ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

11 класс

 

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ДРАМАТУРГИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

 

Г. ИБСЕН

 

ОБРАЗЕЦ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Проблема семейного счастья в П'ЕСІ Г. Ибсена «Кукольный дом»

В творчестве Г. Ибсена есть ряд произведений, которые исследователи условно называют «пьесами о человеческой душе». Социально-психологическая драма «Кукольный дом» относится именно к ним.

В каждый период своего творчества Генрик Ибсен уделял внимание определенной тематике. В драме «Кукольный дом» автор в центр внимания поставил проблему семейного счастья.

Почему в конце XIX - начале XX веков эта проблема стала предметом внимания Ибсена и других художников? В обществе разворачивалось движение феминизма: женщины провозглашали право на независимость от мужчин, требовали право получать образование наравне с мужчинами, боролись за возможность самим решать свою судьбу. Как наблюдательный, внимательный человек, Ибсен не мог обойти болезненной проблемы современности: он сделал ее центральным в произведении.

Раскрыть главную мысль произведения поможет анализ названия драмы «Кукольный дом». В чем символика?

Слово «дом» вызывает разные ассоциации. Первая из них - крепость. До своего дома, как в крепости, люди привыкли относиться еще со времен Средневековья, когда, собственно, и строили эти самые крепости. В них жили семейные кланы, от единства, верности и преданности членов которых зависела жизнь и крепости, и ее жителей. Итак, слово «дом» вызывает ощущение надежности, прочности, уютности. Еще одно слово, которое приходит на ум - «родной».

Но ни одно из этих слов не вошло в название драмы. Вместо них - слово «кукольный».

Кукольный дом строится для кукол. Следовательно, ему не нужно быть родным, прочным, надежным, ведь главная его черта - неподлинность. Он не соответствует определению «крепкий», потому что малый и легко разрушается, его не назовешь гостеприимным, родным, ведь никакие из перечисленных качеств куклам не присущи. Итак, с первого строке пьесы возникает ощущение ненастоящести, искусственности, легкомыслия, но, вместе с тем, изысканности и красоты, холодной, кукольной.

Действительно, эта красота просто бросается в глаза с первых сцен: красивая жена, прекрасные дети, уютный дом, мужчина, который получил повышение по службе. Но внимательный читатель сразу замечает искусственность. Она в пренебрежительном отношении Хельмера к жене и его обращениях к ней: «белочка», «жаворонок»; она в чрезмерной веселости Норы, также искусственной, как выясняется в ходе пьесы, в ее попытках изображать из себя легкомысленную куклу и марнотратку. Единственное, что в ее жизни настоящее - любовь к мужчине. Но и оно окажется лишь иллюзией.

За безупречной служебной репутацией и внешним приличием Торвальда Хельмера, мужа Норы, прячутся эгоизм, мелочность, жестокость, равнодушие и лицемерие. Его ласковое отношение к жене меняется на противоположное через, на взгляд современного человека, курьезную ситуацию: Нора взяла деньги в долг, чтобы спасти жизнь мужа. Женщина подделала подпись отца, ведь не имела права на ссуду, но под подписью поставила число, когда отца уже не было среди живых. И тот самый Хельмер вместо благодарности пытается избавить Нору права воспитывать детей и жить с ним под одной крышей.

Приходит на ум высказывание А. де Сент-Экзюпери: «Любить - это не значит смотреть друг на друга. Любить - значит смотреть вместе в одном направлении». Кажется, Хельмер смотрел на Нору, но видел в ней... себя: любовался самовлюбленно ее вниманием где себя, представляя себя лучшим среди мужчин, радовался ее желанием и готовностью его развлекать, надимався от гордости за то, что он, такой умный, такой ласковый к легкомысленной жены-транжиры. Итак, смотрел, как в зеркало, которое уверяло его в собственной привабливості. их взгляды на жизнь оказались противоположными: ее жертвенность ради семьи и эгоизм мужа нельзя назвать одинаковым отношением к жизни: итак, «смотрели» они в разные стороны.

Нора была куклой для отца, потом для мужа. Эта сильная и самодостаточная женщина вынуждена играть роль куклы и подавлять в себе естественные порывы. Любящая мать, она играет с детьми, как с куклами. Иначе в кукольном доме быть не может. Но она - настоящая. Именно поэтому женщина уходит в никуда, чтобы жить настоящей жизнью. Семейная идиллия оказалась лишь красивой картинкой.

Как видим, Нора почувствовала ужасную пропасть между собой и мужем, она осознала противоречие между внешней видимостью и внутренней сущностью Торвальда и своей семейной жизни. Это привело ее к осознанию того, что дальше так жить нельзя, и до решения уйти из дома.

Конфликт в пьесе не решена, а Нора уходит в неизвестность, «чтобы стать человеком». Для нее все только начинается.

Ибсен, безусловно, сочувствует своей героине. Он утверждает, что семейное счастье возможно только при условии искренности и доброты в семье. И это важный урок для тех, кто хочет построить настоящую семью.