), где будущий поэт наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народной песне, преданий, Степана Разина, Емельяна Пугачева. Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ (1818, 1820, 182Ь) В 1828-1830 гг. учился в Московском университетском благородном пансионе; начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»). Большое значение для формировании! мировоззрения Лермонтова имели годы пребывания в Московском университете (1830-1832) одновременно с Белинским, Герценом, Огарьови м, которые уже тогда имели влияние на общий идейный уровень студенчестве! В это время поэт написал лирические стихи, поэмы, драмы, выразили ненависть к деспотической власти и крепостного права. После и столкновения с реакционной профессурой Лермонтов покинул университет. переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских под флаг ков и кавалерийских юнкеров, в которой провел «два страшных года., заполнены военной муштрой. Урывками, тайком Лермонтов работал здесь над романом «Вадим».

В 1834р. он закончил школу и стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе, но много времени проводил в Петербурге. В это время он пишет драму «Маскарад» (1835).

Неожиданный поворот в творчестве и судьбе поэта произошел 1837і стихотворение «Смерть поэта» - гневный отклик на гибель Пушкина - осуждал не только убийцу, но и знать при дворе - виновницу трагедии что произошла. Это произведение в списках разошелся по всей России. Лермонтов был арестован, а затем переведен в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии.

Во время ссылки он встречался с опальными декабристами, познакомился с грузинской интеллигенцией, интересовался фольклором горских народов, их бытом и языком. Кавказские темы заняли Прочное место в творчестве Лермонтова - писателя и художник»

У1838 г. после ходатайств его бабушки Арсеньевой и Жуковской м Лермонтова было переведено к Гродненского гусарского полка, и эти и стоял под Новгородом. Через полгода ему разрешили вернуться в лейб-гвардии Гусарский полк. Стихи Лермонтова стали регулярно появляться в прессе.

Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...». Лермонтов сблизился с редакцией журнала «Отечественные записки», познакомился с Белинским. В феврале 1840 года за дуэль с Эрнестом де Барантом, сыном французского посла, Лермонтова было отдано военного суда и впоследствии выслан на Кавки и в действующей армии. Как участника тяжелого боя на реке Валерік в Чечні. его дважды представляли к наградам, но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 г. Лермонтов позволили короткий отпуск в столицу для свидания с Арсеньєвою, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни поэт создал свои лучшие стихи: «Родина», «Утес», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение Лермонтова - «Пророк».

Возвращаясь к полку, он задержался для лечения в Пятигорске. Тайные недоброжелатели способствовали возникновению ссоры между кем и офицером Мартыновым и не предотвратив дуэли, которая закончилась убийством поэта. Произошло это 15 июля 1841 г.

Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске. (ом гроб с его телом перевезли в с. Тарханы и погребен в семейном склепе Арсеньевых.

Лермонтов выступил в русской литературе как наследник и продолжатель Пушкина в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825 г.) искала новых путей развития. Уже юношеская поэзия Лермонтова была проникнута страстной мечтой о свободе, призывала к действию. Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и гострокритичний взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах заметна тоска по идеалу. Развивая некоторые художественные принципы Пушкин, Лермонтов выразил новый этап в развитии русской общественной сведения, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, о которой Велінський писал: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, Что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова вдохновляли традиции романтической лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Дж. Байрона. Особенности романтического искусства отвечали индивидуальном состава Лермонтова-поэта, помогли ему выразить свободолюбивые и бунтующие идеалы, утвердить Идею свободы личности. Лермонтовский романтизм, далекий от всякой созерцательности, наполнен трагически заостренного чувства, напряженной мысли; при этом он включает элементы реалистического значения мира, которые постепенно становились доминирующими. Со второй половины 30-х годов творчество поэта становится более раВНОобраВНОй по содержанию, богаче жанрово и стилистически.

В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он ввел в русскую поэзию «железный стих», что отличался неслыханной доселе энергией выражения мнений.

Творчество поэта разделяют на три периода: ранний (1828-1832), переходный (1833-1836) и зрелый (1837-1841).

В конце первого периода М. Лермонтов многое переоценивает, в том числе и счастье, которое становится для него почти синонимом успокоенности, «Отмежеванности от несчастий и страданий, переполняющих жизнь.

Поэтому не случайно 1832 г. становится годом написания стихотворения «Парус», который стал не только итогом ранней лирики поэта, но и классикой русской поэзии. За символико-пейзажными картинами и образу паруса в стихотворении вырисовывается целостная художественная концепция человека и мира. Вся художественная структура произведения пронизана столкновением и единством противоположностей. Это свойственно и центральном обще-символическому образу паруса. С одной стороны, он является отражением авторского «я», его поисков своего места и назначения в океане бытия; с другой стороны олицетворяет человеческий дух, бесконечно развивается, его вечную незаспокоєність и неудовлетворенность настоящим, стремление в будущее. Противоречивое единство двух планов в образе паруса воплощается и в разделении каждой строфы на две равные части, где в первых двух строках живописно-изобразительными средствами воспроизводится «эпический» образ паруса и окружающего мира, а в следующих двух строках экспрессивно-выразительный, собственно «лирическое» комментарий к этим картинам.

Чисто романтический характер имеют большинство последних лермонтовських баллад, среди которых «Три пальмы» (1839). Три пальмы, что росли в далекие и аравийские пустыни и давали приют холодном ручье, мечтают быть полезными и жалуются Богу на свою никчемность. Но когда осуществилась их мечта и до оазиса подошел караван, под топором «...пали без жизни питомцы столетий». Переночевав, караван продолжив свой путь, оставив позади себя лишь «пепел седой и холодный».

И ныне все дикой пусто кругом -

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит -

Его лишь песок раскаленный заносит...

Это произведение, как и другие баллады этого периода (1837-1841), отличается единством природного и человеческого мира, реального и фантастического, при моей и аллегорического, а также морально-философского аспектов изображения.

«Облака»

В марте 1840 г. за дуэль с Э. де Варантом, сыном французского посла, Лермонтов был переведен в Тенгінського полка и должен был уехать на Кавказ. Друзья и приятели собрались в квартире Кармазіних, чтобы попрощаться со своим юным товарищем. Тронут вниманием к себе, поэт, стояли у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невой, написал стихотворение «Тучи». В этом произведении переживания Лермонтова приобретают живописно-обраВНОго и одновременно аллегорического выражения. Пейзажные образы здесь символические и заменяют собой непосредственное изображение лирического героя. Поэт называет причины возможного гонения человека, а не того, что гонит облака. Что может заставить лирического героя покинуть родной край? Среди причин, кроме «судьбы решения», Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступление и пап страшнее - «друзей клевета ядовитое». Какой же одинокой имеет буи и такой человек! На кого ей надеяться? Поэт избегает ответа. И в последней строфе, как выдох отчаяния, звучит слово «нет». Ощущение личной неволи одинокой и гонимой человека с особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи». Стихотворение положили на музыку около 40 композиторов.

«Мцыри»

Главный герой поэмы - мцыри (послушник); это кавказский юноша, попавший к русским. Генерал забрал его с собой, но в дороге Мцыри заболел и был оставлен в монастыре для лечения.

В разработке эпизодов и мотивов поэмы поэт использовал грузинский фольклор.

Предшествует сочинению эпиграф из Книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Он указывает на трагическую обреченность героя. Вся поэма, кроме эпического зачина, где рассказывается предыстория героя, является исповедью-монологом Мцыри. Он выступает главным действующим лицом и рассказчиком о дне жизни на свободе, которым противостоит монастырь - символ замкнутого пространства, враждебного открытой души героя. Мцыри прежде всего герой действия, непосредственного поступка. В отличие от героев пушкинских романтических поэм, он - «естественный человек», что вынуждена жить в неволе. Убегая из монастыря, Мцыри мечтает вернуться в родную стихию, в страну отцов, к самому себе. Однако жизнь н монастыре сказалось на юноше: могучий дух обречен на гибель в чужом устройстве, но и к воле Мцыри не приспособлен. Путь героя в открытом пространстве внутренне замкнут: Мцыри движется по кругу. Сначала природа не изменяет его ожиданий: он радуется,рассказывает старому монаху о первоначальных впечатлениях от родного края; о том, что он понимал «думы» скал и духовную жизнь всей природы. Он будто слился со всей вселенной и понял смысл мироздания. Его смутила молодая грузинка, что встретилась на пути; он победил барса. Однако он и страшився стихийных сил. Символическим выражением бесполеВНОсти желаемой гармонии стало самопроизвольное возвращение к монастырю и услышаны колокола.

Трагическое бессилие героя приводит к отказу от всяких поисков. Парень терпит поражение, но это не отменяет стремления к свободе, стремлений гармонии с природой, с бытием. Уже сами по себе эти порывы является символом непримиримого, не успокоенного и мятежного духа. Несмотря IB том что сила духа угасает без «пищи» и Мцыри ищет прибежища «в раю, ее праздником, заоблачном краю», он все-таки готов обменять «рай и вечность» на вольную, полную опасностей жизнь в стране отцов. Страдания тревоги героя умирают вместе с ним; желаемой свободы не достигнуто.

Трагизм Мцыри не только в том, что он не находит конкретного Пути, который ведет на родину, к свободной жизни, но и в том, что такого пути нет вообще, потому что нет возврата к историческому прошлому. В поэме «Мцыри» отражено «вечный ропот человека», его вечный поиск, неустанную борьбу за созидание и утверждение в себе и в мире высших человеческих ценностей, исторически накапливаются и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.

У Лермонтова много стихов - «двойников». Напряженные поиски, энергия духовно растущей души приводили поэта к возвращению мотивов, тем и даже композиций стихов. Такими «двойниками» являются стихотворения «Монолог» и «Дума». «Дума» - один из величайших стихотворений поэта, посвященных теме гражданской. Это произведение - размышления наедине с собой. «Печально я гляжу на наше поколенье!» - так начинается стихотворение, но лирический герой не отделяет себя от своих современников, хотя и может посмотреть на них как бы «сбоку». Так появляется общее «мы». Равнодушие, с которым поколение лирического героя дряхлеет к жизни, даже к своей судьбе, заслуживает осуждения. Жажда действий, активного участия в жизни страны, что свойственна лишь единицам и не поддержана целым поколением, приводит к тому, что «в начале поприща мы вянем без борьбы». Не отождествляя своей позиции с позицией поколения, поэт в то же время чувствует себя и в нем, и вне его.

Поэт чувствует себя все самотнішим. Тема одиночества остается одной из главных в зрелой лирике поэта. Об этом свидетельствуют много стихов, среди которых «И скучно, и грустно...» (1840). В этих произведениях - искреннее и глубокое страдание от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, стремление вырваться из ее трагического круга. Стихотворение «И скучно, и грустно...» - настоящая лирическая исповедь.

Поэт с печалью говорит о том, что «некому руку подать как горе в душу прилине...» Он скорбит глубоко и искренне о том, что в жизни «и радость, и мука, и все это изменчиво!». Да и сама жизнь в целом, «как посмотришь на него внимательно вокруг - Лишь шутка, где ни содержания, ни смысла нет!» Произведение написано амфібрахієм.

Первой и третьей строки длиннее - так поэт передает неторопливость размышлений. Вторая и четвертая строки не только короче, но еще и раВНОй длины. Это помогает Лермонтову воссоздать настроение колебания и сумму.

Стихотворение «На дорогу иду я в одиночестве...» (1841) заключает долгие раздумья Лермонтова над проблемой «человек и природа» или даже «человек и вселенная». Двадцать строк произведения поражают художественной выразительностью и композиционным совершенством. Мир природы полон гармонии, сначала резко противостоит человеку с ее смущенным внутренним «я», муками, отчаянием. Но дальше возникает представление о возможности слияния с природой и примирения с людьми, не теряя при этом своего «я». Жду только я тишины до тревоги. Я бы хотел так спокойно заснут.

Это - желание гармонии, стремление преодолеть плен, диссонансы и зло мира, но преодолеть не борьбой, не поединком, а достигнув гармонии без усилий. Поэт, что всегда желал изменения состояний, всегда порывистый, теперь желает покоя вечности. В этом и его усталость, и признание истинных ценностей бытия: свободы и покоя, тишины, гармонии, любви.

Стихотворение отличается глубоким философским смыслом. Он чрезвычайно эмоциональный, пронизанный горячим чувством любви к людям, природе и миру.

«Герой нашего времени»

Роман состоит из пяти частей - повестей, каждая из которых имеет свое название, свой сюжет и жанрово отличается от остальных. Но главный герой объединяет все эти повести в целое, в единый роман.

Историю разочарованной печорінської души изложено в сповідальних записках героя со всей безпощадністю самоанализа Печорин бесстрашно говорит и о своих идеалистические порывы, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Однако этого мало для создания объемного образа; Лєрмонтов вводит в повествование других рассказчиков, не «печорінського» типа - Максима Максимича, странствующего офицера, Верой, княжной Мери, Грушницького, доктора Вернера. Все описания внешности героя тоже направлены на отражение души (через лицо, глаза, фигуру и детали одежды). Лєрмонтов относится к своему герою не иронично; однако сам тип печорінської личности, возникший в определенное время и в определенных обстоятельствах, - ироничный. Так задается дистанция между автором и героем; Печорин совсем не alter ego Лермонтова.

Характер Печорина задан с самого начала и остается неизменным; духовно он не растет, но от эпизода к эпизоду читатель все глубже погружается в психологию героя, чей внутренний состав вроде не имеет дна, принципиально неисчерпаем. В этом и заключается суть печорінської души, ее загадочность, странность и привлекательность. Печорин постоянно испытывает «скуку», неудовлетворенность, чувствует над собой власть судьбы, которая ставит пределы его душевной деятельности, ведет его от катастрофы к катастрофе, которые угрожают как самому герою («Тамань»), так и другим персонажам («Бэла», «Княжна Мэри»). Печорин сам себе кажется демоническим существом, злым орудием божественной воли, жертвой проклятия.

Ощущая жизнь как банальность, каждый раз Печорин все же надеется, что новое любовное приключение освежит его чувства и обогатит его ум. Но скептический ум Печорина уничтожает непосредственность чувства, власть над женщиной оказывается для него важнее, чем искренность чувств. Любовь превращается в игру, которой руководит ро-пум, на игру судьбами женщин, которые должны жертвовать собой, испытывать «преданность и страх» и тем тешить «нашу гордость». Герой тоже готов жертвовать собой ради женщин, но отказывается жертвовать своей свободой ради чужого счастья. Через это он не способен и на Искреннюю дружбу. Для Вернера Печорин лишь приятель, который сохраняет дистанцию в отношениях. Свою сторонність он дает почувствовать и Максиму Максимичу, избегая дружеских объятий. Так Печорин невольно, бессознательно становится эгоистом.

Кто виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», на лишнего человека? Сам герой отвечает на это вопрос так: «Во мне душа испорчена светом», то есть светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. «Моя бесцветная молодость, протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь ни смешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Автор постоянно подводит нас к мысли: Печорин не научился определять для себя высокую, благородную цель. А это делает его в жизни «лишним» человеком. В 20-е годы XIX в. из дворянского общества вышли декабристы. А Печорин - человек 40-х pp., типичный герой своего времени.

Роман «Герой нашего времени» является торжеством лермонтовское реализма. Он насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанию. Художественным открытием непреходящего значения стал образ главного героя романа - Григория Александровича Печорина, которого показана на широком фоне жизни русского общества. Лермонтов обнажает в своем герое трагические противоречия между глубиной его натуры те бесплодием действий. Идейно-творческая зрелость писателя сказалась и в художественном новаторстве романа, в совершенстве его композиции, в тонком, психологически мотивированном раскрытии характеров и душевной жизни персонажей, в несравнимой по своей точностью и чистотой и языке, которым восхищались М. В. Гоголь, Л. М. Толстой и А. П. Чехом

Это интересно!

М. Ю. Лєрмонтов кроме литературного творчества серьеВНО увлекался живописью, музыкой, любил математику. Математику великий поэт знал еще и с ряды Московского университетского пансиона, в котором учился до поступления в Московский университет. Д. И. Милютин, его современник, вспоминает, что до учебного курса пансиона входили наряду с историей, словесністю, правом, и этикетом элементы высшей математики (аналитическая геометрия, начало дифференциального и интегрального исчисления). Эта наука давалась Лермонтову на удивление легко, притягивала его на протяжении всей жизни. В своих переездах из одного места службы на другое он всегда возил с собой учебник математики французского автора Непре.

Співслужбовці поэта вспоминают о его математические забавы, основанные на и отгадывании задуманного числа с помощью специально запутанных арифметических и алгебраических действий. Эти шутки развлекали офицеров полка.

А. А. Лопухин, близкий товарищ Лермонтова по кавалерийскому училищу, сообщает следующее: «как-То раз, приехав в Москву, он заперся в кабинете и до глубокой ночи просидел над решением какой-то математической ; задачи». К сожалению, нам уже никогда не узнать, какую именно задачу решал поэт, но, судя по диапазону его математических знаний, это могло быть и логарифмическое уравнение, и пример для дифференцирования, и сложный интеграл. Так и не решив задачи, Лєрмонтов, крайне измученный, заснул. И тут ему приснился какой-то математик, любеВНО подсказал решение. Проснувшись, Лєрмонтов записал «подсказку» и даже нарисовал портрет таинственного незнакомца. То, что решение задачи произошло во сне, не вызывает удивления. Но кого изобразил поэт? Оказывается, незнакомец очень похож на изобретателя логарифмов - шотландского математика Джона Непера (1550-1617). Есть еще предположение, что на портрете был изображен испанский герцог Лерма (1552-1623), от которого, по семейному преданию, происходило фамилия Лермонтова.